Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу n А46-3425/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/аВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 23 июня 2010 года Дело № А46-3425/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Золотовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4220/2010) Министерства экономики Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 по делу № А46-3425/2010 (судья Захарцева С.Г.), по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» к Министерству экономики Омской области о признании недействительным предписания от 12.02.2010 № 293-Л при участии в судебном заседании представителей: от Министерства экономики Омской области – Тамп Е.А. (удостоверение № 351 выдано 16.02.2009) по доверенности от 12.05.2009 № 11/09 сроком действия 3 года; Лахин А.В. по доверенности от 27.03.2009 № 09/09 сроком действия 3 года; от открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» - Гордеев Е.В. по доверенности от 01.12.2009 №136-Д сроком действия до 31.12.2010; установил: решением от 26.04.2010 по делу № А46-3425/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» (далее по тексту – ОАО «Газпромнефть-Омск», Общество), признал недействительным предписание Министерства экономики Омской области (далее по тексту – Министерство экономики) от 12.02.2010 № 293-Л об устранении в срок до 15.03.2010 нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции согласно лицензии ОМС № 000010 от 17.02.2006 и представлении в отдел лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области документов, подтверждающих факт устранения. Суд взыскал с Министерства экономики Омской области в пользу ОАО «Газпромнефть-Омск» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что право на осуществление продажи алкогольной продукции в магазине при АЗС подтверждено приложением к лицензии, действующей на момент вынесения предписания. Кроме того, лицензирующий орган не доказал факт розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах, в которых пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» их продажа запрещена, а именно: в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. При этом, суд пришел к выводу о неприменении в данном случае определения понятия «источник повышенной опасности», данного в стать 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации. Министерство экономики в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции допустил неверное толкование нормы пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которая напрямую запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности, перечень которых, указанный в данной норме не является исчерпывающим. АЗС (МТЗС) в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229 относится к источникам повышенной опасности. Кроме того, данный факт уже установлен решением Арбитражного суда Омской области от 03.11.2009 по делу № А46-20140/2009 по спору между этими же лицами. Соответственно, Общество, осуществляя розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазине при АЗС нарушает требования Федерального закона № 171-ФЗ. Общество в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Общество ссылается на то, что право на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на объекте – магазин при АЗС № 26 подтверждено лицензией на данный вид деятельности, факт незаконности выдачи которой не установлен. По мнению Общества, не доказан факт отнесения многотопливного автозаправочного комплекса к источникам повышенной опасности. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства экономики поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Представитель Общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда первой инстанции – оставить без изменения. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Министерства экономики и ОАО «Газпромнефть-Омск», изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. 17.02.2006 Министерством экономики выдана ОАО «Газпром-Нефть» лицензия регистрационный номер ОМС № 000010 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия с 17.02.2006 до 17.02.2011, в том числе на объекте: магазин при АЗС № 26 (Омская область, Омский район, д.Зеленое поле, квартал «Полевой»). 01.02.2010 министром экономики Омской области Мураевым И.Г. было выдано распоряжение № 324-к о проведении внеплановой проверки ОАО «Газпромнефть-Омск» на обособленном подразделении, расположенном по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, квартал «Полевой» (магазин при АЗС). В ходе проведения проверки было выявлено, что Обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в месте нахождения источника повышенной опасности, о чем составлен акт от 12.02.2010 № 4. По результатам выявленного нарушения в отношении ОАО «Газпромнефть-Омск» было вынесено предписание от 12.02.2010 № 293-К, которым в срок до 15.03.2010 Обществу предложено устранить выявленное нарушение и представить документы, подтверждающие факт их устранения. Общество, полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным. Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. Означенное решение обжалуется Министерством экономики в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, по следующим основаниям. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту – Федеральный закон № 171-ФЗ) в силу пункта 1 статьи 1 данного закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в пункте 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту – Правила). Таким образом, закон напрямую запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, в том числе, местах нахождения источников повышенной опасности. При этом законом не установлен исчерпывающий перечень мест нахождения источников повышенной опасности. Указание в пункте 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ в скобках: в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, свидетельствует о том, что закон определяет, что данные объекты относятся к местам нахождения источников повышенной опасности, но не означает, что данный перечень является исчерпывающим. Статьей 3 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Понятие источника повышенной опасности определено статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.). Выводы суда первой инстанции о том, что данная норма к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению в силу неприменения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, суд апелляционной инстанции отклоняет. Как верно указывает Министерство экономики, публичными являются правоотношения между Министерством и ОАО «Газпромнефть-Омск», связанные с выдачей лицензии, ее переоформлением, прекращением действия, проведением проверок. Запрет же на продажу алкогольной продукции, установленный пунктом 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и пунктом 136 Правил связан с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции, то есть напрямую вытекает из регулирования гражданско-правовых отношений сторон договора купли-продажи, в связи с чем для определения понятия «источник повышенной опасности» подлежат применению нормы гражданского законодательства. Выводы суда первой инстанции в этой части не основаны на нормах действующего законодательства. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к Закону № 116-ФЗ. В силу подпункта «в» приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), принятых и введенных в действие приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.082001 № 229, определено, что АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств. В соответствии с ГОСТом 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) «Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 12.12.1989 № 3683, национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.08.2005 № 217-ст, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, Нормами пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (НПБ 111-98*), утвержденными приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.98 № 25, нефтепродукты, прием, хранение, выдача (отпуск) и учет которых осуществляется на АЗС, относятся к легковоспламеняющимся жидкостям. Из указанных норм следует, что на АЗС осуществляется деятельность, связанная с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу, то есть деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих, в силу чего АЗС относятся к источникам повышенной опасности. Кроме того, вопрос отнесения АЗС к источникам повышенной опасности являлся предметом рассмотрения Арбитражного Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу n А70-14380/2009. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|