Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу n А46-3425/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 июня 2010 года

Дело № А46-3425/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 июня 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рыжикова О.Ю.

судей Ивановой Н.Е., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4220/2010) Министерства экономики Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 по делу № А46-3425/2010 (судья Захарцева С.Г.),

по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск»

к Министерству экономики Омской области

о признании недействительным предписания от 12.02.2010 № 293-Л

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства экономики Омской области – Тамп Е.А. (удостоверение № 351 выдано 16.02.2009) по доверенности от 12.05.2009 № 11/09 сроком действия 3 года; Лахин А.В. по доверенности от 27.03.2009 № 09/09 сроком действия 3 года;

от открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» - Гордеев Е.В. по доверенности от 01.12.2009 №136-Д сроком действия до 31.12.2010;

установил:

решением от 26.04.2010 по делу № А46-3425/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» (далее по тексту – ОАО «Газпромнефть-Омск», Общество), признал недействительным предписание Министерства экономики Омской области (далее по тексту – Министерство экономики) от 12.02.2010 № 293-Л об устранении в срок до 15.03.2010 нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции согласно лицензии ОМС № 000010 от 17.02.2006 и представлении в отдел лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области документов, подтверждающих факт устранения.

Суд взыскал с Министерства экономики Омской области в пользу ОАО «Газпромнефть-Омск» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что право на осуществление продажи алкогольной продукции в магазине при АЗС подтверждено приложением к лицензии, действующей на момент вынесения предписания. Кроме того, лицензирующий орган не доказал факт розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах, в которых пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» их продажа запрещена, а именно: в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. При этом, суд пришел к выводу о неприменении в данном случае определения понятия «источник повышенной опасности», данного в стать 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Министерство экономики в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции допустил неверное толкование нормы пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которая напрямую запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности, перечень которых, указанный в данной норме не является исчерпывающим. АЗС (МТЗС) в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229 относится к источникам повышенной опасности. Кроме того, данный факт уже установлен решением Арбитражного суда Омской области от 03.11.2009 по делу № А46-20140/2009 по спору между этими же лицами. Соответственно, Общество, осуществляя розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазине при АЗС нарушает требования Федерального закона № 171-ФЗ.

Общество в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Общество ссылается на то, что право на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на объекте – магазин при АЗС № 26 подтверждено лицензией на данный вид деятельности, факт незаконности выдачи которой не установлен.

По мнению Общества, не доказан факт отнесения многотопливного автозаправочного комплекса к источникам повышенной опасности.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства экономики поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Министерства экономики и ОАО «Газпромнефть-Омск», изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

17.02.2006 Министерством экономики выдана ОАО «Газпром-Нефть» лицензия регистрационный номер ОМС № 000010 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия с 17.02.2006 до 17.02.2011, в том числе на объекте: магазин при АЗС № 26 (Омская область, Омский район, д.Зеленое поле, квартал «Полевой»).

01.02.2010 министром экономики Омской области Мураевым И.Г. было выдано распоряжение № 324-к о проведении внеплановой проверки ОАО «Газпромнефть-Омск» на обособленном подразделении, расположенном по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, квартал «Полевой» (магазин при АЗС).

В ходе проведения проверки было выявлено, что Обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в месте нахождения источника повышенной опасности, о чем составлен акт от 12.02.2010 № 4.

По результатам выявленного нарушения в отношении ОАО «Газпромнефть-Омск» было вынесено предписание от 12.02.2010 № 293-К, которым в срок до 15.03.2010 Обществу предложено устранить выявленное нарушение и представить документы, подтверждающие факт их устранения.

Общество, полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Министерством экономики в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту – Федеральный закон № 171-ФЗ) в силу пункта 1 статьи 1 данного закона.

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в пункте 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту – Правила).

Таким образом, закон напрямую запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, в том числе, местах нахождения источников повышенной опасности. При этом законом не установлен исчерпывающий перечень мест нахождения источников повышенной опасности.

Указание в пункте 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ в скобках: в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, свидетельствует о том, что закон определяет, что данные объекты относятся к местам нахождения источников повышенной опасности, но не означает, что данный перечень является исчерпывающим.

Статьей 3 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Понятие источника повышенной опасности определено статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).

Выводы суда первой инстанции о том, что данная норма к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению в силу неприменения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, суд апелляционной инстанции отклоняет.

Как верно указывает Министерство экономики, публичными являются правоотношения между Министерством и ОАО «Газпромнефть-Омск», связанные с выдачей лицензии, ее переоформлением, прекращением действия, проведением проверок. Запрет же на продажу алкогольной продукции, установленный пунктом 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и пунктом 136 Правил связан с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции, то есть напрямую вытекает из регулирования гражданско-правовых отношений сторон договора купли-продажи, в связи с чем для определения понятия «источник повышенной опасности» подлежат применению нормы гражданского законодательства.

Выводы суда первой инстанции в этой части не основаны на нормах действующего законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к Закону № 116-ФЗ.

В силу подпункта «в» приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), принятых и введенных в действие приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.082001 № 229, определено, что АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.

В соответствии с ГОСТом 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) «Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 12.12.1989 № 3683, национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.08.2005 № 217-ст, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, Нормами пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (НПБ 111-98*), утвержденными приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.98 № 25, нефтепродукты, прием, хранение, выдача (отпуск) и учет которых осуществляется на АЗС, относятся к легковоспламеняющимся жидкостям.

Из указанных норм следует, что на АЗС осуществляется деятельность, связанная с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу, то есть деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих, в силу чего АЗС относятся к источникам повышенной опасности.

Кроме того, вопрос отнесения АЗС к источникам повышенной опасности являлся предметом рассмотрения Арбитражного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу n А70-14380/2009. Изменить решение  »
Читайте также