Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу n А75-10642/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 26 апреля 2011 года Дело № А75-10642/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рожкова Д.Г., судей Рябухиной Н.А., Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Айвазян Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1822/2011) Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2011, вынесенное по делу № А75-10642/2010 (судья Намятова А.Р.) по заявлению Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» об установлении фактов, имеющих юридическое значение, заинтересованные лица: Администрация Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, при участии в судебном заседании представителей: от Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» - представитель Малярчук А.В. (паспорт, по доверенности № 13-11-815 от 07.12.2010); от Администрации Омской области - представитель не явился, извещено; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО - Югре - представитель не явился, извещено; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Хлынцева О.С. (удостоверение, по доверенности № 8-Д от 11.01.2011), установил:
Федеральное государственное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее – ФГУ «Обь-Иртышводпуть», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факта передачи в оперативное управление заявителя на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 23.08.2000 № 826-РК по акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 жилого дома общей площадью 86,5 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Сытомино, ул.Набережная, д. № 38). Определением суда от 20.12.2010 в порядке части 2 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее - ТУ Росимущества в ХМАО-Югре), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области). Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2011 по делу № А75-10642/2010 заявление ФГУ «Обь-Иртышводпуть» оставлено без рассмотрения. ФГУ «Обь-Иртышводпуть» из федерального бюджета возвращено 2 000 руб. государственной пошлины. Не согласившись с вынесенным судом определением, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что право оперативного управления заявителя на спорный объект установлено вступившими в законную силу судебными актами, а заявитель просит установить, что поименованный в передаточных документах как «жилой дом с.Сытомино 108 кв.м. год ввода в эксплуатацию 1991» и указанный в свидетельстве о государственной регистрации права серии 72 НК 3 054881 объект права являются одним и тем же объектом недвижимости. Заинтересованные лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили. Администрации Омской области и ТУ Росимущества в ХМАО-Югре надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУ «Обь-Иртышводпуть» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ТУ Росимущества в Омской области высказался в пользу жалобы ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившихся представителей, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое определение суда подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела, заявителю отказано в государственной регистрации права оперативного управления на жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Сытомино, ул. Набережная, д. № 38. В связи с невозможностью получения подлинных документов, подтверждающих передачу указанного имущества в оперативное управление ФГУ «Обь-Иртышводпуть», необходимых для государственной регистрации права оперативного управления, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об установлении факта передачи в оперативное управление заявителя на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 23.08.2000 № 826 -РК по акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 жилого дома общей площадью 86,5 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Сытомино, ул. Набережная, д. № 38, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» указывает, что спорный объект передан ему в оперативное управление. Кроме того, сущность указанных истцом обстоятельств, которые он просит установить как юридические факты, в отсутствие подтверждающих эти обстоятельства документов, и при отсутствии сведений, что соответствующие обстоятельства имели место, в действительности свидетельствуют о возможности разрешения вопросов о передаче объектов в оперативное управление только в исковом порядке. Оценив требование ФГУ «Обь-Иртышводпуть» об установлении факта передачи в оперативное управление ФГУ «Обь-Иртышводпуть» на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 23.08.2000 № 826-РК по акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 жилого дома общей площадью 86,5 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Сытомино, ул. Набережная, д. № 38, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Из текста заявления и материалов дела следует, что требования заявлены относительно жилого дома общей площадью 86,5 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Сытомино, ул. Набережная, д. № 38. ФГУ «Обь-Иртышводпуть» обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта передачи в оперативное управление указанного имущества. В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит в том числе право хозяйственного ведения. В соответствии с частью 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В силу статьи 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем при решении вопроса об установлении факта передачи в оперативное управление, равно как и оснований его возникновения, разрешению подлежат вопросы права, а не факта. Возможность обращения в суд с иском о признании права вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиками по иску о признании права собственности (оперативного управления) являются лица, которые считают себя собственниками спорного имущества (застройщик, орган местного самоуправления и др.). Признание или отказ в признании права собственности (оперативного управления) происходит в рамках рассмотрения соответствующего иска. Именно в этом случае решение суда об удовлетворении иска является основанием для регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ и пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). То обстоятельство, что сведений об отсутствии у каких-либо лиц притязаний в отношении спорного недвижимого имущества в материалах дела не имеется, само по себе не опровергает выводов арбитражного суда о возникновения спора о праве. Вопросы наличия права оперативного управления на имущество могут быть исследованы, а материально-правовые основания его возникновения получить правовую оценку арбитражного суда только в рамках искового производства, с учетом различного состава и процессуального положения лиц, участвующих в деле, а также круга обстоятельств, подлежащих доказыванию (статьи 125, 168, 217, 221, 222 АПК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 217 АПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ, с особенностями, предусмотренными в главе 27. В силу части 3 статьи 217 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства. Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение», заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке. В пунктах 5 и 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 №76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» разъяснено, что заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства, а факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства. Довод подателя жалобы о том, что право оперативного управления заявителя на спорный объект установлено вступившими в законную силу судебными актами, а заявитель просит установить, что поименованный в передаточных документах как «жилой дом с.Сытомино 108 кв.м. год ввода в эксплуатацию 1991» и указанный в свидетельстве о государственной регистрации права серии 72 НК 3 054881 объект права являются одним и тем же объектом недвижимости, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: 1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; 4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта. В соответствии с частью 3 статьи 217 АПК РФ, пунктом 3 статьи 148 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении юридического факта без рассмотрения. При рассмотрении заявления ФГУ «Обь-Иртышводпуть» Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу n А46-13760/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|