Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу n А46-14467/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 июня 2011 года

                                                      Дело №   А46-14467/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  07 июня 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 июня 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3116/2011) открытого акционерного общества «Омский речной порт» (ОГРН 1025501179362)   на решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2011 по делу №  А46-14467/2010 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омский речной порт» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, при участии третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании недействительным решения от 19.08.2010 № 622/11-16/06732 (с учетом изменений, внесенных решением УФНС по Омской области от 27.10.2010 № 16-17/15623),

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Омский речной порт» – Маслов К.В. по доверенности от 08.09.2010 сроком действия 12 месяцев (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Стефанивская О.А. по доверенности от 09.08.2010 сроком действия 12 месяцев (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области – Сорокина О.В. по доверенности № 08/09595 от 27.12.2010 сроком действия до 31.12.20100 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

открытое акционерное общество «Омский речной порт» (далее – ОАО «Омречпорт», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее – Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.08.2010 №622/11-16/06732 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Омской области от 27.10.2010 №16-17/15623).

Решением Арбитражного суда Омской области от 17.03.2011 по делу № А46-14467/2010 в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «Омречпорт» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ОАО «Омречпорт» на основании свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей № КР-2-8-42от 20.05.1993 является пользователем земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021, расположенного по ул. Хлебная, 1, в городе Омске.

24.03.2010 налогоплательщик представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год.

Налоговым органом проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации, по итогам которой составлен акт №527 от 08.07.2010 и принято решение от 19.08.2010 №622/11-16/06732 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным ненормативным правовым актом налогоплательщику был доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 5 933 019 руб., пени в сумме 303 424 руб. 47 коп. Кроме того, общество было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 186 604 руб., а также ему было предложено уплатить суммы доначисленного налога, пени и штрафа.

Основанием для начисления налога, пени и штрафа явилось несоответствие кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:0021, 55:36:09 03 03:3045, указанной в налоговой декларации данным Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п).

Решением вышестоящего налогового органа от 27.10.2010 №16-17/15623 решение инспекции от 19.08.2010 №622/11-16/06732 было изменено - земельный налог был доначислен лишь по земельному участку 55:36:19 03 04:0021. В результате к заявителю был применен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 550 274 руб. 20 коп., предложено уплатить недоимку в размере 2 751 371 руб. и указано на начисление пени за несвоевременную уплату налога «согласно требованию».

Считая, что решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области с учетом изменений, внесенных УФНС России по Омской области, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с указанным выше заявлением.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований общества, поскольку посчитал, что налоговый орган правомерно руководствовался сведениями о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п).

При этом, судом первой инстанции были отклонены доводы общества об использовании им кадастровой стоимости, размещенной на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также доводы о неверном определении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.

В апелляционной жалобе ОАО «Омречпорт» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 52 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 кадастровая стоимость доводится до налогоплательщиков путем размещения на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. Общество использовало кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 72 591 451 руб., информация о которой содержалась на официальном сайте Роснедвижимости по состоянию на 17.12.2008.

Общество пояснило, что  на сегодняшний день кадастровая стоимость каждого земельного участка на территории Омской области утверждена в Постановлении правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008. Сведения о кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021 в указанном Постановлении отсутствуют.

Налогоплательщик полагает, что, поскольку он руководствовался сведениями о кадастровой стоимости, содержащимися на Интернет сайте Роснедвижимости, то в его действиях по занижению налоговой базы отсутствует вина, в связи с чем привлечение его к ответственности является неправомерным.

Помимо изложенного, ОАО «Омречпорт» высказало позицию, согласно которой принадлежащий ему земельный участок относится к 11 виду разрешенного использования. Доначисляя налог, инспекцией и судом первой инстанции не учтен фактический вид разрешенного использования по спорному земельному участку, поскольку указанный земельный участок фактически используется предприятием внутреннего водного транспорта и подлежит отнесению к 9 виду разрешенного использования (земельные участки для размещения портов).

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области представила отзыв,  в котором, отклонив доводы общества, указала на законность и обоснованность спорного ненормативного правового акта, а также на отсутствие оснований для отмены обжалованного судебного решения.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества и инспекции, соответственно поддержавших ранее указанные доводы и возражения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земли на территории Омской области утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п.

Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принято во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской  Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2000 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области».

Как уже было указано, ОАО «Омречпорт» является пользователем земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке из земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021 образованы два самостоятельных участка: 55:36:19 03 04:19 и 55:36:19 03 04:20.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков была утверждена постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в редакции постановления Правительства Омской области  от  26.11.2008 № 193-п и составила 176754121,68 руб. и 140403701,92 руб. соответственно, что образует в своей совокупности кадастровую стоимость исходного участка (55:36:19 03 04:0021), равную 317157823,60 руб.

Именно указанная кадастровая стоимость была применена налоговым органом при определении суммы подлежащего уплате обществом земельного налога за 2009 год.

Таким образом, апелляционный суд признает спорное решение инспекции (в редакции решения вышестоящего налогового органа) законным.

В апелляционной  жалобе общество указало, что при исчислении суммы земельного налога оно руководствовалось сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, содержащимися на Интернет сайте Роснедвижимости по состоянию на 17.12.2008.

Данный довод следует отклонить на том основании, что обществу была известна действительная кадастровая стоимость до начала налогового периода – 2009 год.

Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом в рамках арбитражного дела № А46-4845/2009 были обжалованы действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 317 157 823 руб. 60 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4077,30 кв.м. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:21 площадью 77786 кв.м., то есть действия по внесению кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу № А46-4845/2009 установлено, что 11.11.2008 ОАО «Омский речной порт» направило в Управление Роснедвижимости по Омской области письменное обращение о предоставлении сведений о порядке определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:21.

В ответ на обращение Управление Роснедвижимости по Омской области письмом от 28.11.2008 № 07-07/5125 сообщило заявителю о том,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу n А46-14265/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также