Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу n А46-902/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 июня 2011 года

                                  Дело №   А46-902/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  09 июня 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июня 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3736/2011) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2011 по делу № А46-902/2011 (судья Глазков О.В.), по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" (ОГРН  , ИНН  ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, административный орган)

о признании недействительным и отмене постановления № 313/467-10 от 17.01.2011 «О назначении административного наказания»

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – Джурмий Е.А. (удостоверение ТО № 032778 выдано 31.03.2011, по доверенности № 255 от 30.12.2010 сроком действия по 31.12.2011);         

от открытого акционерного общества «Омский речной порт» - Стефанивская О.А. (паспорт серия 5200 № 274838 выдан 27.01.2001, по доверенности от 09.08.2010);

установил:

Решением от 26.04.2011 по делу № А46-902/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требование ОАО «Омский речной порт», признал постановление № 313/467-10 от 17.01.2011 «О назначении административного наказания», вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области недействительным, как несоответствующее Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и отменил.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, так как представленные доказательства свидетельствуют о предпринимаемых длительное время попытках к оформлению земельных участков.

В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение норм материального права и противоречие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

До начала судебного заседания представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения Областного суда по делу № 77-154/108/2011 от 10.05.2011.

Суд апелляционной инстанции, посовещавшись на месте, вынес протокольное определение о приобщении  к материалам дела указанного документа.

В судебном заседании представитель Управление Росреестра по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО «Омский речной порт» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Омской транспортной прокуратурой по обращению первого заместителя директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в период с 25.10.2010 проведена проверка исполнения ОАО «Омский речной порт» требований земельного законодательства, в ходе которой было установлено, что ОАО «Омский речной порт», юридический адрес: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55, для производственных целей, в том числе размещения строений и сооружений, используется земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 03:03:3115, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55. Данный земельный участок находится в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2009), его площадь составляет 4 320 кв.м. Кроме того, ОАО «Омский речной порт» использует земельные участки, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55, имевшие кадастровые номера 55:36:090303:3116, 55:36:090303:3117, для производственных целей, в том числе размещения строений и сооружений предприятия. Земельные участки находятся в государственной собственности и имеют площадь 166213 кв.м., 66053 кв.м. в связи с длительным не оформлением прав, данные земельные участки сняты с кадастрового учета, но используются ОАО «Омский речной порт». На указанные земельные участки ОАО «Омский речной порт» правоустанавливающих документов не имеет, пользуется ими в отсутствие разрешительных документов.

По результатам данной проверки 16.12.2010 и.о. Омского транспортного прокурора советником юстиции О.В. Дубровским принято постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1. КоАП РФ.

Означенное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Росреестра по Омской области, для рассмотрения в порядке административного производства.

17.01.2011 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области было принято оспариваемое постановление № 313/467-10 о назначении ОАО «Омский речной порт» административного наказания, предусмотренного статьей 7.1. Кодекса КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ОАО «Омский речной порт» обратилось в арбитражный суд.

26.04.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении ряда противоправных деяний, а именно: самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

 Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:09 03:03:3115, 55:36:090303:3116, 55:36:090303:3117 расположен имущественный комплекс ОАО «Омский речной порт».

Ранее земельный участок, на котором был расположен названный имущественный комплекс, был представлен в бессрочное пользование Порту для строительства, что следует из решения Исполнительного Комитета Омского Городского Совета депутатов трудящихся от 21.03.1953 № 8/267, акта Главного архитектурно - планировочного управления Исполнительного Комитета Омского Городского Совета депутатов трудящихся г. Омска от 04.01.1978, решения Исполнительного Комитета Омского Городского Совета народных депутатов от 28.04.1981 № 145-1,  акта Главного архитектурно - планировочного управления Исполнительного Комитета Омского Городского Совета депутатов трудящихся г. Омска от 20.10.1981. Указанный имущественный комплекс был передан в уставной капитал общества после приватизации Омского речного порта, что подтверждается, в том числе, планом приватизации, утвержденным председателем Комитета по управлению имуществом Омской области от 29.12.1993. На здания, строения, сооружения, перешедшие в процессе приватизации к АООТ «Омский речной порт», а впоследствии к ОАО «Омский речной порт», за обществом зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Таким образом, ОАО «Омский речной порт» перешло право на объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках, представленных прежнему правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, то есть в данном случае отсутствует самовольное занятие земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что ОАО «Омский речной порт» перешло право на объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках представленных прежнему правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, при этом в силу статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Омский речной порт» не может быть представлен, у последнего возникла обязанность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации приобрести соответствующие земельные участки в собственность или в аренду по своему выбору.

В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2011 по делу n А46-23620/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также