Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу n А75-1454/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 24 августа 2011 года Дело № А75-1454/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рябухиной Н.А. судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарём Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5445/2011) общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года по делу № А75-1454/2010 (судья Кущева Т.П.), принятое по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ИНН 8601006241, ОГРН 1078601000103) к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании 10 846 567 руб. 78 коп. ущерба при участи в судебном заседании представителей: от ООО «РН-Юганскнефтегаз» - представитель Александров П.Ю. по доверенности № 10/11 от 01.01.2011, от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, установил: Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в настоящее время - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) 04.02.2010 обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз») о взыскании 10 846 567 руб. 78 коп. ущерба, причиненного лесному фонду (с учётом принятых судом уточнений). Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.05.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по делу № А75-1454/2010, в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2011 решение суда первой инстанции и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело № А75-1454/2010 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры. При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2011 по делу № А75-1454/2010 требования Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворены. С ООО «РН-Юганскнефтегаз» в пользу Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры взыскано 10 846 567 руб. 78 коп. ущерба. С ООО «РН-Юганскнефтегаз» в доход федерального бюджета взыскано 77 232 руб. 84 коп. государственной пошлины. Возражая против принятого судом решения, ООО «РН-Юганскнефтегаз» в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и недоказанность истцом того, что ущерб, причиненный почвам в результате разлива нефтепродуктов, не компенсирован в результате проведенных ответчиком мероприятий по рекультивации. Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, извещённого надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика заявил ходатайство, в котором просит суд обозреть составленный им письменный расчет суммы ущерба. Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснил, что последствия правонарушения – разлива нефти были устранены. В дело представлен акт приема-сдачи рекультивированных земель и акт приема выполненных работ. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав явившегося представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проверки соблюдения ООО «РН-Юганскнефтегаз» требований лесного законодательства, осуществленной на основании приказа Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2009 № 302-лк (л.д.10-11 т.1), истцом были выявлены нарушения лесохозяйственных требований, допущенные ответчиком на территории Нефтеюгаснкого лесничества – Юнг-Яхского участкового лесничества, квартал № 99, выделы 23, 64, а именно: нефтеразлив на нефтепроводе, повлекший порчу почв и уничтожение деревьев до степени прекращения роста, о чём в присутствии представителя ответчика составлены акт №54А от 30.07.2009 проверки соблюдения требований лесного законодательства (л.д.14-16 т. 1) и акт о лесонарушении от 31.07.2009 № 34 (л.д.20-23 т. 1). Истец, руководствуясь пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного хозяйства», приложением № 4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 №273 и Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» произвел расчет ущерба, причинённого лесонарушением. Размер ущерба составляет 10 846 567 руб. 78 коп. (120,96 х 4 х 1,30 х 16 527) + 451 217, где – 120 руб. 96 коп. – наибольшая ставка платы за 1 куб.м сосны в Тюменском лесотаксовом районе (Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 №310); 4 – кратная наибольшая ставка объёма за единицу объёма древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 №273); 1,30 – ставка платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2009г. (Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310); 16 527 кв.м объём уничтоженной почвы в результате разлива нефти в квартале 99, выдел 23, 64 Юнг-Яхского участкового лесничества; 451 217 руб. ущерб от незаконной рубки, выкапывания, повреждения до степени прекращения роста деревьев, кустарников (л.д. 123-125 т. 2). Поскольку ущерб не был возмещён, Департамент лесного хозяйства ХМАО – Югры обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьёй 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины. Исключение составляют случаи, когда вред причинён предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 ГК РФ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятие или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Из материалов дела следует, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» является организацией, деятельность которой по эксплуатации нефтепровода связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды. ООО «РН- Юганскнефтегаз» не отрицает факт прорыва нефтепровода и разлива нефти на земли лесного фонда в квартале № 99, выделы 23, 64 Юнг-Яхского участкового лесничества Нефтеюганского лесничества. Статьёй 77 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1). Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3). В соответствии с частью 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причинённый этими лицами вред. По смыслу указанных правовых норм лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этим лицом вред лесам. Обращение истца в арбитражный суд с настоящим иском обусловлено установленной законом обязанностью ответчика возместить причинённый им вред в результате имевшего место разлива нефти. Факт причинения вреда окружающей среде ответчиком не оспаривается. В результате разлива нефтяной эмульсии произошло повреждение почв в защитных лесах на площади 16 527 кв.м, о чём указано в акте о лесонарушении от 31.07.2009 № 34. В соответствии со статьёй 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Учитывая, что защитные леса расположены на землях лесного фонда, исчисление размера вреда по Методике и таксам исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 №273, произведено истцом обоснованно. Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о правильном определении истцом суммы ущерба в размере 10 846 567 руб. 78 коп. ООО «РН-Юганскнефтегаз» при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции расчёт ущерба, составленный истцом, не оспаривало. В апелляционной жалобе возражения ответчика по размеру взыскиваемого ущерба отсутствуют. Доводы ООО «РН-Юганскнефтегаз» о том, что при определении размера вреда подлежат учёту понесённые им затраты, связанные с ликвидацией разлива нефти, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этим лицом вред лесам. То есть устранение виновным лицом последствий нарушения лесного законодательства и возмещение причинённого вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом. Толкование статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» позволяет суду сделать вывод о том, что размер вреда определяется исходя: 1) из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, 2) при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Закон не предусматривает оснований для зачёта понесённых лесонарушителем затрат по ликвидации последствий лесонарушения (нефтеразлива) в саму сумму ущерба, поскольку такая сумма ущерба в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий аварии, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат и земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утверждённых Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995). Перечень расходов, входящих в состав затрат на рекультивацию земель, установлен в пункте 7 названного Приказа, и к ним, в частности, относится осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; деятельность рабочих комиссий по приёмке-передаче рекультивированных земель, другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу n А46-4872/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|