Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу n А75-470/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

01 сентября 2011 года

Дело №  А75-470/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  30  августа 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  01 сентября 2011 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Грязниковой А.С.,

судей Гладышевой Е.В., Смольниковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Карпущенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5478/2011) Администрации города Сургута на решение  Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.05.2011 по делу № А75-470/2011 (судья Лысенко Г.П.),

по иску общества с ограниченной ответственностью «Специализированное карьерное управление» (ОГРН 1028600585397, ИНН 8602140401)

к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249)

о взыскании 6 953 569 руб. 92 коп.

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации города Сургута – не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «Специализированное карьерное управление» - Мироненко В.С. по доверенности от 03.02.2011, сроком на 1 год;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированное карьерное управление» (далее по тексту – ООО «Специализированное карьерное управление», истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Администрации города Сургута (далее по тексту - ответчик) о взыскании 6 953 569 руб. 92 коп.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30.05.2011 по делу № А75-470/2011 исковые требования ООО «Специализированное карьерное управление» удовлетворены: с Администрации города Сургута в пользу ООО «Специализированное карьерное управление» взыскано 6 953 569 руб. 82 коп.; ООО «Специализированное карьерное управление» из федерального бюджета подлежит возращению государственная пошлина в размере в сумме 57 767 руб. 85 коп.

При принятии решения суд первой инстанции со ссылкой на часть 10 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», исходил из того, что фактически результат работ общей площадью жилых помещений составляет 10 624,10 кв.м, то есть на 253, 48 кв.м больше проектной площади, предусмотренной муниципальным контрактом (10 370,62 кв.м), фактически принятая жилая площадь имеет для него потребительскую ценность, то у ответчика возникло обязательство по оплате фактически выполненных истцом работ.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация города Сургута указала на невозможность изменения цены контракта на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства. Муниципальным контрактом установлена стоимость работ в сумме 303 707 890 руб. 90 коп. Истцом выполнены работы на сумму 303 707 890 руб. 86 коп., которые оплачены Администрацией города Сургута в полном объеме. Ответчик считает, что допущенное истцом отклонение от проекта в виде увеличения площади жилых помещений не может быть поставлено в вину Администрации горда Сургута. По мнению ответчика, вывод суда о наличии потребительской ценности выполненных работ для Администрации города Сургута несостоятелен.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО «Специализированное карьерное управление» просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Администрации города Сургута поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.

На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) ходатайство Администрации города Сургута удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителя.

В судебном заседании представитель ООО «Специализированное карьерное управление» возразил против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, оставить решение суда первой инстанции – без изменения; на вопрос суда представитель истца пояснила, что акты по форме КС-2, КС-3 в отношении выполнения работ по площади, превышающей предусмотренную муниципальным контрактом, заказчику не представлялись, такие акты отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 07.06.2007 был заключен муниципальный контракт № 06/2007 на строительство многоквартирных жилых домов, предметом которого являлось участие сторон в проектировании и строительстве «Жилой застройки микрорайона 31 города Сургута» - 1 пусковой комплекс, в том числе: 7-12-ти этажный жилой дом № 1 общей площадью жилых помещений 17397,34 кв.м.; 7-13-ти этажный жилой дом № 2 общей площадью жилых помещений - 29 725,82 кв.м., согласно приложению № 1 (включая благоустройство и подводящие инженерные сети и коммуникации). Заказчик осуществляет выполнение работ по проектированию и строительству объектов. Подрядчик (застройщик) осуществляет выполнение работ по проектированию и строительству объектов и после ввода их в эксплуатацию передает заказчику по акту приема-передачи жилые помещения согласно приложению № 1. Указанная общая площадь жилых помещений является проектной и подлежит уточнению на основании данных обмера ФГУП «Ростехинвентаризация» (пункты 1.1 и 1.2 контракта) (л.д. 7-12).

Дополнительным соглашением от 25.03.2009 № 6 к муниципальному контракту от 07.06.2007 № 06/2007 на строительство многоквартирных жилых домов, стороны договорились, что проектирование и строительство будет осуществляться в пределах выделенных лимитов финансирования, которые позволяют ввести в эксплуатацию многоквартирный 9-этажный дом № 2 блок «А» и выполнить проектно-изыскательские работы по объекту «Жилая застройка микрорайона 31 города Сургута» - 1 пусковой комплекс. Жилой дом № 2 блок «Б». Не производить следующие виды работ, предусмотренные муниципальным контрактом: проектирование и строительство 7-12-ти этажного жилого дома № 1, строительство жилого дома № 2, блок «Б», проектирование и строительство жилого дома № 2, блок «Б» (л.д. 13 – 14).

Согласно Приложению №1 к дополнительному соглашению № 6 общая стоимость работ по контракту составляет 303 707 890 руб. 90 коп., в том числе: 284 491 203 руб. 40 коп. – за жилые помещения многоквартирного 9-этажного жилого дома № 2 блок «А» проектной площадью 10 370,62 кв.м, что соответствует стоимости 1 кв.м, указанной в пункте 2.1 контракта – 27 432 руб. 42 коп.; 7 880 618 руб. 20 коп. – дополнительные работы по подключению блока «А» к электрическим сетям; 6 803 356 руб. 08 коп. – дополнительные работы по подключению блока «А» к сетям теплоснабжения; 4 532 713 руб. 12 коп. – проектные работы по объекту: «Жилая застройка микрорайона 31 города Сургут – первый пусковой комплекс. Жилой дом № 2 блок «Б».

Срок ввода в эксплуатацию август 2009 года и передача жилых помещений в течение двух месяцев после получения подрядчиком (застройщиком) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (пункт 1.3 контракта в редакции дополнительного соглашения № 6 от 25.03.2009).

Пунктом 2.4 контракта предусмотрено, что стороны производят окончательный расчет на основании данных технических паспортов жилых помещений, выданных ФГУП «Ростехинвентаризация» в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приема-передачи жилых помещений.

Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения является окончательной и изменению не подлежит (пункт 2.5 контракта).

Подрядчик исполнил свои обязательства по контракту, выполнил проектирование и строительство, объект введен в эксплуатацию, что не оспаривается ответчиком.

В подтверждение выполнения работ по контракту истец представил в материалы дела заверенные копии акта приемки законченного строительством объекта от 28.12.2009, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2009, подписанных ответчиком без замечаний по качеству, объема и срокам выполнения работ, справки КС-3 на общую сумму 303 707 890 руб. 90 коп.  (л.д. 17-23).

Общая площадь жилых помещений составила 10 624,1 кв.м, что на 253,48 кв.м больше проектной (10 370,62 кв.м), что составляет 2,44% от объема работ по контракту). Данный факт подтверждается техническим паспортом на дом (л.д. 50-63), актом приемки законченного строительством объекта от 28.12.2009 № 1 (л.д.17-20), разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № ru86310000-225, и не оспаривается ответчиком.

По мнению истца, у ответчика возникла обязанность по оплате дополнительной жилой площади в размере 253, 48 кв.м в сумме 6 953 569 руб. 82 коп. (27 432 руб. 42 коп. * 253,48 кв.м = 6 953 569 руб. 82 коп.). Поскольку ответчик оплату дополнительной жилой площади не произвел, истец обратился с иском в арбитражный суд.

Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

Правовое регулирование правоотношений, возникающих при осуществлении подрядных работ, оплата которых должна производиться за счет бюджетных средств, регулируется специальными нормами права – параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о размещении заказов).

Частью 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Изменение государственных контрактов регулируется статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), согласно которой изменения условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

В силу части 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при исполнении государственного (муниципального) контракта не допускается изменение условий контракта как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных частями 6-6.3 и 8.1 статьи 9 данного Закона.

Согласно части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи.

Таким образом, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов цена муниципального контракта является твердой и не подлежит изменению, кроме специально оговоренных в законе случаев.

Как указано выше, согласно муниципальному контракту с дополнительным соглашением № 6 к нему стоимость работ по контракту составляет 303 707 890 руб. 90 коп., в том числе 284 491 203 руб. 40 коп. – за жилые помещения многоквартирного 9-этажного жилого дома № 2 блок «А» проектной площадью 10 370,62 кв.м, что соответствует стоимости 1 кв.м, указанной в пункте 2.1 контракта – 27 432 руб. 42 коп., которая исходи из пункта 2.5 муниципального контракта является твердой и изменению не подлежит.

Соответственно, подрядчик должен по рассматриваемому муниципальному контракту выполнить работы, указанные в Приложении № 1 к дополнительному соглашению № 6, на сумму 303 707 890 руб. 90 коп., в том числе по строительству многоквартирного 9-этажного жилого дома № 2 блок «А» общей проектной площадью жилых помещений 10 370,62 кв.м на сумму 284 491 203 руб. 40 коп.

Работы по муниципальному контракту на указанную общую сумму 303 707 890 руб. 90 коп. истцом выполнены, ответчиком оплата работ в этой сумме произведена, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Оснований для оплаты Администрацией стоимости дополнительных площадей жилых помещений в размере 253, 48 кв.м в сумме 6 953 569 руб. 82 коп., суд апелляционной инстанции не находит, поскольку действующим законодательством не предусмотрено возможности изменении цены муниципального контракта.

Согласно пункту 2.3 контракта заказчик вправе в одностороннем порядке изменить объем работ по контракту не более чем на 10 % от общего объема работ. Если такие изменения повлияют на стоимость работ, заказчик по согласованию с подрядчиком (застройщиком) вправе изменить сумму контракта пропорционально объему дополнительных работ, но не более, чем на 10 % от суммы контракта в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о размещении заказов).

Частью 6 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу n А46-1571/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также