Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу n А46-3229/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 сентября 2011 года

                                    Дело №   А46-3229/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  22 сентября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 сентября 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Кулагиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6272/2011) Макеева Олега Александрович на решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу № А46-3229/2011 (судья Яркова С.В.), по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области) к Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация)

3-и лица: Администрация Омского муниципального района Омской области, Макеев Олег Александрович,

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании представителей:

от Макеева О.А. – Лев Ж.Ю. (паспорт, по доверенности №  3-5079 от 22.08.2011 сроком действия на три года);

от Управления Росреестра по Омской области   - Авериной А.Д. (удостоверение, по доверенности № 254 от  30.12.2010 сроком действия по 31.12.2011);

от Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Администрации Омского муниципального района Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Решением от 29.06.2011 по делу № А46-3229/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Управления Росреестра по Омской области признал недействительным Распоряжение Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 15.03.2010 №14 «Об изменении разрешённого использования», как несоответствующее действующему законодательству.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на несоответствие распоряжения действующему законодательству.

В апелляционной жалобе Макеев О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Управление Росреестра по Омской области в отзыве на апелляционную жалобу, с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области  и Администрации Омского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.

От представителя Макеева Олега Александровича поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела копия Соглашения к договору аренды земельного участка №АЗ-20-703/2009 от 26.10.2009.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставил рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.

По заявленному ходатайству суд определил: удовлетворить ходатайства представителя Макеева Олега Александровича о приобщении к материалам дела копии Соглашения к договору аренды земельного участка №АЗ-20-703/2009 от 26.10.2009.

В судебном заседании представитель Макеева О.А. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

26.10.2009 между Омским муниципальным районом Омской области (арендодатель) и Макеевым Олегом Александровичем (арендатор) был заключён договор аренды № АЗ-20-703/2009, предметом которого является земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено в 3 000 м. на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: село Розовка, улица Солнечная, дом 9, площадью 137 015 кв.м. с кадастровым номером 55:20:20 06 01:2373 для сельскохозяйственного производства.

Распоряжением Администрации от 28.01.2010 № 5 на 26.02.2010 были назначены публичные слушания по вопросу изменения разрешённого использования указанного земельного участка с «для сельскохозяйственного назначения» на «под дачное строительство». 02.03.2010 составлен Акт обнародования публичных слушаний по вопросу изменения разрешённого использования земельного участка Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

15.03.2010 Администрацией принято распоряжение № 14 “Об изменении разрешённого использования”, которым было изменено разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 55:20:20 06 01:2373 площадью 137 015 ± 3 239 кв.м., местоположение определено в 3 000 м. по направлению на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, село Розовка, улица Солнечная, дом 9, с «для сельскохозяйственного назначения» на разрешённое использование «под дачное строительство».

Полагая, что означенный выше акт не соответствует нормам действующего законодательства, реализуя предоставленные полномочия, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.

29.06.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав определяет восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

То есть предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным, является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порождённых действием (решением, актом).

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном земельном контроле, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689 задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Управление Росреестра по Омской области осуществляет, помимо прочего, контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Управление в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства полномочно проводить внеплановые проверки, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Учитывая, что спорный земельный участок относится к государственной собственности, права на которую не разграничены, Управление правомочно обращаться в суд с подобного рода заявлением в рамках предоставленных надзорных полномочий.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что Управление Росреестра по Омской области пропустило срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации на обращение с заявлением в суд.

Поскольку в данном случае заявитель реализует свои функции по защите прав, в свою очередь доводы третьего лица основаны на реализации Управлением Росреестра по Омской области функций по кадастровому учету.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в числе них названы земли сельскохозяйственного назначения.

В пункте 2 приводимой нормы установлено, что указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

Статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешённого использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведённого компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно статье 1 указанного закона дачный земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретённый им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём или жилого дома с правом регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Иных определений дачного земельного участка в законодательстве Российской Федерации не содержится.

При этом закон предусматривает возможность предоставления земельного участка дачному некоммерческому объединению граждан в составе земель общего имущества (пункт 2 статьи 8) либо для размещения указанных некоммерческих объединений (статья 14).

Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 анализируемого закона, суд первой инстанции верно указал, что предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу n А70-2580/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)  »
Читайте также