Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу n А70-7808/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 января 2012 года

                                                       Дело №   А70-7808/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  18 января 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  25 января 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,

судей  Грязниковой А.С., Кудриной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10039/2011) Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на  решение Арбитражного суда Тюменской области от 19 октября 2011 года, принятое по делу №  А70-7808/2011 (судья Куприна Н.А.) по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568680, ИНН 7204034314)   к  товариществу собственников жилья «Искра» (ОГРН  1067203020246, ИНН  7202145428), третье лицо:  Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени, о взыскании неосновательного обогащения  в размере 1 205 131 руб. 30 коп.,

при участии в судебном заседании:

от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещён;

от товарищества собственников жилья «Искра» - представитель не явился, извещён;

от Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещён;

установил:

 

            Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (далее – Департамент ЖКХ, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Искра» (далее – ТСЖ «Искра», ответчик) о взыскании 636 538 руб. 25 коп. неосновательного обогащения.

Арбитражным судом Тюменской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее – Департамент финансов и налоговой политики).

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) увеличил размер исковых требований до 1 205 131 руб. 30 коп.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19 октября 2011 года по делу № А70-7808/2011 исковые требования удовлетворены частично. С ТСЖ «Искра» в пользу Департамента ЖКХ взысканы 554 561 руб. 80 коп. неосновательного обогащения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что вывод суда об отсутствии относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт некачественного выполнения работ и стоимости некачественно выполненных работ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку данные обстоятельства подтверждаются актами проверок Департамента финансов и налоговой политики.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансов и налоговой политики, просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещённые в соответствии со статьёй 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили. Департамент финансов и налоговой политики заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на неё, материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ «Искра» как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в г.Тюмени по адресам: ул. Коммунаров, 5; ул. Коммунаров, 7; ул. Софьи Ковалевской, 5А; ул. Максима Горького, 28.

Между ТСЖ «Искра» (клиент) и открытым акционерным обществом «Тюменьэнергобанк»  (ОАО «Тюменьэнергобанк», банк)  30 мая 2008 года заключён  договор  банковского счёта № 3106, по условиям которого банк обязался открыть клиенту расчётный счёт № 40703810909000000225 в целях исполнения Закона № 185-ФЗ; принимать и зачислять поступающие от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на счёт денежные средства; выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта на выполнение работ, указанных в разделе 3 настоящего договора.

Согласно пункту 3.1 договора банковского счёта № 3106 от 30.05.2008 денежные средства, размещаемые на счёте, имеют целевой характер и направляются на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.

Между ОАО «Тюменьэнергобанк», Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени и ТСЖ «Искра» 05 июня 2008 года заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки, по условиям которого Департамент городского хозяйства города Тюмени и ТСЖ «Искра» перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов – участника региональной программы по проведению капитального ремонта, на счёт № 40703810909000000225, открытый в банке.

Согласно заявок на оплату расходов от 07.06.2008 №№ 943, 944, 942 на расчётный счёт ТСЖ «Искра» № 40703810909000000225 в ОАО «Тюменьэнергобанк» Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени были перечислены денежные средства в общей сумме 14 611 621 руб. 12 коп.

Между обществом с ограниченной ответственностью «Тюменьгазстрой» (новый должник) и ОАО «Тюменьэнергобанк» (должник) 03 декабря 2008 года заключён договор перевода долга № 477, по условиям которого должник переводит на нового должника, а новый должник принимает на себя долг перед ТСЖ «Искра» по договору банковского счёта № 3106 от 30.05.2008 в сумме 8 597 919 руб. 12 коп.

Между ТСЖ «Искра» (заказчик) и ООО «ОНИКС» (подрядчик) 09.06.2008 заключён договор № 4/Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, согласно которому, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома № 7 по ул. Коммунаров г. Тюмени сантехнические работы; ремонт электроснабжения; ремонт фасада и сдать результат работ заказчику в порядке, определённом договором, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.

В соответствии с п. 1.3. договора, сторонами определены календарные сроки выполнения работ: с 16.06.2008 по 01.12.2008. Промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ устанавливаются графиком выполнения работ (Приложение № 2). Общая продолжительность работ составляет 169 календарных дней.

В соответствии с п. 2.1. договора, стоимость выполняемых подрядчиком работ определяется в соответствии со сметной документацией и составляет: 3 765 523 руб. 99 коп.            Между ООО «ОНИКС» и ТСЖ «Искра» 21.07.2009 было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому, изменяется стоимость работ по капитальному ремонту на сумму 2 012 356 руб. В связи с этим, изменяется бюджетная доля, которая составляет 1 362 150 руб. Данное соглашение согласовано истцом.

Согласно представленным в материалы дела актами о приёмке выполненных работ № 1 от 10.10.2008 на сумму 526 232 руб., № 2 от 13.11.2008 на сумму 1 013 050 руб. и справками о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 31.08.2008 на сумму 578 942 руб., № 2 от 30.11.2008 на сумму 1 539 282 руб., ООО «ОНИКС» всего выполнило подрядные работы на сумму 2 118 224 рубля. Указанные акты и справки подписаны сторонами, Департаментом ЖКХ Администрации г. Тюмени без каких-либо замечаний по объёму и качеству выполненных работ.

Платёжными поручениями № 93 от 17.06.2008 на сумму 1 092 370 руб., № 168 от 15.10.2008 на сумму 326 002 руб., № 71 от 30.04.2009 на сумму 73 545 руб., № 85 15.05.2009 на сумму 26 246 руб., № 100 от 02.06.2009 на сумму 217 068 руб., на основании соответствующих разрешений на расходование бюджетных средств всего ТСЖ «Искра» перечислило ООО «ОНИКС» денежные средства в размере 2 365 167 руб.

Платёжным поручением № 184 от 20.10.2009 денежные средства в сумме 15 166 руб. ООО «Оникс» были возвращены ТСЖ «Искра».

Таким образом, общая сумма перечисленных ООО «ОНИКС» денежных средств, выделенных ТСЖ «Искра» с разрешения Департамента, с учётом произведенного возврата, составила 2 350 001 руб.

Департаментом финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени была проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных ТСЖ «Искра» на проведение капитального ремонта жилого фонда, по результатам проведённой проверки составлен акт от 12.02.2009, скорректированы акты о приёмке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ. Согласно акту проверки, стоимость фактически выполненных работ по договору составила 2 012 356 руб.

Так, истцом, ответчиком и ООО «ОНИКС» подписаны корректировочные акты о приёмке выполненных работ № 4 от 21.07.2009 на сумму 624 764 руб., № 5 от 21.07.2009 на сумму 507 838 руб., № 6 от 21.07.2009 на сумму 879 754 руб., справка о стоимости выполненных работ на сумму 2 012 356 руб.

Департаментом финансов 11.02.2010 была проведена повторная проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных ТСЖ «Искра» на проведение капитального ремонта жилого фонда. Согласно акту проверки, стоимость фактически выполненных работ по договору составила 1 803 645 руб.

Таким образом, по мнению истца, бюджетная доля по договору должна составлять 1 144 869 руб. 70 коп.

По расчёту истца, переплата бюджетных средств по договору составила 1 205 131 руб. 30 коп.

Поскольку ТСЖ «Искра» в добровольном порядке денежные средства не были возвращены в бюджет, истец обратился в суд с соответствующим иском.

Частичное удовлетворение заявленных требований послужило поводом для подачи Департаментом городского хозяйства апелляционной жалобы, оценив доводы которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.

Вывод суда первой инстанции о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 554 561 руб. 80 коп., складывающейся из 231 777 руб. переплаты по договору, 228 288 руб. суммы завышения стоимости работ, а также 94 496 руб. 80 коп. собственной доли ответчика, подлежащей оплате по договору, не является предметом апелляционного обжалования, поэтому не подлежит переоценке судом апелляционной инстанции (часть 5 статьи 268 АПК РФ).

Истец в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции об отказе во взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 578 942 руб., складывающейся из завышения стоимости работ по причине некачественного выполнения работ. По мнению, подателя жалобы, факт некачественного выполнения работ подтверждается актами проверок Департамента финансов и налоговой политики.

Названные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции оценены и отклонены как несостоятельные по изложенным ниже основаниям.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение). Данное правило применяется и к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (часть 3 статьи 1103 ГК РФ).

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).

Исходя из указанных норм права Департамент ЖКХ, обращаясь с настоящим иском в суд, в соответствии со статьёй 65 АПК РФ должен доказать факт приобретения имущества ответчиком за счёт потерпевшего вследствие завышения объёмов работ, указанных в подписанных истцом без замечаний актах выполненных работ, или вследствие завышения цены работ, размер неосновательного обогащения.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из условий заключённого договора подряда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что между ООО «ОНИКС» и ТСЖ «Искра» сложились отношения, регулируемые параграфом 3 главы 37 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу n А46-8847/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также