Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу n А70-9264/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 января 2012 года

                                                   Дело №   А70-9264/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  19 января 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 января 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Шиндлер Н.А.,

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондарь И.В.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9826/2011) открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр»  на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2011 по делу № А70-9264/2011 (судья Безиков О.А.)

по заявлению открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» (ОГРН  1037200638848, ИНН  7204059654)

к Отделу надзорной деятельности № 13 управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Тюменской области

о признании недействительным предписания № 570/1/318 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности от 22.08.2011 в части пунктов 1, 2 и 3

при участии в судебном заседании  представителей:

            от открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» - Евдокимова И.В., предъявлен паспорт, по доверенности № 55 от 30.12.2011 сроком действия до 31.12.2012;

от Отдела надзорной деятельности № 13 управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Открытое акционерное общество «Тюменский расчетно-информационный центр» (далее  по тексту -  заявитель, Общество, ОАО «ТРИЦ») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности № 13 управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Тюменской области (далее по тексту - административный орган, Отдел) о признании недействительным предписания № 570/1/318 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности от 22.08.2011 в части пунктов 1, 2 и 3.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2011 по делу № А70-9264/2011 в удовлетворении требований, заявленных обществом, отказано.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается факт нарушения ОАО «ТРИЦ» требований пожарной безопасности при эксплуатации здания Тюменского расчетно-информационного центра, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Первомайская, 40, как и подтверждается факт неисполнения Обществом пунктов 1, 2 и 3 предписания № 570/1/318 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности от 22.08.2011.

При этом, суд первой  инстанции отклонил, как несостоятельный,   довод заявителя о том, что в обозначенном здании нельзя производить перепланировки, изменять внутренние и внешние характеристики архитектурно – планировочных решений, потому что оно является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану решением Тюменского облисполкома от 08.01.1990.

Суд первой инстанции  в данном случае исходил из того, что, размещая помещения для обслуживания граждан в здании, являющимся памятником архитектуры,  должен был знать соответствующие требования законов и правил о пожарной безопасности и понимать необходимость их соблюдения, поскольку именно на ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» лежит ответственность за пожарную безопасность здания, жизнь и здоровье находящихся там людей.

Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «ТРИЦ» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2011 по делу № А70-9264/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

 В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а также выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, податель жалобы, считает, что:

- судом первой инстанции не обоснованно не принят во внимание тот факт, что в случае приведения элементов здания Тюменского расчетно-информационного центра в соответствие с требованиями предписания № 570/1/318 от 22.08.2011 будут нарушены нормы Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, поскольку указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения;

- Общество не имеет право исполнить предписание Отдела, что подтверждается письмом Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 29.08.2011 № 1239/1;

- согласно плану здания,  расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Первомайская, 40, в здании имеется четыре эвакуационных выхода из операционного зала и два эвакуационных выхода из печатного зала;

- административный орган  не представил доказательства того, что число эвакуирующихся из помещения операционного зала и помещения печатного зала составляет более 50 человек, в связи с чем, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ширина эвакуационных выходов в свету должна быть 1,2 м, а не 0,8 м.

В дополнениях  к апелляционной жалобе Общество указало, что не нарушало требования пожарной безопасности при эксплуатации здания Тюменского расчетно-информационного центра, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Первомайская, 40. При этом, податель жалобы ссылается на отчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей ГОСТ 12.1.004-91 в здании ОАО «ТРИЦ», находящимся по вышеуказанному адресу, согласно которому уровень обеспечения пожарной безопасности людей, определенный по методу, изложенному в приложении 2* к ГОСТ 12.1.004-91,   в обозначенном здании соответствует нормативному значению 0,99999 и составляет 0,99999594.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просит отменить.

Представитель Отдела в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, отзыв, заслушав представителей сторон,  установил следующие обстоятельства.

22.08.2011 на основании распоряжения главного государственного инспектора Калининского АО г. Тюмени по пожарному надзору от 01.08.2011 № 570 проведена внеплановая проверка ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания № 847/1/662 от 13.12.2010 в здании и помещениях, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Первомайская, 40.

По результатам проверки  административным органом  22.08.2011 составлен акт № 570, в котором отражено, что Обществом  не выполнены пункты 9, 10, 14 и 22 предписания № 847/1/662 от 13.12.2010,

Также 22.08.2011 административным органом  выдано предписание № 570/1/318, в котором  ОАО «ТРИЦ» было предписано устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:

1.  эвакуационные выходы из операционного зала и здания в свету менее 1,9 и шириной менее 1,2 м -  нарушен пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации  (ППБ 01-03), пункт 6.16 СНиП 21-01-97 (пункт 1 предписания № 570/1/318);

 2. размер  эвакуационного выхода из помещения печати  в свету высотой менее 1,9 м и шириной менее 0,8 м – нарушен пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации  (ППБ 01-03), пункт 6.16 СНиП 21-01-97 (пункт 2 предписания № 570/1/318);

3. не смонтировано ограждения по периметру крыши здания центра - нарушен пункты 3, 41  Правил пожарной безопасности в Российской Федерации  (ППБ 01-03), пункт 68.11  СНиП 21-01-97  (пункт 3 предписания № 570/1/318);

4. на фасаде здания не установлены указатели ближайшего пожарного гидранта, с четким указанием расстояния  до водоисточника  - нарушен пункт 90  Правил пожарной безопасности в Российской Федерации  (ППБ 01-03) (пункт 4 предписания № 570/1/318).

Полагая, что  пункты 1, 2, 3 предписания № 570/1/318 от 22.08.2011 является незаконным, нарушающим его права и законные интересы,    Общество  обратилось   в Арбитражный суд     Тюменской области с  настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2011 по делу № А70-9264/2011 в удовлетворении требований, заявленных обществом, отказано.

Означенное решение обжалуется административным органом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке  статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции,  не находит   оснований для его отмены, исходя из следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности).

Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.

Согласно статье 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 (далее по тексту - ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1).

В силу пункта 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Пунктом 10 Правил ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственным и за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 41 Правил ППБ 01-03  установлено, что Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 6.1   СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, принятых и введеных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7  установлено, что требования настоящего раздела направлены на:

своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей;

спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;

защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Согласно пункту 6.4. СНиП 21-01-97*  Защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно- планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий.

Пунктом 6.13 СНиП 21-01-97*  установлено, что  не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4.

Пунктом

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу n А81-2019/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также