Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу n А81-3820/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

31 января 2012 года

                                               Дело №   А81-3820/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  25 января 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  31 января 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Бондарь И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9387/2011) Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2011 по делу № А81-3820/2011 (судья Кустов А.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963)

к Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901014652, ОГРН 1038900503014)

об оспаривании постановления от 23.08.2011 № 03-02-10/2010-07 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании  представителей:

            от службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа - Дачкин А.В., предъявлен паспорт, по доверенности № 3 от 23.01.2012 сроком действия до 31.12.2012;

от открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее по тексту - заявитель, ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»,  Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту -  административный орган, Служба по тарифам) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2011 № 03-02-10/2010-07 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2011 по делу № А81-3820/2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление от 23.08.2011 № 03-02-10/2010-07 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности отсутствуют. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган  не доказал факт эксплуатации ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» системы коммунальной инфраструктуры и не является организацией коммунального комплекса, в связи с чем, на Общество не распространяется действие Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Не согласившись с указанным судебным актом,  Служба по тарифам обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2011 по делу № А81-3820/2011  отменить, принять по делу новый судебный акт об  отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.

В обоснование апелляционной жалобы административный орган  указал, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, податель жалобы указал следующее:

- ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на основании договора № Д/2116/11-715 от 28.02.2011 на продажу воды реализовывало воды без установленного тарифа, что является нарушением  части 4 статьи 4 Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

- в период до 01.05.2011 имущество, в том числе, скважины, водопроводные сети, находилось у  ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», поскольку договор аренды имущества  № 807 от 15.04.2005, на основании которого ранее заявитель передал в аренду ООО «Ноябрьсктеплонефть» обозначенное выше имущество,   прекратил свое действие 31.10.2005. Указанное, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о том, что  Общество является организацией, эксплуатирующей  системы коммунальной инфраструктуры.

Представитель Службы по тарифам в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.

ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отзыве Общество указало, что ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» не оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей муниципальных  образовании. Также ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» не осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему  артезианских и водозаборных скважин и указанные скважины не предназначены для нужд потребителей муниципального образования.

Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Должностными лицами Службы по тарифам в результате проведения экспертизы по тарифам на выработку тепловой энергии ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на 2012 год было выявлено, что ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»,  на основании договора № Д/2116/11-715 от 28.02.2011 на продажу воды, заключенного  с  «Ноябрьсктеплонефть» (л.д. 28),  предъявило  счета-фактуры за март 2011 года, которые были оплачены потребителями. При этом, в Службу по тарифам для установления тарифа на водоснабжение Общество не обращалось, в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых Службой по тарифам осуществляется   государственное регулирование и контроль, не включалось.

Указанное, по мнению Службы по тарифам, свидетельствует о нарушении  ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» части 4 статьи 4 Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

По данному факту  в отношении ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» 10.08.2011 составлен протокол № 03-02-10/2011-07 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

23.08.2011 исполняющим обязанности руководителя Службы по тарифам вынесено постановление  о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-02-10/2011-07, на основании которого на  ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, был наложен административный штраф в размере 100 000 руб.

Общество, полагая, что незаконно привлечено к административной ответственности, обратилось в Арбитражный суд  Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о признании постановления Службы по тарифам от 23.08.2011 незаконным и его отмене.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2011 по делу № А81-3820/2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Означенное решение обжалуется  административным органом  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с частью  1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как было указано выше,  административный орган  пришел к выводу о том, что ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» реализовывало воду без установленного тарифа, что является нарушением  части 4 статьи 4 Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом  случае у административного  органа отсутствовали правовые основания для привлечения   ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» к административной ответственности. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.  

Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

На основании статьи  424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 части  2 статьи  1 Закона № 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В силу пункта 1 статьи 2  Закона № 210-ФЗ  организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и(или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно части 2  статьи  2 Закона № 210-ФЗ  система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В соответствии с Законом № 210-ФЗ одним из принципов регулирования тарифов является установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (статья 3).

При этом, регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу n А75-3809/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также