Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2012 по делу n А70-9838/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 марта 2012 года

                                                    Дело №   А70-9838/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  01 марта 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  11 марта 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1012/2012) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север», ОГРН 1067203315277

на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2011 по делу № А70-9838/2011 (судья Коряковцева О.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север»

к отделу надзорной деятельности № 14 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области,

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.09.2011 № 580/581/582,

 

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее – ООО «УК «Север»; Общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к отделу надзорной деятельности № 14 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области (далее – Отдел; заинтересованное лицо; административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.09.2011 № 580/581/582, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее – КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в сумме 150 000 руб.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества события административного правонарушения.

ООО «УК «Север», не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование – удовлетворить.

Податель жалобы ссылается на то, что в оспариваемом постановлении указывается протокол № 581 от 15.08.2011, в котором допущена ошибка и составлен протокол за этим же номером, но от другой даты (23.09.2011).

Общество обращает внимание на то, что заинтересованным лицом не были составлены акты осмотра.

Заявитель также выразил свое несогласие по вменяемым ему административным органом правонарушениям.

До начала судебного заседания от заявителя и заинтересованного лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения (приказа) 08.09.2011 № 426 в период с 09.09.2011 по 14.09.2011 проведена внеплановая выездная проверка помещений (жилые дома) Общества, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы, д. 165, д. 167, проезд Шаимский, д. 10, с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 08.05.2011 № 218.

В ходе проверки государственным инспектором Центрального АО г. Тюмени по пожарному надзору ОНД № 14 УНД ГУ МЧС РФ по Тюменской области Завьяловым Е.А. было установлено, что Общество допустило нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утвержденные приказом МЧС России 18.06.2003 № 313), а именно:

- не установило на фасадах жилых домов соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (пункт 90 ППБ 01-03);

- не вывесило на дверях выхода на кровлю, технического этажа и подвала информацию о месте нахождения ключей (пункт 44 ППБ 01-03);

- не обеспечило в помещениях электрощитовых жилых домов установку противопожарных дверей не менее 0.6 ч (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

- не укомплектовало пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода рукавами и стволами (пункт 91 ППБ 01-03);

- не оборудовало электросветильники в помещениях (коридоры общего пользования) защитными колпаками (рассеивателями) (пункт 60 ППБ 01-03);

- не обеспечило постоянную готовность и исправное состояние системы дымоудаления продуктов горения при пожаре (пункты 34, 98 ППБ 01-03);

- не обеспечило проведение регламентных работ по обслуживанию и планово-предупредительному ремонту установок систем противодымной защиты специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (пункт. 96 ППБ 01-03);

- не обеспечило соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей  и выходов, а именно: не обеспечило уплотнение в притворах дверей, отделяющих коридоры от лестничных клеток (пункт 51 ППБ 01-03);

- допустило загромождение путей эвакуации (балконы общего пользования) (пункт 40 ППБ 01-03).

Результаты проверки оформлены актом проверки от 15.09.2011 № 426 (л.д. 90).

По выявленным фактам в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 15.09.2011 № 580 и № 582 по признакам части 1 и части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, а также протокол об административном правонарушении от 23.09.2011 № 581 по признакам части 3 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 95, 100, 101).

26.09.2011 заинтересованным лицом вынесено постановление № 580/581/582, в котором заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в сумме 150 000 руб.

Полагая, что вышеназванное постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО «УК «Север», последнее обратилось в суд первой инстанции с соответствующим требованием.

29.12.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения.

Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в статье 26.2 КоАП РФ, включающий в себя, в том числе, протокол об административном правонарушении, который согласно статье 28.2 КоАП РФ составляется при совершении каждого административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе, время, место и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение законного представителя юридического лица, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из содержания протоколов об административном правонарушении следует, что Общество допустило следующие нарушения.

Заинтересованное лицо указало на то, что Общество не установило на фасадах жилых домов соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) – протокол об административном правонарушении № 580 от 15.09.2011.

В апелляционной жалобе, оспаривая названное нарушение, заявитель ссылается на наличии соответствующих указателей. Общество отмечает, что в пункте 90 ППБ 01-03 отсутствует требование об установлении соответствующих указателей на фасадах жилых домов, тогда как ему вменяется в вину отсутствие указателей именно на фасадах жилых домов.

Однако заявителем не учтено следующего.

В соответствии с пунктом 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Действительно, из содержания названного пункта следует, что законодатель не связывает установление соответствующих указателей на фасадах жилых домов, однако из анализа указанной нормы следует, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2012 по делу n А46-9995/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также