Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу n А81-2808/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 12 марта 2012 года Дело № А81-2808/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2012 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12/2012) открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 по делу № А81-2808/2011 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» (ИНН 8902010724, ОГРН 1048900102052) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195) об обжаловании решений и действий (бездействия) незаконными, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом установил: открытое акционерное общество «Тепло-Энергетик» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Тепло-Энергетик») обратилось в Арбитражный суд Ямало – Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – заинтересованное лицо, Департамент) о признании действий и решения Департамента об отказе в предоставлении водного объекта (р. Ханмей) в пользование (заключение от 15.04.2011 № 64-10) незаконными. Решением от 15.11.2011 по делу № А81-2808/2011 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требований Обществ в полном объеме. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что договор аренды комплекса муниципального имущества, предоставляемого для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования город Лабытнанги, от 06.07.2009 № 130-А является незаключенным, поскольку не зарегистрирован в порядке, предусмотренном статьями 609, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому такой договор не может служить доказательством, подтверждающим предоставление в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что договор аренды, с которым заявитель связывает предоставление ему в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, подлежал обязательной государственной регистрации. По мнению подателя жалобы, договор аренды от 06.07.2009 № 130-А заключен на неопределенный срок, который не требует в силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации. В письменном отзыве Департамент возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ОАО «Тепло-Энергетик», Департамент, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. 29.11.2010 Обществом в адрес Департамента было направлено заявление о предоставлении водного объекта (р. Ханмей) в пользование на срок до 31.12.2015, а также пакет документов, предусмотренный Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (далее по тексту – Правила). 24.12.2010 Департаментом было вынесено заключение № 53-10, согласно которому Обществу было отказано в предоставлении водного объекта в пользование и возращены представленные документы для устранения выявленных замечаний, по причине отсутствия в «Расчете и обосновании заявленного объема забора водных ресурсов из водного объекта» расчетных данных по водопотребителям, а также ссылок на нормативы, используемые при проведении расчетов. В целях устранения указанных выше замечаний Общество 07.02.2011 в адрес Департамента направило заявление о предоставлении водного объекта (р. Ханмей) в пользование на срок до 31.12.2015, а также пакет документов с внесенными в него изменениями с учетом замечаний. 15.04.2011 Департаментом было вынесено заключение № 64-10 в соответствии с которым Обществу было отказано в предоставлении водного объекта в пользование и возращены представленные документы, по причине отсутствия документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. 22.04.2011 Общество в адрес Департамента направило возражения на заключение от 15.04.2011 № 64-10, в которых указало на то, что ОАО «Тепло-Энергетик» владеет и пользуется водозаборными сооружениями, находящимися по адресу: г. Лабытнанги, Ханмейское шоссе, на основании договора аренды от 06.07.2009 № 130-А (л.д. 28-29). Общество, ссылаясь на положения статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что нотариально заверенная копия договора аренды от 06.07.2009 № 130-А на недвижимое имущество, подтверждает право пользование ОАО «Тепло-Энергетик» земельным участком, занятым водозаборными сооружениями. Не согласившись с отказом в предоставлении водного объекта в пользование, изложенным в заключении Департамента от 15.04.2011 № 64-10, ОАО «Тепло-Энергетик» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с вышеуказанными требованиями. Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. 15.11.2011 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия). Как усматривается из материалов дела, ОАО «Тепло-Энергетик» оспаривается отказ Департамента в предоставлении водного объекта в пользование с целью забора (изятия) водных ресурсов из водного объекта р. Ханмей (бассейн р. Обь) на хозяйственно - бытовые и производственные нужды муниципального образования г. Лабытнанги, изложенный в заключении № 64-10 от 15.04.2011. Таким образом, для признания незаконным отказа Департамента в предоставлении водного объекта в пользование необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному акту и нарушение этим отказом, прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции рассматривает доводы лиц, участвующих в деле, приведенное в апелляционной жалобе и письменном отзыве на апелляционную жалобу, исходя из оснований отказа, изложенных в заключении № 64-10 от 15.04.2011. В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В силу пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно части 1 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование (часть 2 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации). Частью 6 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, пунктом 4 которых предусмотрено, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из уполномоченных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление). В пункте 7 названных Правил определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, в «г» которого указан документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. В качестве основания для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование и возврата заявителю представленных документов Правила предусматривают, в том числе, представление документов не в полном объеме (пункт 20 Правил). Как усматривается из заключения № 64-10 от 15.04.2011, отказ в предоставлении водного объекта в пользование и возврата заявителю представленных документов мотивирован тем, что заявителем представлены документы не в полном объеме, а именно: отсутствует документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. Оспаривая законность оснований вынесенного Департаментом заключения № 64-10 от 15.04.2011, Общество ссылается на договор аренды Комплекса муниципального имущества, предоставленного Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу n А75-5339/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|