Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу n А46-12002/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 апреля 2012 года

                                              Дело №   А46-12002/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  04 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 апреля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1271/2012) Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2011 по делу № А46-12002/2011 (судья Стрелкова Г.В.), по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (ИНН 540632302, ОГРН 1055406226237) (далее – ОАО «ТГК № 11», общество) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН  1025500751418, ИНН  5503051635) (далее - РЭК Омской области, комиссия)

3-и лица: общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Кодекс», общество с ограниченной ответственностью «Дарина», Полонский Виктор Владимирович, Кортунов Игорь Васильевич, Альжанов Кайрат Хаирбаевич, Попов Михаил Тимофеевич, Полещук Тамара Владимировна, общество с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «Лес Сибири», общество с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация «Стройбетон»,

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей: 

от РЭК Омской области – Мурановой Т.В. (паспорт, по доверенности № 01-06/7 от 10.01.2012 сроком действия по 31.12.2012);

от ОАО «ТГК № 11»  - Семёновой А.Л. (паспорт, по доверенности №  03-03/533 оф от 19.09.2011 сроком действия на один год);

3-и лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

Решением от 27.12.2011 по делу № А46-12002/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ОАО «ТГК № 11», уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал незаконными действия РЭК Омской области по отказу в установлении платы за подключение в индивидуальном порядке по заявкам ООО «Юридическая фирма «Кодекс», В.В. Полонского, И.В. Кортунова, зафиксированному в письме от 29.07.2011 ИСХ-11/РЭК-2737, по отказу в установлении платы за подключение в индивидуальном порядке по заявкам ООО «Производственная фирма «Лес Сибири», крестьянского хозяйства Альжанова, индивидуального предпринимателя Попова М.Т., Полещук Т.В., зафиксированному в письме от 25.08.2011 ИСХ-11/РЭК-3019, по отказу в установлении платы за подключение в индивидуальном порядке по заявке ООО «Дарина», зафиксированному в письме от 05.09.2011 ИСХ-11/РЭК-3151.

Обязал РЭК Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решений об открытии или отказе в открытии дела об установлении тарифов в отношении указанных лиц с соблюдением требований Регламента Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 56/29 от 08.07.2008.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что основание отказа, изложенное РЭК Омской области в письмах от 29.07.2011 ИСХ-11/РЭК-2737, от 25.08.2011 ИСХ-11/РЭК-3019, от 05.09.2011 ИСХ-11/РЭК-3151, не может быть признано соответствующим закону, поскольку отсутствует в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» или ином нормативном акте.

В апелляционной жалобе РЭК Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что рассмотрение представленных ОАО «ТГК № 11» заявлений не представляется возможным, поскольку до настоящего времени не приняты нормативные правовые акты, упомянутые в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и определяющие правила и порядок подключения к системам теплоснабжения и правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ТГК № 11» с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие ООО «ЮФ «Кодекс», ООО «Производственная фирма «Лес Сибири», ООО Домостроительная корпорация «Стройбетон», ООО «Дарина», Полонского Виктора Владимировича, Кортунова Игоря Васильевича, Альжанова Кайрата Хайрбаевича, Попова Михаила Тимофеевича, Полещук Тамары Владимировны, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представитель РЭК Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО «ТГК № 11» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей ОАО «ТГК № 11», РЭК по Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ОАО «ТГК № 11» зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1055406226237.

ООО «ЮФ «Кодекс», Полонский В.В., Кортунов И.В., ООО «Производственная фирма «Лес Сибири», ООО «Дарина», Альжанов К.Х., Попов М.Т., Полещук Т.В. обратились в ОАО «ТГК № 11» с заявлениями о создании технической возможности подключения к системе теплоснабжения Омского филиала заявителя.

На основании заявлений граждан и юридических лиц ОАО «ТГК № 11» направило в адрес РЭК Омской области заявления от 24.06.2011 № ВП-1891/12, от 06.07.2011 №№ ВП-2099/12, № ВП-2100/12, от 21.07.2011 № ВП-2283/12, № ВП-2285/12, от 25.07.2011 № ВП-2317/12, № ВП-2318/2, от 02.08.2011 № СК-2431/12 об установлении тарифа.

Письмами от 29.07.2011 ИСХ-11/РЭК-2737, от 25.08.2011 ИСХ-11/РЭК-3019, от 05.09.2011 ИСХ-11/РЭК-3151 РЭК Омской области отказала в установлении платы за подключения по причине отсутствия основ ценообразования в сфере теплоснабжения и правил подключения.

ОАО «ТГК № 11», считая действия заинтересованного лица не соответствующими закону и нарушающими права заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

27.12.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. РЭК Омской области создано Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95. Положение о РЭК Омской области было утверждено тем же Указом Губернатора Омской области и действовало до 08.11.2011.

В соответствии с Положением о РЭК Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95, действовавшим на дату совершения оспариваемых действий, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и контроль за применением тарифов на электрическую и тепловую энергию, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование и контроль в электроэнергетике, государственное регулирование розничных цен на природный и сжиженный газ, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, государственное регулирование цен, тарифов, наценок, надбавок на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен, тарифов, наценок, надбавок на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти Омской области.

РЭК Омской области в соответствии с пунктом 7 Положением о РЭК Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95, наделено полномочиями на установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; Регламентом Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 56/29 от 08.07.2008 (далее по тексту - Регламент РЭК Омской области), определен порядок действий государственного органа при установлении тарифов.

Установление тарифов (цен) производится РЭК Омской области путем рассмотрения соответствующих дел, открываемых по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, либо по инициативе РЭК Омской области (пункт 1.3 Регламента РЭК Омской области).

Как верно указал суд первой инстанции, порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по установлению тарифов (цен) урегулирован разделом 8 Регламента РЭК Омской области.

Пунктом 8.2 Регламента РЭК Омской области установлено, что в случае установления тарифов (цен) по инициативе организации, осуществляющей регулируемую деятельность, такая организация направляет на имя руководителя Комиссии письменное заявление об установлении тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.

В заявлении указываются следующие сведения:

- сведения об организации (индивидуальном предпринимателе), направившей(им) заявление (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, индивидуального предпринимателя);

- основания, по которым заявитель обратился в Комиссию для установления тарифов (цен);

- требование, с которым заявитель обращается.

К заявлению прилагаются в подлиннике или заверенных заявителем копиях документы, указанные в нормативных правовых актах (в зависимости от регулируемого вида деятельности).

Пунктом 8.4 Регламента РЭК Омской области предусмотрено условие о том, что в случае если представленные документы не соответствуют требованиям, указанным в пункте 8.2, РЭК Омской области имеет право возвратить заявителю заявление и документы на доработку с письменным указанием оснований, по которым они возвращаются.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что основания отказа в совершении государственными органами обязанностей, которые возложены на них законом, могут быть установлены только лишь законом.

Между тем, отсутствие основ ценообразования в сфере теплоснабжения и правил регулирования цен (тарифов) не является основанием для отказа в установлении платы за подключение к системе теплоснабжения, установленным действующим законодательством.

Таким образом, как верно пришел к выводу суд первой инстанции, основание, изложенное РЭК Омской области в письмах от 29.07.2011 ИСХ-11/РЭК-2737, от 25.08.2011 ИСХ-11/РЭК-3019, от 05.09.2011 ИСХ-11/РЭК-3151, не может быть признано соответствующим закону, поскольку отсутствует в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» или ином нормативном акте.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать то, что отсутствие основ ценообразования в сфере теплоснабжения не освобождает уполномоченные орган от обязанности соблюдать административный регламент, при этом суд первой инстанции при формулировании обязанности устранить нарушение прав заявителя, указал на необходимость совершения действий в соответствии с действующим законодательством.

А именно, в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал РЭК Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решений об открытии или отказе в открытии дела об установлении тарифов в отношении указанных лиц с соблюдением требований Регламента РЭК Омской области в течение месяца со дня вынесения решения судом, а не обязал утвердить плату за подключение в индивидуальном порядке по заявкам третьих лиц, как просил заявитель.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации РЭК Омской области освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2011 по делу №  А46-12002/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Иванова

Судьи

Ю.Н. Киричёк

 Е.П. Кливер

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу n А75-8410/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также