Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу n А75-8410/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 апреля 2012 года

                                               Дело №   А75-8410/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  04 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 апреля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Лотова А.Н.,

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Кулагиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-734/2012) Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2011 по делу №  А75-8410/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (ИНН 8602060555) к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1078601000103, ИНН 8601030798) о признании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и приказа о его утверждении недействительными, а также о выдаче положительного экспертного заключения,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» - Кокорин О.А., предъявлен паспорт, по доверенности №8-Д от 01.01.2012 сроком действия по 31.12.2011 и Риянов М.Ф., предъявлен паспорт, по доверенности № 1208-Д от 26.03.2012 сроком действия один год;

установил:

открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (далее по тексту – ОАО «Сургутнефтегаз», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительными:

- заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Департамента от 29.08.2011 № 2143-ГЭ, на лесном участке площадью 47,2010 га, предоставленном ОАО «Сургутнефтегаз» на основании договора аренды лесных участков от 01.03.2011 № 0124/11-12 на Западно-Сибирском месторождении нефти;

- приказа Департамента от 29.08.2011 № 2143-ГЭ;

- обязании Департамента выдать положительное заключение на проект освоения лесов на лесном участке площадью 47,2010 га (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.3, л.д. 67-70).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 15.12.2011 по делу № А75-8410/2011 требования, заявленные ОАО «Сургутнефтегаз», удовлетворены в полном объеме.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявителю спорный лесной участок был предоставлен под коридор коммуникаций на Западно-Сургутском месторождении нефти, в связи с чем, руководствуясь положениями пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у ОАО «Сургутнефтегаз» отсутствовали основания для принятия мер противопожарной защиты спорного лесного участка (создание минерализованных полос по границе арендованного лесного участка вдоль стены леса на суходолах).

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2011 по делу № А75-8410/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало следующее:

- согласно договору аренды лесных участков от 01.03.2011 № 0124/11-12, вид использования лесов определен следующим образом – выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых и применение к спорным отношениям положений пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, является неправомерным;

- пунктом 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, установлено, что лесопользователь обязан содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не мнее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии.

Представители ОАО «Сургутнефтегаз» в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просят оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указано, что к спорным правоотношениям необходимо применять пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, поскольку целевое назначение спорного лесного участка – эксплуатация линейных объектов (промысловых трубопроводов), а не выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.

Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.

На основании приказа Департамента от 29.12.2010 № 152-И между ОАО «Сургутнефтегаз» и Департаментом заключен договор аренды лесных участков от 01.03.2011 № 0124/11-12 (далее – договор аренды), зарегистрированный 23.06.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (т. 1 л.д. 71-125, 157).

Согласно договору аренды общая площадь предоставленных в аренду лесных участков составляет 47,210 га.

Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» в лице филиала «Запсиблеспрект» по заказу общества разработан проект освоения лесов, переданных обществу по договору аренды (т. 1 л.д. 17-70).

Департамент приказом от 29.08.2011 № 2143-ГЭ утвердил отрицательное заключение по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду обществу для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых под объект: «Коридоры коммуникаций на Западно-Сургутском месторождении нефти» (т. 1 л.д. 8-12).

В Экспертном заключении Департамент указал, что проект освоения противоречит требованиям части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункту «а» пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов»: в таблице 5.2.1 проекта не предусмотрено создание или (при наличии) ежегодное обновление (прочистка) минерализованных полос по границе арендованного лесного участка вдоль стены леса на суходолах с указанием местоположения (квартал, выдел) и объемов проектируемых мероприятий в километрах.

Полагая, что указанное заключение не соответствует нормам лесного законодательства, нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 15.12.2011 по делу № А75-8410/2011 требования, заявленные ОАО «Сургутнефтегаз», удовлетворены в полном объеме.

Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Предметом рассмотрения по настоящему делу является законность заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Департамента от 29.08.2011 № 2143-ГЭ, на лесном участке площадью 47,2010 га, предоставленном ОАО «Сургутнефтегаз» на основании договора аренды лесных участков от 01.03.2011 № 0124/11-12 на Западно-Сибирском месторождении нефти, а также приказа Департамента от 29.08.2011 № 2143-ГЭ.

Как было указано выше, основанием для выдачи отрицательного экспертного заключения послужил вывод Департамента о том, что проект освоения противоречит требованиям части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункту «а» пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов»: в таблице 5.2.1 проекта не предусмотрено создание или (при наличии) ежегодное обновление (прочистка) минерализованных полос по границе арендованного лесного участка вдоль стены леса на суходолах с указанием местоположения (квартал, выдел) и объемов проектируемых мероприятий в километрах.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Департамента отсутствовали основания для выдачи Обществу отрицательного экспертного заключения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.

Согласно положениям статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления могут образовывать экспертные комиссии. По решению органа, образовавшего экспертную комиссию, в ее состав могут входить представители общественных объединений.

Соглано пункту 9 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Пунктом 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов предусмотрено, что положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В соответствии с частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу n А46-4949/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также