Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 по делу n А75-514/2012. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 апреля 2012 года

                                                      Дело №   А75-514/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 апреля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Евсиной Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2495/2012) государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Северавтодор» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.02.2012 по делу №  А75-514/2012 (судья Фёдоров А.Е.)

по заявлению государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Северавтодор» (ИНН 8602017415, ОГРН 1028600509068)

к отделению по организации дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Сургутскому району

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.12.2011 №4872

при участии в судебном заседании представителей: 

от отделения по организации дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Сургутскому району – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Северавтодор» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

 

установил:

 

Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Северавтодор» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к отделению организации дорожного движения ОГИБДД ОМВД Росси по Сургутскому району (далее - инспекция дорожного надзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.12.2011 № 4872.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.02.2012 по делу № А75-514/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован наличием вины предприятия в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие события административного правонарушения и виновности предприятия в его совершении.

Заявитель выполняет комплекс работ по содержанию автомобильных дорог Сургутского района на основании государственного контракта на «выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Сургутском районе» от 28.12.2010 № 186. Указанным контрактом определяется объем и перечень выполняемых Заявителем работ, устанавливается нормативный документ, которым стороны руководствуются при оценке уровня содержания автомобильных дорог - ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (временное)» (далее - ОДМ 218.0.000-2003) (Приложение №1 к государственному контракту №186 от 28.12.2010). На момент проведения проверки административным органом нормативный срок их ликвидации, предусмотренный действующим государственным контрактом и нормативными актами (ГОСТ Р 50597-93, ОДМ 218.0.000-2003) не только не истек, но даже не наступил.

Проезжая часть обрабатывалась заявителем противогололедными материалами, т.е. необходимые мероприятия по ликвидации зимней скользкости предпринимались.

Для привлечения к ответственности за недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги в виде зимней скользкости, необходимо установлении коэффициента сцепления покрытия с шиной автомобиля. 03.11.2011 представителем административного органа В.Г. Андреевым измерения величины зимней скользкости на рассматриваемом участке автомобильной дороги - коэффициента сцепления не проводились, следовательно, доказательств, подтверждающих наличие зимней скользкости на дороге, административным органом не представлено.

Заявитель выполнил возложенные на него государственным контрактом №186 от 28.12.2010 обязанности по снегоочистке автодорог Сургутского района, т.е. принял все возможные меры к соблюдению требований законодательства. Никаких претензий со стороны заказчика - владельца дороги по качеству содержания данного участка автомобильной дороге не предъявлялось.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании государственного контракта «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Сургутском районе от 28.12.2010 года № 186 предприятие является лицом, ответственным за содержание дороги «Сургут – Когалым».

Административным органом в ходе проведения повседневного надзора при выезде на место дорожно-транспортного происшествия на 37-й км автомобильной дороги «Сургут–Когалым» 03.11.2011 было установлено, что на участке автомобильной дороги «Сургут–Когалым» от км 34 до км 40 были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии и зимнем содержании, угрожающие безопасности движения автомобильного транспорта именно: проезжая часть не была обработана противогололедными материалами; на проезжей части имелась зимняя скользкость в виде снежного наката толщиной до 2,5 см; на проезжей части и рыхлый снег на обочинах высотой снежного покрова до 4,0 см.

Указанные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических организаций дорожного движения от 03.11.2011.

04.11.2011 инспекцией дорожного надзора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, 23.12.2011 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 4872 о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Считая постановление по делу об административном правонарушении от 23.12.2011 № 4872 незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

27.02.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано предприятием в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения является дорожное движение.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов, которые обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

К вопросам местного значения городского округа согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, в том числе, деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В силу пункта 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93) все требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно пункту 2.2.1 устава, одним из видов деятельности ГП «Северавтодор» является содержание автомобильных дорог.

Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (в том числе автомобильной дороги «Сургут - Когалым - граница ХМАО») является обязательством предприятия, взятым в связи с заключением государственного контракта от 28.12.2010 № 186.

В силу пункта 1.1 государственного контракта, ГП «Северавтодор» приняло на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Сургутского района, протяженностью – 513,956 км, направленного на поддержание бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и обеспечения сохранности автомобильной дороги и искусственных сооружений в соответствии с требованиями и техническим задание (приложение № 1).

Как следует из технического задания к контракту, ГП «Северавтодор» в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 надлежит осуществлять комплекс работ по содержанию автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и обеспечить допустимый на всем протяжении уровень содержания участков дороги группы «A2» применительно к требованиям ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (том 1 л.д. 16).

Согласно пункту 7.1.1 контракта ГП «Северавтодор» обязан обеспечить выполнение комплекса работ в соответствии с требованиями технического задания и с требуемым качеством для поддержания уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений для круглогодичного безопасного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 по делу n А46-93/2012. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также