Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу n А46-9870/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 мая 2012 года

                                   Дело №  А46-9870/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  26 апреля 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  03 мая 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шаровой Н.А.,

судей  Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кундос Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-2082/2012) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07 февраля 2012 года по делу №  А46-9870/2011 (судья С.В. Луговик), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к закрытому акционерному обществ у «Нива» (ИНН 5529001974, ОГРН 1025501931465) о взыскании 114 916 руб. 59 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – Писаренко Л.А.  (по доверенности № ИСХ-12/МСХ -27 от 11.01.2012  сроком действия до 31.12.2012);

от закрытого акционерного общества «Нива» –Дункурс Р.Ю.  (по  доверенности б/н от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.0212).

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Нива» (далее - ЗАО «Нива», ответчик) о взыскании средств федерального бюджета в сумме 114 916 рублей 59 копеек.

Решением Арбитражного суда Омской области от 07 февраля 2012 года по делу № А46-9870/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции указал на недоказанность истцом факта предоставления ответчиком недостоверных сведений, а также нарушения общих и (или) дополнительных условий предоставления субсидий в соответствии с установленным порядком. 

Не соглашаясь с решением суда, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

Податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии в деле официальных статистических данных о стоимости 1 центнера рапса в 2009 году.  Такие сведения содержатся  в письмах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, согласно которым стоимость 1 центнера рапса в 2009 году составила 569 руб. Ответчиком договор страхования урожая с ООО Страховая компания «Куранты» заключен с применением для расчета размеров страховой стоимости и страховой премии средней цены реализации рапса за 2009 год в размере 844 руб. 30 коп. Предоставление ЗАО «Нива» недостоверных сведений о размерах страховой стоимости, страховой премии, субсидии по страхованию является нарушением условий предоставления субсидии.

По мнению истца, суд первой инстанции неправомерно сослался на применение Гражданского кодекса Российской Федерации в силу аналогии закона. Считает, что положения гражданского законодательства к рассматриваемому случаю неприменимы, поскольку отношения по предоставлению субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и соответствующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации (Постановление от 31.12.2009 № 1199 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений»).

В представленном до начала судебного заседания отзыве ЗАО «Нива» просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Представитель ЗАО «Нива» поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу. Ссылается на наличие сведений от Омскстата о стоимости 1 тонны масляных культур в размере 8621 руб. (862,1 руб. за центнер), что превышает заявленную ответчиком при обращении за субсидией.

В порядке отзыва на апелляционную жалобу  ответчиком представлена справка Омскстата от 06.02.2012 № 19-63/91, которая в порядке пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщена к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ), в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1199 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).

По утверждению истца соответствующие федеральные бюджетные средства направлены в 2010 году и в Омскую область.

Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 № 267-п утверждено Положение о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, регулирующее предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства (далее – Положение, утвержденное постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 № 267-п).

В соответствии с пунктом 29 названного Положения субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме ЛПХ) на возмещение части уплаченной ими страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур предоставляются при соблюдении требований, предусмотренных пунктами 4, 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, по ставке в процентах от уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования.

Субсидии предоставляются, в силу пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, при соблюдении следующих требований в области оказания услуг по сельскохозяйственному страхованию: заключение сельскохозяйственным товаропроизводителем договора страхования со страховой организацией, которая имеет лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования и отвечает одному из установленных в Правилах требований (подпункта «а» пункта 4 Правил); заключения договора страхования в указанные в подпункте «б» пункта 4 Правил сроки по рискам, перечисленным в подпункте «в»; применение следующих утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации документов:

- методика определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;

- методика определения размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;

- ставки для расчета размера субсидии.

В пункте 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлен перечень документов, в случае наличия которых осуществляется предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии:

а) справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составленная на основании договора страхования и платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);

б) копия договора страхования;

в) копия платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования;

г) выписка из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, об отклонении фактического размера маржи платежеспособности от нормативного размера маржи платежеспособности, предоставленная сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенная ее руководителем;

д) документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договорам страхования, представленный сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора перестрахования (предоставляется в случае несоответствия страховой организации требованию, указанному в абзаце втором подпункта «а» пункта 4  Правил, в том числе: наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков); сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование; реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).

Как следует из материалов дела, 20.05.2010 общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Куранты» (страховщик) и ЗАО «Нива» (страхователь) заключили генеральный договор страхования урожая сельскохозяйственных культур № Ом55/10-011/10.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора страховщик обязуется за установленную полисом плату (страховую премию) при наступлении страхового случая выплатить страхователю (выгодоприобретателю) страховое возмещение в пределах страховой суммы, предусмотренной в полисе.

Согласно полису № Ом55/10-011/10 страхования урожая сельскохозяйственных культур общий размер страховой премии составил 17 219 728 рублей 50 копеек, в том числе 1 029 775 рублей 82 копейки страховой премии в связи со страхованием риска полной или частичной утраты рапса на зерно.    

На основании предоставленных ЗАО «Нива» уполномоченному органу документов в соответствии с пунктом 29 Положения, утв. постановлением Правительством Омской области от 30.12.2009 № 267-п, ответчику за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия по страхованию урожая рапса в сумме 423 134 рубля 60 копеек. При расчете субсидии ответчиком применена средняя стоимость реализации центнера рапса за 2009 год, равная 844 рублям 30 копейкам. Данная стоимость указана в полисе № Ом55/10-011/10 страхования урожая сельскохозяйственных культур.

В ходе проверки использования бюджетных средств в 2010 году территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области установлено (акт проверки от 28.03.2011 б/н), что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области у одиннадцати сельхозпроизводителей, в том числе ЗАО «Нива», для компенсации части затрат по страхованию урожая документы и справки на компенсацию приняты с нарушением подпункта «г» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу n А46-92/2012. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также