Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 по делу n А46-11139/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 мая 2012 года

                                        Дело №   А46-11139/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  11 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 мая 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Сердитовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2146/2012) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2012 по делу № А46-11139/2011 (судья Суставова О.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Остров сокровищ» (ОГРН, 1095543025511, ИНН, 5501219931) (далее – ООО «Остров Сокровищ», общество) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее – ГУЗР по Омской области)

3-е лицо Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании представителей:

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – Сотниковой Н.В. (удостоверение, по доверенности № 0402/4 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012);

от ООО «Остров сокровищ» - Мотос А.А. (паспорт, по доверенности б/н от 30.08.2011 сроком действия на один год);

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – Акйурек Н.В. (удостоверение, по доверенности б/н от 11.05.2012 сроком действия на один год);

от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

Решением от 06.02.2012 по делу № А46-11139/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ООО «Остров сокровищ», уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал незаконным бездействие ГУЗР по Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Остров сокровищ» от 04.05.2011 Вх.04-02/668.

Обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества: в месячный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора, либо решение об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на непринятие административным органом ни одного из решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 ЗК РФ, что является бездействием, нарушающим права и интересы заявителя.

В апелляционной жалобе ГУЗР по Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на отсутствие у него полномочий на принятие каких-либо решений в отношении водного объекта, в том числе и в порядке ст. 31 ЗК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Остров сокровищ» с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Министерство природных ресурсов и Экологии Омской области в отзыве указывает на то, что на землях покрытых поверхностными водами не осуществляется образование земельных участков.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представитель ГУЗР по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Остров сокровищ» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния 21.08.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1095543025511.

04.05.2011 ООО «Остров сокровищ» обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения парка (с аттракционами, кафе, ресторанами, гостиницей) с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: 400 м восточнее 2-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул.1-я Островская, д.4а.

Письмом от 06.05.2011 № 0202/4218 ГУЗР Омской области направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - парк (с аттракционами, кафе, ресторанами, гостиницей).

Письмом от 02.06.2011 № 06/6126 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ГУЗР Омской области о том, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок определен как река и иные водные объекты. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель, покрытых поверхностными водами. В связи с изложенным, размещение парка (аттракционов, кафе, ресторанов, гостиниц) на испрашиваемом участке невозможно. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации река Иртыш находится в федеральной собственности, государственные полномочия в области водных объектов осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.

Письмом от 17.06.2011 № 0202/5760 ГУЗР Омской области проинформировало ООО «Остров сокровищ» о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 04.05.2011, с приложением ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

ООО «Остров сокровищ», считая, что в результате рассмотрения заявления общества ГУЗР Омской области не были проведены предусмотренные законом процедуры, чем допущено бездействие, нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

06.02.2012 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Исходя из ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области», ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;

2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.

Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.

В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 1 статьи 32 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).

Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 по делу n А46-2876/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также