Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу n А46-1281/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 мая 2012 года

                                                     Дело №   А46-1281/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  22 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 мая 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Кулагиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2516/2012) Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №72 общеразвивающего вида» на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2012 по делу №А46-1281/2012 (судья Глазков О.В.)

по  заявлению Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №72 общеразвивающего вида»

к Отделу надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области

об отмене постановления № 2089/2090 от 28.12.2011

при участии в судебном заседании представителей: 

от бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №72 общеразвивающего вида» - Сайчук Е.А. (паспорт, по доверенности от 01.05.2012 сроком действия по 31.12.2012) и Шлыкова М.В. (паспорт, приказ №348-к от 08.10.2008);

от Отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области – Никитин О.О. (удостоверение, по доверенности №72-10-6-13 от 18.01.2012 сроком действия до 31.12.2012).

 

установил:

 

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида» (далее по тексту - заявитель, учреждение, БДОУ г. Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида», Детский сад № 72) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган, Отдел) об отмене постановления № 2089/2090 от 28.12.2011, вынесенного заместителем главного государственного инспектора ЦАО г. Омска по пожарному надзору Катковым В.П. по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида».

Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2012 по делу № А46-1281/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Судебный акт мотивирован наличием в действиях (бездействии) детского сада состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, Детский сад № 72 обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления административного органа.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что  ранее, постановлением № 1631/1632 от 07.10.2011 детский сад был привлечен к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за те же правонарушения, что и постановлением № 2089/2090 от 28.12.2011, которое обжалуется в рамках рассматриваемого дела.

По первоначальной проверке административным органом было выдано предписание № 1268/1/1-3 от 05.10.2011 с указанием срока устранения нарушений – 05.10.2012. Однако, до истечения установленного в предписании срока, административным органом повторно произведена проверка и за те же правонарушения детский сад повторно привлечен к административной ответственности.

От Отдела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Представитель бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Отдела поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

26.08.2011 Главное управление МЧС России по Омской области выдало распоряжение № 1268 на проведение внеплановой выездной проверки в отношении муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 72». Срок проведения проверки установлен с 26.09.2011 по 21.10.2011.

27.09.2011 Главное управление МЧС России по Омской области выдало распоряжение № 1405 на проведение плановой выездной проверки в отношении муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 72». Срок проведения проверки установлен с 03.10.2011 по 28.10.2011.

На основании распоряжения от 26.08.2011 № 1268 отделом надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска 05.10.2011 проведена проверка.

При проведении проверки установлены нарушения требований пункта 3, 40, 507, 508 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных    бедствий    от    30    июня    2003    года    №    312,    СНиП    21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно:

- отсутствует противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м, ведущий непосредственно на чердачное помещение;

- не выполнен выход из технического этажа, ведущий непосредственно наружу;

- отсутствует второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.10.2011 № 1268.

05.10.2011 административным органом выдано предписание № 1268/1/1-3 об устранении нарушений в срок до 05.10.2012.

05.10.2011 административным органом составлено два протокола по части 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

07.10.2011 Заместителем главного государственного инспектора Центрального АО по пожарному надзору вынесено постановление № 1631/1632 о наложении административного наказания по части 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в размере 155 000 руб.

21.12.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в связи с принятием редакции № 4 Устава учреждения и изменением наименования юридического лица, в связи с чем новое наименование заявителя – Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида».

На ос­новании распоряжения от 27.09.2011 № 1405 в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида» проведена проверка со­блюдения обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе указанной проверки в помещениях БДОУ г. Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего вида» по адресу: г. Омск, ул. Иртышская набережная, 13а, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, пунктов 6.12*. 6.21*. 6.28*. 8.4* «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7, а именно:

- отсут­ствуют противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6 x 0,8 м, ведущий непосредст­венно на чердачное помещение;

- не выполнен выход из технического этажа, ведущий не­посредственно наружу;

- отсутствует второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже;

- отсутствует ограждение с перилами при высоте лест­ницы более 45 см, ведущих из помещения пищеблока и склада продуктов.

12.10.2011 административным органом составлен акт проверки № 1405.

20.10.2011 детскому саду выдано предписание № 1405/1/1-4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 20.10.2012.

По результатам означенной проверки составлены: протокол об административном правонарушении от 20.12.2011 № 2089, по призна­кам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и протокол об административном правонарушении от 20.12.2011 № 2090, по признакам со­става правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

На основании указанных протоколов административным органом 28.12.2011 при­нято оспариваемое постановление № 2089/2090 о наложении административного наказа­ния за нарушение требований пожарной безопасности, которым БДОУ г. Омска «Дет­ский сад № 72 общеразвивающего вида» привлечено к административной ответственно­сти, предусмотренной частью 1, 4 статьи 20.4. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответству­ет закону, нарушает его права и интересы, учреждение обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, считает, что оно подлежит отмене исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно подпункту 5 пункта 7 указанного Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий   стихийных   бедствий   (МЧС   России),   утвержденного   Указом   Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, осуществление деятельности по защите населения и территорий от пожаров является одной из основных задач МЧС России.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему иные органы, в частности Государственную противопожарную службу (пункт 3 названного Положения).

Последовательность и сроки действий государственных инспекторов противопожарной службы (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением, в том числе организациями, установленных требований пожарной безопасности определяет Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517.

В пункте 4 указанного Административного регламента установлено, что мероприятия по надзору проводятся на территориях, технологических установках, оборудовании, агрегатах, в зданиях, сооружениях, в отношении изделий, продукции и иного имущества, для которых установлены требования пожарной безопасности (объекты надзора).

27.09.2011 Главное управление МЧС России по Омской области выдало распоряжение № 1405 на проведение плановой выездной проверки в отношении муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 72». Срок проведения проверки установлен с 03.10.2011 по 28.10.2011.

На ос­новании распоряжения от 27.09.2011 № 1405 в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 72 общеразвивающего

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А70-2611/2009. Отменить определение первой инстанции: Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269, 272 АПК)  »
Читайте также