Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу n А75-469/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 июня 2012 года

                                                Дело №   А75-469/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  21 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 июня 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Кулагиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3541/2012) открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2» на решение Арбитражного суда  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.03.2012 по делу №  А75-469/2012 (судья Зубакина О.В.)

по заявлению  открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2» (ОГРН 1098603000209, ИНН 8603161210)

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 

об оспаривании постановления о наложении  штрафа по делу об административном правонарушении № 737 от 14.12.2011

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре   - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

 

установил:

 

Открытое акционерное общество «Управляющая компания № 2» (далее – ОАО «УК № 1», Управляющая компания, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 14.12.2011 № 737, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в лице территориального отдела в городе Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе (далее - административный орган, Управление).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.03.2012 по делу № А75-469/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтвержден факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, выразившегося во включении в договор условий, ущемляющих установленные права потребителей.

Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «УК № 2» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.03.2012 по делу № А75-469/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, поскольку обязанность по опломбировке индивидуальных приборов учета, содержащаяся в пункте 3.2.15 договора управления многоквартирным домом, основывается на нормах жилищного и гражданского законодательства. В тариф по содержанию жилья услуга по опломбировке не включена.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление указало, что включив в договор управления многоквартирным домом с гражданкой Черновой Р.Р. условие, согласно которому собственник обязан обеспечить сохранность индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, оплачивать стоимость их технического обслуживания, поверку, замену и опломбировку по истечении межповерочного периода, окончанию срока эксплуатации или вышедших из строя, Общество фактически навязало потребителю дополнительную услугу по опломбированию приборов учета коммунальных услуг. Обязанность опломбировки квартирного водомера к трубе на потребителя Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, не возложена. Также административный орган полагает, что порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть оговорен в договоре на установку (замену) прибора учета, заключенном между организацией, устанавливающей (производящей замену) прибора учета, и заинтересованным лицом.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

От Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

От Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании обращения общества с ограниченной ответственностью «Водоучет» прокуратурой города Нижневартовска проверка законности включения Управляющей компанией в договор управления многоквартирным домом от 17.06.2011 № 4971, заключенный между Управляющей компанией и Черновой Р.Р., условий,   ущемляющих права потребителя.

В ходе проверки выявлен факт нарушения Управляющей компанией статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», выразившийся в навязывании потребителю дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета коммунальных ресурсов.

Заместителем прокурора города Нижневартовска принято постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 16.11.2011 (том 1 л.д. 86-89).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Герасимовой О.В. вынесено постановление 14.12.2011 № 737, согласно которому Управляющая компания привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.03.2012 по делу № А75-469/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.

Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Порядок предоставления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – Правила № 307).

Как следует из пункта 1 Правил № 307, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 3 Правил № 307 установлено, что коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

При этом исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно пункту 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В спорной ситуации по отношению к третьему лицу исполнителем является именно ОАО «УК №2» и отношения между Обществом и гражданкой Черновой Р.Р. регулируются  Правилами № 307.

Подпункт «в» пункта 52 Правил № 307 обязывает потребителя в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр измерений.

В подпункте «г» пункта 52 Правил № 307 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Из подпункта «д» пункта 53 этих Правил следует, что потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

Действительно, требование об установке пломб за счет граждан-потребителей названными Правилами не предусмотрено.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 13.08.2006 № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу n А75-10145/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также