Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2012 по делу n А81-4660/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 июля 2012 года

                                                         Дело № А81-4660/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  28 июня 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  02 июля 2012 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4219/2012) общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск» на  решение Арбитражного суда  Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.03.2012 по делу № А81-4660/2011 (судья Максимова О.В.), принятое по иску  общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск» (ОГРН 1028601843918; ИНН 8622000931; место нахождения: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Югорск, ул. Мира, 15) к муниципальному образованию поселок Правохеттинский (ОГРН 1058900425650; ИНН 8903025346; место нахождения: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Правохеттинский, ул. Газовиков, 1б) при участии в деле в качестве третьих лиц: Администрации муниципального образования Надымский район (ОГРН 1028900578750; ИНН 8903008622; место нахождения: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, 8), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1098901000626; ИНН 8901022692; место нахождения: г. Салехард, ул. Броднева, 37), о признании незаконным отказа муниципального образования принять жилой дом в муниципальную собственность и об обязании муниципального образования принять на баланс жилой дом,

при участии в судебном заседании: 

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск» – представителя Кадыкова С.В.  по доверенности № Юр/11/563 от 22.12.2011 сроком действия по 31.12.2012,

от Администрации муниципального образования Надымский район – представитель не явился,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе – представитель не явился, 

от муниципального образования поселка Правохеттинский – представитель не явился,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск» (далее – ООО «Газпром Трансгаз Югорск», истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному образованию поселок Правохеттинский (далее – муниципальное образование, ответчик) о признании незаконным решения муниципального образования об отказе принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Правохеттинский, ул. Школьная, 4А и об обязании муниципального образования принять на баланс с баланса истца указанный жилой дом, в том числе квартиры с 1 по 24, за исключением квартир №№ 15, 18.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил признать незаконным отказ муниципального образования поселок Правохеттинский № 855 от 17.08.2011 в принятии 24 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Правохеттинский, ул. Школьная, 4А, а также просил обязать ответчика принять на баланс муниципального образования жилой дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Правохеттинский, ул. Школьная, 4А.

Определением от 13 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Надымский район и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2012 года по делу № А81-4660/2011 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО «Газпром Трансгаз Югорск» в апелляционной жалобе просит его отменить, принят новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу создает дополнительные обязанности для истца, перекладывая бремя содержания государственного имущества на коммерческую организацию. Считает, что жилищный фонд, созданный до приватизации предприятия, уже является собственностью государства и подлежит передаче с баланса предприятия собственнику. Полагает, что поскольку истец не состоит с Администрацией муниципального образования в договорных отношениях, не является собственником спорного объекта, не должен нести бремя содержания имущества. Факт нахождения имущества на балансе предприятия не является доказательством  права собственности или законного владения.

Муниципальное образование, Администрация муниципального образования поселок Правохеттинский, Администрация муниципального образования Надымский район в письменных отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От ООО «Газпром Трансгаз Югорск» поступили письменные возражения на отзывы на апелляционную жалобу.

Муниципальное образование и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Администрации муниципального образования Надымский район и Администрации муниципального образования поселка Правохеттинский поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Данные ходатайства удовлетворены судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Представитель ООО «Газпром Трансгаз Югорск» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя ООО «Газпром Трансгаз Югорск», проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на балансе ООО «Газпром Трансгаз Югорск» находится 24-х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Правохеттинский, ул. Школьная, 4А (справка № 09/2222 от 01.03.2012 – том 2 л. 112).

Согласно техническому паспорту на жилой дом № 4А по ул. Школьной в п. Правохеттинский, дом построен в 1983 году, в нем находится 24 квартиры, по состоянию на дату составления технического паспорта – 09.07.1999, владельцем дома являлась Передвижная механизированная колонна № 2 треста «Комсомольскстройгаз» предприятия «Тюментрансгаз» (в настоящее время ООО «Газпром Трансгаз Югорск») (том 1 л. 24-36).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1333 от 05.11.1992 государственный концерн «Газпром» преобразован в Российское акционерное общество «Газпром» (далее – РАО «Газпром»), 25.02.1993 произведена государственная регистрация РАО «Газпром», что подтверждается свидетельством от 25.02.1993 серии ЛЕ № 004255 (том 1 л. 67).

Распоряжением Министерством имущественных отношений № 1185-Р от 17.04.2003 утверждены акты оценки объектов недвижимого имущества, учтенные при расчете уставного капитала РАО «Газпром» и расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на 01.07.1992 (том 1 л. 42-49).

В актах оценки объектов учтенных при расчете уставного капитала РАО «Газпром», объект – жилой дом по ул. Школьная 4А в п. Правохеттинский отсутствует.

Распоряжением № 1448-Р от 08.04.2004 Министерства имущественных отношений Российской Федерации произведена передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче ОАО «Газпром» и его дочерними обществами в государственную собственность субъектов Российской федерации и муниципальную собственность (том 1 л. 39-40).

Как усматривается из письма Территориального управления федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округу № 464-СД от 07.02.2011, жилой дом по ул. Школьная 4А поселка Правохеттинский не зарегистрирован в реестре федерального имущества, внести изменения в реестр федерального имущества не представляется возможным (том 1 л. 54).

07.07.2009 ООО «Газпром Трансгаз Югорск» в письме № 27/08738 обратилось к Главе муниципального образования Надымский район с предложением управление спорного дома осуществлять органами муниципального образования поселок Правохеттинский, пояснив, что работники истца не проживают в спорном доме (том 1 л. 51).

Администрация муниципального образования посёлок Правохеттинский в письме № 868 от 30.07.2009 отказалась принимать в собственность жилой дом № 4А по ул. Школьной в п. Правохеттинский ввиду длительной эксплуатации и неудовлетворительного технического состояния дома (том 1 л. 52-53).

ООО «Газпром Трансгаз Югорск» 05.08.2011 в письме № 32/751 обратилось к Главе муниципального образования поселок Правохеттинский с просьбой принять с баланса ООО «Газпром Трансгаз Югорск» спорный объект (том 1 л. 55-56).

В ответе № 855 от 17.08.2011 Администрация муниципального образования поселок Правохеттинский пояснила, что считает нецелесообразным  принятие спорного жилого дома в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский (том 1 л. 57-58).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО Газпром трансгаз Югорск» в суд с настоящим иском.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился причиной подачи истцом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Газпром Трансгаз Югорск» создано в процессе приватизации государственного предприятия, а имущество, являющееся предметом спора по данному делу представляет собой объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированного предприятия, перечисленные в Приложении № 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Приложением № 3 к Постановлению № 3020-1 жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 настоящего Постановления предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению № 3020-1.

В соответствии с пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 , если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты социально-бытовой сферы, жилищного фонда и предусмотрена передача их в муниципальную собственность, соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не  более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации принять их на баланс.

В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации № 235 от 07.03.1995 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 235 от 07.03.1995 следует, что утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235, органы местного самоуправления совместно с администрацией предприятия в месячный срок с момента принятия решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15 от 11.06.1997 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Таким образом, обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2012 по делу n А75-11877/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также