Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу n А75-735/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 июля 2012 года

                                                         Дело №   А75-735/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 июля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего суд Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4060/2012) Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.03.2012 по делу № А75-735/2012 (судья Членова Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮКОРТ» (ИНН 8619007581, ОГРН 1028601789963) к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу– Югре (ИНН 8601004332, ОГРН 1028600508188) о признании недействительным решения от 10.10.2011 № 82,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Государственного Учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «ЮКОРТ» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «ЮКОРТ» (далее - заявитель, общество, ООО «ЮКОРТ») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Государственного Учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре (далее – учреждение, Региональное отделение ФСС, заинтересованное лицо) от 10.10.2011 № 82 в части непринятия к зачету расходов, произведенных ООО «ЮКОРТ» за сентябрь 2009 г. в сумме 6882 рубля 15 копеек по работникам Сахарной И.С. и Забродской И.Ф.; предложения ООО «ЮКОРТ» отразить указанные суммы в бухгалтерском учете и в расчетной ведомости по средствам Фонда, а также представления уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.03.2012 по делу № А75-735/2012 требования общества удовлетворены частично: спорный ненормативный правовой акт учреждения признано недействительным в части непринятия к зачету расходов, произведенных ООО «ЮКОРТ» за сентябрь 2009 г., в сумме 5 955 рублей 30 копеек, в том числе: 4 306 рублей 57 копеек – по работнику Сахарной И.С. и 1 648 рублей 83 копейки – по работнику Забродской. Также признано незаконным предложение отразить указанные суммы в бухгалтерском учете и в расчетной ведомости по средствам Фонда и предложение представления уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональное отделение ФСС обжаловало его в порядке апелляционного производства.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В период с 21.07.2011 по 27.07.2011 главным специалистом Филиала № 3 Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведена документальная выездная проверка ООО «ЮКОРТ» на предмет правильности расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд социального страхования за период с 01.10.2008 по 31.12.2009.

По результатам проверки, отраженным в акте выездной проверки от 01.09.2011 № 65 с/с (л.д. 24-28), не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию на общую сумму 13 825 рублей 78 копеек.

Не согласившись с актом проверки, общество направило в адрес Филиала № 3 возражения (л.д. 30-32).

По результатам рассмотрения акта и возражений общества 10.10.2011 Филиалом № 3 принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования № 82 (л.д.13-14).

Не согласившись с данным решением в части не принятия к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательства за сентябрь 2009 года в сумме 6 882 рублей 15 копеек, общество в порядке подчиненности обжаловало решение в учреждение (л.д. 15-19).

Письмом от 28.11.2011 № 01-01-29/56/8257-1 учреждение отказало обществу в удовлетворении требований, тем самым подтвердило законность принятого филиалом решения (л.д. 22-23).

Не согласившись с решением в части не принятия к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательства за сентябрь 2009 года в сумме 6 882 рублей 15 копеек, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что основанием для не принятия к зачету спорной суммы послужил тот факт, что для определения размера пособия по беременности и родам общество включило в расчет среднего заработка своих работников суммы доплат до среднего заработка по прежнему месту работы в связи с переводом на легкий труд до наступления отпуска по беременности и родам. При этом, средний заработок был начислен за пределами расчетного периода (месяцем позже). Данные действия заявителя суд признал соответствующими требованиям нормативных правовых актов в области социального обеспечения и отклонил доводы учреждения, основанные на обратных выводах. По таким основаниям были удовлетворены требования о признании недействительным решения в части непринятия к зачету расходов, произведенных ООО «ЮКОРТ» в сумме 5 955 руб. 30 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований общества. В обоснование своей позиции учреждение указало на то, что размер пособия по временной нетрудоспособности определяется исходя из среднего заработка, который в свою очередь определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период (12 календарных месяцев) на число календарных дней, приходящихся на этот расчетный период, в связи с чем в расчет не должны быть включены суммы доплаты до среднего заработка, начисленные за пределами расчетного периода (месяцем позже).

ООО «ЮКОРТ» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором разъяснило свою позицию о несогласии с доводами Регионального отделения ФСС. Считает, что для целей исчисления пособия по беременности и родам средний дневной заработок подлежит определению исходя из суммы заработка, начисленного за расчетный период, но не в расчетном периоде. Следовательно, независимо от месяца фактического начисления суммы доплаты за легкий труд, данная доплата подлежит включению в средний заработок, если доплата произведена за месяц, включаемый в расчетный период.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела (часть 3 стать 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). До начала судебного разбирательства участники процесса заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, которые суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что учреждение обжалует решение суда первой инстанции только в части удовлетворения заявленных требований, а общество не возразило против частичного рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалованной части.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Согласно статье 8 Федерального закона № 165-ФЗ каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются также пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Исходя из пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 приведенного Федерального закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Вместе с тем, исходя из пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ, страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Статьей 3 указанного Федерального закона устанавливается, в том числе, такие виды государственных пособий, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Право на пособие по беременности и родам, исходя из положений статьи 6 Федерального закона № 81-ФЗ, имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.

В силу статьи 4 Федерального закона № 81-ФЗ выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности            и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» с 01.01.2007 отношения по определению условий, размера и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона № 255-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 14 рассматриваемого закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007№ 375.

Согласно пункту 2 Положения в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу n А70-12377/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также