Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу n А75-1693/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 июля 2012 года

                                                       Дело №   А75-1693/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  28 июня 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  04 июля 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4232/2012) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – ГУ МЧС России по ХМАО-Югре; заинтересованное лицо; административный орган)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2012 по делу № А75-1693/2012 (судья Дроздов А.Н.), принятое

по заявлению Муниципального водоканализированного предприятия муниципального образования г. Ханты-Мансийск, ОГРН 1028600515206, ИНН 8601001099 (далее – МП «Водоканал»; Предприятие; заявитель)

к ГУ МЧС России по ХМАО-Югре

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.02.2012 № 1, представления от 14.02.2012,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Котарев Р.А. по доверенности от 31.05.2012 № 06/31, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от заинтересованного лица – Хрунов Д.Е. по доверенности от 26.12.2011 № 109, действительной по 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

установил:

 

МП «Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к ГУ МЧС по ХМАО-Югре о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) от 14.02.2012 № 1, которым Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в сумме 150 000 руб., а также представления от 14.02.2012.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2012 заявленные Предприятием требования удовлетворены.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях МП «Водоканал» состава административного правонарушения. Что касается оспариваемого представления, то суд первой инстанции сослался на отсутствие в представлении указания на обязанность заявителя по уборке крышки колодца пожарного гидранта № 029-07. Представление содержит в себе лишь ссылку на материалы дела, которые послужили основанием для его вынесения.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МЧС России по ХМАО-Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции в части признания незаконным постановления административного органа отменить, принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о необоснованности применения административным органом пункта 89 Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03).

ГУ МЧС по ХМАО-Югре также не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что на МП «Водоканал» не возлагается обязанность по очистке крышки колодца пожарного гидранта № 029-07 (ул. Ленина, 36), так как имеется Инструкция по учету, содержанию и эксплуатации наружных средств противопожарного водоснабжения, утвержденная главой г. Ханты-Мансийска 10.07.2007.

Административный орган полагает, что им представлены необходимые доказательства, указывающие на наличие в действиях Предприятия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Представитель МП «Водоканал» в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В ходе тушения пожара, произошедшего 31.01.2012 в доме, расположенном на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса в г. Ханты-Мансийске, при установке пожарного автомобиля на пожарный гидрант № 029-07 установлено отсутствие свободного доступа к люку (крышке) колодца, в котором расположен гидрант, по причине нахождения под снежным накатом и льдом.

В тот же день от начальника ФГКУ «7 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» поступил рапорт (л.д. 55), на основании которого 31.01.2012 государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по пожарному надзору Борисовым И.С. возбуждено административное дело о нарушении требований в области пожарной безопасности (л.д. 37).

13.02.2012 в связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 1 (л.д. 42-48), по результатам рассмотрения которого МП «Водоканал» постановлением № 1 по делу об административном правонарушении от 14.02.2012 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 150 000 руб. (л.д. 34-36).

Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы МП «Водоканал» последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.

05.04.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Статьей 20.4 КоАП установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Так, согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с пунктом 89 ППБ-01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Как указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения» водопроводная сеть – это система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения.

Пожарный гидрант – устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара. Пожарный гидрант устанавливают на водопроводных сетях в колодце и укрепляют на пожарной подставке, которая является фасонной частью водопроводной сети.

В соответствии с пунктом 87 Постановления Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения» организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана, в том числе обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства; вносить предложения в органы местного самоуправления о закреплении за абонентами обслуживания мест размещения колодцев с пожарными гидрантами, с очисткой этих мест от мусора, снега и наледи и установкой в зимнее время деревянных конусов над колодцами с пожарными гидрантами, расположенными вне проезжей части улиц.

В пункте 10.4 Правил по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденного Приказом Минземстроя от 22.09.1998 № 93, определено, что пожарные водоемы должны быть обозначены указателями, колодцы с пожарными гидрантами должны быть закрыты люками и содержаться очищенными от грязи, льда и снега. В зимнее время колодцы с пожарными гидрантами должны утепляться во избежание замерзания.

Из анализа вышепроцитированных правовых норм следует, что организации водопроводно-канализационного хозяйства вменена обязанность, в том числе следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства.

02.02.2012 государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по пожарному надзору Борисовым И.Г. в адрес Департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийск в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ было направлено определение об истребовании необходимых сведений (материалов) (л.д. 104).

В названном определении содержались, в частности следующие вопросы: каким участком города (тротуар, проезжая часть и т.п.) является место, где расположен колодец с пожарным гидрантом № 029-07 у торгового дома на пересечении улиц Ленина-Карла Маркса, по адресу: город Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса – 16?; кто является лицом, ответственным за обслуживание данного участка города, и относится ли к обязанностям этого предприятия очистка крышки люка колодца с пожарным гидрантом № 029-07 у торгового дома, от снега и льда, и установки над колодцем в зимнее время деревянного конуса?; является ли водопровод, на котором смонтирован пожарный гидрант № 029-07, магистральной сетью водопровода города?.

13.02.2012 Департаментом городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийск был дан ответ (л.д. 105), согласно которому место, где расположен колодец с пожарным гидрантом № 029-07 (в районе пересечения улиц Ленина – Карла Маркса) относится к местам общего пользования (пешеходная зона). Согласно пункту 3.8 Регламента содержания и текущего

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу n А46-15885/2011. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также