Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу n А46-17007/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 июля 2012 года

                                             Дело №   А46-17007/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  17 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 июля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Золотовой Л.А.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Кулагиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-4895/2012) Казённого оздоровительного образовательного учреждения Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа»

на решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2012 по делу №А46-17007/2012 (судья Чернышёв В.И.),

принятое по заявлению Казённого оздоровительного образовательного учреждения Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области

об отмене постановления № ЗНТ-119/1 06-020/2012 от 30.03.2012,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Казённого оздоровительного образовательного учреждения Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области – Пономарева Н.Г. (удостоверение, по доверенности № 01/3637 от 09.06.2012 сроком действия один год)

установил:

 

Казенное оздоровительное образовательное учреждение Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа» (далее - Учреждение, КООУ «Красноярская санаторно-лесная школа», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к         Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее - Управление, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2012 № ЗНТ-119/1 06-020/2012 о назначении административного наказания.

Решением от 17.05.2012 по делу №А46-17007/2012 в удовлетворении требований заявителя отказано со ссылкой на доказанность материалами дела  факта совершения Учреждением вмененного ему административного правонарушения, и отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, имеющих существенный характер.

В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что административный орган не доказал факт совершения заявителем административного правонарушения.

Так, податель жалобы отмечает, что водозаборная скважина не находится в собственности Учреждения. Указанные в постановлении факты эксплуатации данной скважины Учреждением не подтверждаются какими-либо доказательствами и не соответствуют действительности.

Факт нахождения скважины на территории образовательного учреждения не может свидетельствовать о принадлежности данного объекта Учреждению, так как в силу гражданского законодательства собственники земельных участков автоматически не являются собственниками либо пользователями расположенных на них объектов недвижимости.

Административным органом в ходе производства по делу о выявленном нарушении  не добыто доказательств того, что вода, добываемая из скважины, залегает ниже почвенного слоя, добывается из недр, таким образом, действия Учреждения по добыче подземных вод, даже при доказанности факта эксплуатации скважины, не образуют состава административного правонарушения.

Также податель жалобы отмечает, что образовательное учреждение не вызывалось для составления акта проверки, протокола об административном правонарушении, постановления об административном нарушении, что в соответствии со сложившейся судебной практикой влечет безусловную отмену постановления о назначении административного наказания.

В представленных в апелляционный суд письменных возражениях на жалобу учреждения административный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Министерства образования Омской области от 13.10.2011 № 73-к исполнение обязанностей директора учреждения на период вакансии директора поручено Малыгиной М.В., заместителю директора по учебно-воспитательной работе бюджетного оздоровительного образовательного учреждения Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа».

На основании плана контрольно-надзорных мероприятий Управления Росприроднадзора по Омской области на 2012 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 28.10.2011 № 781, руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области Щербаковым А.Ф. 22.02.2012 вынесено распоряжение о проведении плановой, выездной проверки казенного оздоровительного образовательного учреждения Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа», с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований, установленных законодательством в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Копия данного распоряжения получена Малыгиной М.В. 24.02.2012, о чём имеется соответствующая подпись на последней странице документа.

В период с 02.03.2012 по 30.03.2012 старшим государственным инспектором РФ по Омской области Колесником В.К. проведена плановая проверка в отношении заявителя, в ходе которой, в том числе, было выявлено, что Учреждение осуществляет пользование недрами без соответствующей лицензии.

Выявленные нарушения  зафиксированы в акте проверки № ЗНТ-119.

Определением от 06.03.2012 в отношении Учреждения возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ; назначено проведение административного расследования.

Установив в действиях КООУ «Красноярская санаторно-лесная школа» нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (использование водозаборной скважины № 209), старший государственный инспектор Российской Федерации по Омской области Колесник В.К. 23.03.2012 составил протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы административного дела, начальник отдела надзора за земельными ресурсами Колесник В.К. 30.03.2012 вынес постановление № ЗНТ-119/1 06-020/2012 о назначении административного наказания в отношении заявителя.

Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесения указанного постановления, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.

Решением от 17.05.2012 по делу №А46-17007/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Субъектами данного административного правонарушения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, юридические лица, в том числе иностранные.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьёй 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом, в силу указанных положений Учреждение вправе осуществлять пользование недрами с целью добычи подземных вод исключительно на основании соответствующей лицензии.

Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Учреждению была выдана лицензия серии ОМС № 00059 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод хозяйственно-питьевого назначения из водонасосных песков олигоценовых отложений журавской свиты (скважина № 209); участок недр расположен в с. Красноярка Омского района Омской области РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Положением Управления по недропользованию от 19.01.2007 № 57, учитывая рекомендации Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Омской области (протокол от 27.10.2010 № 10-10) Управлением по недропользованию по Омской области 02.11.2010 издан приказ о досрочном прекращении права пользования Красноярским участком недр с целью добычи подземных вод, в связи с возникновением определённого условия, с наступлением которого прекращается право пользования недрами; аннулировании лицензии ОМС № 00059 ВЭ в установленном порядке.

Таким образом, на момент проведения административным органом вышеназванной проверки у заявителя отсутствовала лицензия на право пользования Красноярским участком недр с целью добычи подземных вод.

Между тем, из объяснения исполняющей обязанности директора КООУ «Красноярская санаторно-лесная школа» Малыгиной М.В. от 06.03.2012 следует, что после аннулирования лицензии скважина эксплуатировалась сторожами школы, которые автоматически включали насос и набирали воду в башню в течение 2-х часов в сутки.

В тоже время, из отчёта о выполнении лицензионного соглашения за 2010 год (дата заполнения директором Тачениной Е.Л. 25.01.2011), как и из отчета о недропользовании за 2011 год (дата заполнения и.о. директора Малыгиной М.В. 25.01.2012) следует, что водоотбор скважиной 209 производится непрерывно (за исключением летних месяцев).

В сведениях по мониторингу (режимным наблюдениям) подземных вод за 2010 и 2011 годы, подписанных Тачениной И.Л. и  Малыгиной М.В. соответственно отражены   суточные и месячные показатели водоотбора в куб.м. с указанием количества часов работы в сутки.

Также административным органом в ходе проверки было установлено, что  скважина находится на территории санаторно-лесной школы. На водозаборную скважину имеется паспорт, учреждением представлена справка о состоянии эксплуатационных скважин на воду, принадлежащих школе, а также представлены отчеты о недропользовании за 2010, 2011г.

Таким образом, материалами дела подтверждается тот факт, что казенное оздоровительное образовательное учреждение Омской области санаторного типа для детей,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу n А46-14561/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также