Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу n А75-1989/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 26 июля 2012 года Дело № А75-1989/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2012 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4818/2012) открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Магма» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.05.2012 по делу № А75-1989/2012 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Магма» (ИНН 8603033635, ОГРН 1028600944228) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, при участии в деле третьего лица: Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Магма» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; установил:
открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Магма» (далее - Общество, ОАО «Магма») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) от 16.02.2012 № 288-ГК/27 о привлечении к административной ответственности недействительным. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.05.2012 по делу № А75-1989/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с постановленным судом первой инстанции решением, ОАО «Магма» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. Общество является владельцем лицензии ХМН № 10950 HP с целевым назначением и видами работ - поиск и добыча нефти и газа в пределах Ореховского лицензионного участка Орехово-Ермаковского месторождения. Срок окончания лицензии - 30.01.2021.Неотъемлемой составной частью лицензии является лицензионное соглашение (с изменениями и дополнениями) на поиск и добычу нефти и газа в пределах Ореховского лицензионного участка. В соответствии с пунктом 3.3. статьи 3 дополнения № 1 к лицензии, владелец лицензии должен обеспечивать объем утилизации попутного нефтяного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации с 1998 года должен быть в объеме не ниже 95 процентов. В соответствии с пунктом 4.1.6 дополнения № 1 к лицензии, владелец лицензии обязан обеспечивать полноту геологического изучения недр, разведки месторождения, рационального использования и охраны недр. Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении заявителя проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при добыче углеводородного сырья и рационального использования природных ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о недрах. В ходе проверки установлено, что Обществом за 12 месяцев 2011 года уровень утилизации попутного нефтяного газа составил лишь 2 процента вместо 95 процентов, установленных техническим проектом (т.2 л.д. 136). За 2011 год обществом добыто 20 650,3 тыс. куб.м. попутного нефтяного газа. При этом неиспользуемый нефтяной газ в объеме 19 204,8 тыс. куб.м. нерационально использован (сожжен на факельных установках). По данному факту Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 и части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.70-77), материалы которого направлены по подведомственности в Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономного округа - Югре. По результатам рассмотрения материалов дела, 16.02.2012 Управлением было вынесено постановление № 288-ГК/27 о назначении административного наказания. Согласно постановлению общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 800 000 рублей (т. 1 л.д.65-69). Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ОАО «Магма», исходил из доказанности административным органом факта допущения вменяемых Обществу нарушений и его вины. Доводы заявителя об отсутствии события правонарушения, об истечении срока исковой давности были отклонены как несостоятельные. В апелляционной жалобе ОАО «Магма» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции заявитель указал, что у административного органа не имелось основания для привлечения к ответственности по части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как не достижение 95% уровня утилизации попутного нефтяного газа в течение 2011 года не привело к сверхнормативным потерям попутного нефтяного газа; в спорном постановлении не отражено, каким образом и на основании каких документов были определены нормативные и сверхнормативные потери газа. Общество полагает, что ввиду отсутствия в действующем законодательстве определения нерационального использования и сверхнормативных потерь судом первой инстанции не было дано оценки тому, в чем выразилось нерациональное использование недр. Также ОАО «Магма» считает, что: в его действиях отсутствует вина, поскольку им были предприняты всевозможные меры для недопущения нарушения, срок для привлечения к ответственности истек. В дополнениях к апелляционной жалобе Общество высказало позицию об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ, обоснованную тем, что суды различных инстанций по аналогичному нарушению считают правомерным привлечение к ответственности только по статье 7.3 КоАП РФ, но не по части 1 статьи 8.10 Кодекса. Прокуратура представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором оценила доводы Общества и отклонила их, указав на наличие всех установленных оснований для привлечения к ответственности, в том числе по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ. Управление Росприроднадзора в представленном письменном отзыве ограничилось указанием на отсутствие оснований для отмены судебного решения, так как считает его законным и обоснованным. Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении (часть 3 статьи 156 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обществом было заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие, которое апелляционный суд счел возможным удовлетворить. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта. В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Согласно Закону о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдении как требований технических проектов (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона), так и выполнение условий установленных лицензией (пункт 10 часть 2 статьи 22 Закона). В соответствии со статьей 49 Закона о недрах за нарушения вышеуказанных требований виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством КоАП РФ. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет административную ответственность, предусмотренную в части 2 статьи 7.3 Кодексам Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию ХМН № 10950 HP с целевым назначением и видами работ - поиск и добыча нефти и газа в пределах Ореховского лицензионного участка Орехово-Ермаковского месторождения. Срок окончания лицензии - 30.01.2021.Неотъемлемой составной частью лицензии является лицензионное соглашение (с изменениями и дополнениями) на поиск и добычу нефти и газа в пределах Ореховского лицензионного участка. В соответствии с пунктом 3.3. статьи 3 дополнения № 1 к лицензии, владелец лицензии должен обеспечивать объем утилизации попутного нефтяного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации с 1998 года должен быть в объеме не ниже 95 процентов. Согласно Технологической схеме опытно-промышленной эксплуатации Ореховской площадки Орехово-Ермаковского месторождения, утвержденной решением Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию территориальное отделение по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 17.04.2007 № 894, определен расчет направлений использования нефтяного газа до 2027 г. Уровень утилизации определен: в 2008 - 34,2 %, в 2009 - 55,6 %, начиная с 2010 - 95% (т.2 л.д.1-10, 147-149). Технологической схемой для достижения требуемого уровня утилизации попутного газа изначально предусматривалась его транспортировка для переработки на Нижневартовский газоперерабатывающий завод путем перекачки по газопроводу (т.2 л.д. 148-149). Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, данные действия были совершены Обществом лишь в конце 2011 года, доказательств исполнения Технологической схемы, до этого момента, не имеется. Исходя из изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает установленным факт допущения Обществом нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья. В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых. Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункту 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа. Таким образом, законодатель определил критерии рационального использования. Соответственно, нарушение статьи 23 Закона о недрах, которой в том числе предусмотрено наиболее полное извлечение и использование полезных ископаемых, является нерациональным использованием. Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь. Понятия «сверхнормативных потерь» действующие правовые акты не определяют. Вместе с тем, потери попутного нефтяного газа могут быть как при непосредственном его извлечении (технологические потери), Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу n А46-23411/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|