Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу n А75-2218/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 октября 2013 года

                                                     Дело № А75-2218/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  24 октября 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  30 октября 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7173/2013) Администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2013 года по делу № А75-2218/2013 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску Администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207; место нахождения: г. Сургут, ул. Энгельса, 10) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; место нахождения: г. Москва, пер. Никольский, 9), при участии в деле в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» Муниципального образования Сургутский район, Администрации сельского поселения Локосово, об обязании принять имущество в собственность Российской Федерации,

при участии в судебном заседании: 

от Администрации Сургутского района – представителя Исламовой М.А. по доверенности № 42 от 05.06.2013 сроком действия по 31.12.2013,

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Муниципального унитарного предприятия «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» Муниципального образования Сургутский район, Администрации сельского поселения Локосово, представители не явились,

установил:

Администрация Сургутского района (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество, ответчик) об обязании принять в собственность Российской Федерации здание котельной № 2, общей площадью 799,7 кв.м., расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, с.п. Локосово.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре (далее – Управление Росреестра), Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» (далее – исправительное учреждение), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – УФСИН по ХМАО), Муниципальное унитарное предприятие «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» Муниципального образования Сургутский район (далее – муниципальное унитарное предприятие), Администрация сельского поселения Локосово.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.05.2013 по делу № А75-2218/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что материалами дела подтверждено наличие на балансе Муниципального образования Сургутский район спорного объекта недвижимости. Ссылается на то, что с 2005 года котельная № 2 обеспечивает теплом только объекты исправительного учреждения. Полагает, что отсутствие согласия федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное учреждение, не может препятствовать передаче имущества.

Росимущество, УФСИН по ХМАО, исправительное учреждение в письменных отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Росимущество и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Управления Росреестра и исправительного учреждения поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Данные ходатайства удовлетворены судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муниципальному образованию Сургутский район на праве собственности принадлежит нежилое здание: котельная № 2, общей площадью 799,7 кв.м., этажность 1, инвентарный номер 71:126:001:001098850, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, село Локосово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.07.2006 № 72 НК 285895 (том 1 л. 18).

На основании приказа Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района от 16.11.2007 № 1822, договора № 10/12/21/01 от 21.12.2007, спорная котельная на праве хозяйственного ведения закреплена за муниципальным унитарным предприятием (том 1 л. 34-49).

Между муниципальным унитарным предприятием и исправительным учреждением заключены договоры на пользование тепловой энергией от 01.01.2010 №№ 18/т, 23/т (том 1 л. 52-71).

23.09.2011 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района направил Росимуществу письмо № 10254 с просьбой принять решение о передаче спорной котельной из муниципальной собственности Сургутского района в собственность Российской Федерации (том 1 л. 75).

01.12.2011 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района направил Росимуществу письмо № 12937 о согласии на передачу имущества в федеральную собственность (том 1 л. 33).

Постановлением Администрации от 05.12.2011 № 4600 (том 1 л. 32) утверждено предложение о передаче нежилого здания котельной № 2, общей площадью 799,7 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, село Локосово, из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.

Ссылаясь на бездействие ответчика, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился причиной подачи Администрацией апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с частью 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к тому или иному уровню собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) в федеральной собственности может находиться, в том числе имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Согласно части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в том числе в случае если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В случае передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества. Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.

В соответствии с абзацем 20 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П по делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ (далее – Постановление № 8-П), положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По смыслу положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.

В Постановлении № 8-П применительно к передаче государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность указано, что порядок передачи включает направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества; принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества, при этом передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Приведенный подход Конституционного Суда Российской Федерации применим и к правоотношениям по передаче муниципального имущества в федеральную собственность.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу n А75-3803/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также