Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу n А75-5843/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 ноября 2013 года

                                    Дело №   А75-5843/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  26 ноября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 ноября 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9401/2013) открытого акционерного общества «СибурТюменьГаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.09.2013 по делу № А75-5843/2013 (судья Зубакина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества «СибурТюменьГаз» (ОГРН 1037200611612, ИНН 7202116628)

к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Нефтеюганского отдела

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 24.06.2013 по делу № 09-294/2013,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

открытое акционерное общество «СибурТюменьГаз» (далее по тексту – ОАО «СибурТюменьГаз», Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту – Служба, административный орган) о назначении административного наказания от 24.06.2013 по делу № 09-294/2013.

Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных ОАО «СибурТюменьГаз» требований в полном объёме.

При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соблюдении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «СибурТюменьГаз» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «СибурТюменьГаз» указывает на отсутствие в его действиях состава выявленного административного правонарушения, поскольку указанный в протоколе об административном правонарушении договор аренды лесного участка ОАО «СибурТюменьГаз» не заключался, а также нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, поскольку исправление опечаток в составленном протоколе об административном правонарушении не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; присутствовавшему при рассмотрении материалов административного дела представителю заявителя не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; была оглашена иная резолютивная часть вынесенного по результатам рассмотрения дела решения (о прекращении производства по административному делу).

В представленном до начала судебного заседания отзыве Служба просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ОАО «СибурТюменьГаз» – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от ОАО «СибурТюменьГаз» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.

Служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

16.05.2013 в результате натурного осмотра земель лесного фонда Территориального отдела - Нефтеюганское лесничество Нефтеюганского участкового лесничества Островное урочище общей площадью 30,51 га, переданных ОАО «СибурТюменьГаз» по договору аренды лесного участка от 30.12.2011 № 367/11-06 под объект «Проезды техники и площадки разворота транспорта на объекте «Магистральный газопровод Правдинское месторождение – Сургутская ГРЭС» установлено использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка в части неустановления аншлагов противопожарного и противоохранного содержания в количестве 3 штук.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от16.05.2013 (л.д. 81).

По данному факту в отношении ОАО «СибурТюменьГаз» составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2013 № 09-294/2013 (л.д. 65), где действия Общества квалифицированы административным органом как подпадающие под признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов дела об административном правонарушении Службой вынесено постановление от 24.06.2013 № 09-294/2013, согласно которому ОАО «СибурТюменьГаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 44).

Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, а потому подлежит отмене, ОАО «СибурТюменьГаз» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

09.09.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое ОАО «СибурТюменьГаз» в апелляционном порядке решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективной стороной данного правонарушения является нарушение установленных договором или иным документом о предоставлении лесного участка условий использования леса, лесных насаждений.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО «СибурТюменьГаз» заключило с Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры договор аренды лесного участка от 30.12.2011 № 367/11-06 под объект «Проезды техники и площадки разворота транспорта на объекте «Магистральный газопровод Правдинское месторождение – Сургутская ГРЭС».

Согласно подпунктам «а» и «ж» пункта 4.4 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором; в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечить его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемы в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов , прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов, осуществлять другие противопожарные мероприятия в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, и оперативным планом противопожарных мероприятий на соответствующий год, утверждаемым территориальным отделом – лесничеством.

На основании пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности в лесах, Правила), Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Подпунктом «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549. Нормы по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

Разделом XIV указанных Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов установлены нормы при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В указанном разделе перечислены 15 видов средств пожаротушения.

Указанные нормы приведены в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта.

На основании указанного выше договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда ОАО «СибурТюменьГаз» приняло во временное пользование лесной участок площадью 48,306 га и обязалось обеспечить создание систем средств предупреждения и тушения лесных пожаров на лесном участке, содержанию этих систем и средств (пункт 4.4 договора).

Проектом освоения лесов по договору аренды предусмотрены конкретные мероприятия по противопожарному обустройству лесов, в которые входит установка аншлагов в количестве 3 штук (кварталы 165, 81- Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганское урочище, квартал 29 ТО-Нефтеюганского участкового лесничества, Островное урочище).

Материалами дела подтверждается и ОАО «СибурТюменьГаз» по существу не оспаривается, что Общество не установило аншлаги противопожарного и противоохранного содержания в количестве 3 штук, что является нарушением предусмотренных договором аренды лесного участка от 30.12.2011 № 367/11-06 требований, как следствие, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу n А75-6751/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также