Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу n А70-4162/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 декабря 2013 года

                                                        Дело № А70-4162/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  09 декабря 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 декабря 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10188/2013) администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2013 по делу № А70-4162/2013 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трест № 1 Запсибпромстрой» к администрации города Тюмени и к Департаменту градостроительной политики администрации города Тюмени, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Тюменской области, о признании незаконным отказа Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени в согласовании акта о выборе земельного участка для строительства от 29.11.2012, отраженного 11.12.2012 в приложении № 1 к акту выбора земельного участка для строительства от 29.12.2012 № 586,

при участии в судебном заседании представителей: 

от администрации города Тюмени – Ерохина Марина Юрьевна (удостоверение, по доверенности № 19/13 от 26.12.2012);

от общества с ограниченной ответственностью «Трест №1 Запсибпромстрой» - Коротчаев Сергей Дмитриевич (паспорт, по доверенности от 09.01.2013);

от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Трест №1 Запсибпромстрой» (далее – ООО «Трест № 1 Запсибпромстрой», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительной политики администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в согласовании акта о выборе земельного участка для строительства от 29.11.2012, отраженного 11.12.2013 в приложении № 1 к акту выбора земельного участка для строительства от 29.12.2012 № 586.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2013 по делу № А70-4162/2013 требования заявителя удовлетворены, спорный отказ признан незаконным, на администрацию г. Тюмени возложена обязанность согласовать акт о выборе земельного участка для строительства от 29.11.2012 № 586.

С решением суда первой инстанции администрация г. Тюмени не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В целях предварительного согласования места размещения объекта административно делового назначения и объекта хранения легкового автотранспорта, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. Щербакова, 144, Департаментом имущественных отношений Тюменской области предписано заявителю согласовать акт о выборе земельного участка с Департаментом градостроительной политики администрации города Тюмени.

Департаментом градостроительной политики администрации города Тюмени в согласовании акта о выборе земельного участка для строительства от 29.11.2012, отраженного 11.12.2012 в приложении № 1 к акту выбора земельного участка для строительства от 29.12.2012 № 586, было отказано на том основании, что планируемый к строительству на испрашиваемом земельном участке объект является точечной застройкой и размещается внутри сложившейся жилой застройки.

В связи с отказом в согласовании Департамента градостроительной политике акта о выборе земельного участка, в предварительном согласовании места размещения объекта строительства заявителю было отказано Департаментом имущественных отношений Тюменской области.

Заявитель посчитал отказ в согласовании акта о выборе земельного участка по указанной причине необоснованным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил, обосновав свои выводы наличием постановления № 95 от 13.11.2009 администрации г. Тюмени, которым утвержден проект планировки территории в границах улиц Щербакова-Велижанская-Дружбы-Ватутина со строительством на испрашиваемом земельном участке общественно делового центра с объектами хранения автотранспорта по ул. Щербакова, 144, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154, размещение создаваемого объекта капитального строительства должно осуществляться в соответствии с ним.

В апелляционной жалобе администрация просит отменить судебное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, проект планировки территории не предусматривает строительство спорного объекта, а содержит обозначение о существовании объекта капитального строительства. Кроме того, заинтересованное лицо считает, что оспариваемый отказ не может быть оспорен в суде, поскольку решение об отказе в предварительно согласовании объекта должно приниматься Совместной комиссией, образованной при Департаменте имущественных отношений Тюменской области.

Администрация в апелляционной жалобе выразила довод о неправомерном возложении судом обязанности по устранению допущенных нарушений в виде согласования акта о выборе, поскольку положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделяют суд полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права.

Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возразил на доводы заинтересованного лица и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании апелляционного суда представители администрации г. Тюмени и ООО «Трест № 1 Запсибпромстрой» поддержали ранее изложенные доводы и возражения.

Департамент имущественных отношений Тюменской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что, с учетом надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для проведения судебного заседания (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.

Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 № 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Положение № 144-П), согласно пункту 1.2 которого принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом имущественных отношений на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).

В соответствии с разделом 8 Положения № 144-П заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта лицо подает в Департамент имущественных отношений заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе.

Согласно пункту 8.13 Положения № 144-П решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом имущественных отношений в следующих случаях:

строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории;

предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.

Распоряжением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 № 895 утверждено положение о Департаменте градостроительной политики администрации города Тюмени, в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент градостроительной политики администрации города Тюмени является отраслевым органом администрации города Тюмени и создан с целью решения вопросов градостроительной деятельности на территории города Тюмени. Так, на основании пункта 3.3.3 Положения Департамент градостроительной политики администрации города Тюмени подготавливает предложения о разрешенном использовании земельных участков, предоставляемых с предварительным согласованием места размещения объекта.

Таким образом, Департамент имущественных отношений Тюменской области может отказать в предварительном согласовании места размещения объекта, в случаях несоответствия требованиям действующего законодательства.

При этом, такой отказ может быть обоснован выводами Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени, который последний заключает при предварительном согласовании места размещения объекта.

В рассматриваемом случае Департаментом градостроительной политики администрации города Тюмени в согласовании акта о выборе земельного участка для строительства от 29.11.2012, отраженного 11.12.2012 в приложении № 1 к акту выбора земельного участка для строительства от 29.12.2012 № 586, было отказано.

Следовательно, отказ в согласовании Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени акта выбора послужил причиной направления Департаментом имущественных отношений в адрес общества сообщения об отсутствии оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения предполагаемого к строительству объекта.

Данный вывод свидетельствует о необоснованности позиции администрации относительно отсутствии предмета спора. Спорные действия (отказ в согласовании) препятствуют заявителю реализовать свои права в области предпринимательской деятельности и интересы по возведению объекта капитального строительства. При этом, наличие либо отсутствие решения Совместной комиссии, образованной при Департаменте имущественных отношениях Тюменской области, как это предусмотрено пунктом 8.11 Положения № 144, никоим образом не влияет на законность спорного отказа администрации.

Судом первой инстанции правомерно было установлено, что отказ департамента в согласовании обоснованный квалификацией планируемого к строительству на испрашиваемом земельном участке объекта в качестве точечной застройки и размещение его внутри сложившейся жилой застройки, является незаконным.

В соответствии с пунктом «о» части 1 статьи 1 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 точечное строительство предполагает создание в сформировавшейся градостроительной среде отдельно стоящих и (или) пристроенных объектов капитального строительства, реконструкция ранее созданных объектов с увеличением общей площади этих объектов более чем на десять процентов, если создание и реконструкция указанных объектов не планировались при разработке документации по планировке территории, приводят к уплотнению существующей городской застройки, увеличению нагрузки на объекты соцкультбыта (школы, детские сады и др.), а также к увеличению нагрузки на инженерные сети.

Статья 12 Правил землепользования и застройки, определяющая ограничения точечной застройки на территории города Тюмени, предусматривает, что размещение

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу n А81-3584/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также