Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу n А46-33141/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 декабря 2013 года

                                                Дело №   А46-33141/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  17 декабря 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 декабря 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-3249/2013) открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу № А46-33141/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» (ОГРН 1025500735260, ИНН 5500000103) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области  об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 рублей и понуждении к выполнению действий,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» - Матвеев Павел Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности № 132-Д от 13.12.2013 сроком действия по 31.12.2013; Баранова Елена Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности № 129-Д от 04.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области – Дрофа Анна Сергеевна, предъявлено удостоверение, по доверенности № 55/2013-06 от 18.02.2013 сроком действия три года;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – Аверина Анастасия Дмитриевна, предъявлено удостоверение, по доверенности № 121 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013; Окишев Константин Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности № 76 от 05.09.2013 сроком действия по 31.12.2013;

установил:

открытое акционерного общества «Газпромнефть-Омск» (далее по тексту - ОАО «Газпромнефть-Омск», Общество, заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области (далее по тексту –  филиал ФГБУ «ФКБ Росреестра» по Омской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв.м, по состоянию на 01.11.2011 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 руб.; обязании филиала ФГБУ «ФКБ Росреестра» по Омской области  внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определённой по состоянию на 01.01.2011 в размере 54 360 000 руб. с момента вступления в силу решения суда.

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу № А46-33141/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 № 36-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оцени земель населённых пунктов Омской области» не содержит. При этом, с 01.01.2012 указанные в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, утратили свою актуальность, поскольку постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п утратило силу с 01.01.2012. Суд первой инстанции пришел  к выводу о том, что  в связи с тем, что при проведении очередной государственной кадастровой оценки в 2011 году спорный земельный участок не был оценен, в настоящее время отсутствуют актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317. Суд первой инстанции указал, что внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, не являющиеся актуальными, действующим законодательством не предусмотрено. Также суд первой инстанции сделал вывод о том, что тот факт, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена с 01.01.2012, не нарушает прав Общества как плательщика земельного налога.

Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «Газпромнефть-Омск» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу № А46-33141/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что действующее законодательство не связывает возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной с непременным отсутствием в государственном кадастре недвижимости утративших актуальность сведений о кадастровой стоимости. Податель жалобы считает, что наличие в государственном кадастре недвижимости неактуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, либо отсутствие в нормативном правовом акте, утвердившем новые результаты государственной кадастровой оценки, сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка не должны лишать заявителя указанного права на возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной.

Филиал ФГБУ «ФКБ Росреестра» по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали заявленные доводы.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзывы, возражения на отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

ОАО «Газпромнефть-Омск» на основании договора купли-продажи земельного участка № 1751/2007 от 28.11.2007 является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 площадью 266 597 кв.м, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Мельничная, дом 67. Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка по состоянию на 27.04.2012 в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 в размере 771 171 812 руб. 05 коп., рассчитанной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

В 2011 году была произведена очередная государственная кадастровая оценка земель, утверждённая к применению с 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 № 36-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Омской области». Однако вышеназванный земельный участок в ходе государственной кадастровой оценки в 2011 году оценен не был.

Поскольку до настоящего времени в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости участка, рассчитанной в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель девятого вида разрешённого использования, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, утратившего силу с 01.01.2012, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 в размере его рыночной стоимости.

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу № А46-33141/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации  для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно - средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования ранее были утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» данные о кадастровой стоимости были внесены уполномоченным государственным органом именно на основании материалов государственной кадастровой оценки земли.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 и Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п (т.1, л.д. 20).

При этом постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п утратило силу с 01.01.2012.

С 01.01.2012 вступил в силу Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 № 36-п, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Омской области, в котором отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1317 не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке и не принимал участие в государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Омской области по состоянию на 01.01.2011.

Следовательно, с 01.01.2012 указанные в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, утратили свою актуальность.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации  в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации  допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причём сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.

Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу n А70-8368/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также