Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 по делу n А75-8994/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 16 января 2014 года Дело № А75-8994/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания: секретарём Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11055/2013) открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 по делу № А75-8994/2012 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) об оспаривании предписания № 143-ЗК/34 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.07.2012, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, установил: Открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 30.07.2012 № 143-ЗК/34, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту – Управление, заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре). Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объёме. При принятии решения суд первой инстанции, констатировав не проведение Обществом мониторинга состояния и загрязнения подземных вод в местах размещения опасных отходов производства - шламовых амбарах кустов №№ 10 бис, 200, 139 Аганского лицензионного участка, пришёл к выводу о законности и обоснованности выданного Обществу предписания, поскольку ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» как хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов бурения в шламовом амбаре, обязано проводить мониторинг объектов размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха. Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что заинтересованным лицом не доказано и судом не установлено, что подземные воды Аганского месторождения используются или потенциально пригодны к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей. Кроме того, Общество считает, что порядок ведения мониторинга подземных вод в местах размещения отходов не установлен, а предписание является неконкретным, не содержит указания на меры, которые следует предпринять Обществу в целях устранения нарушений законодательства. В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На основании приказа Управления Росприроднадзора от 04.06.2012 № 429 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в отношении Общества проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 13.07.2012 № 55. В ходе проверки установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Обществом эксплуатируются шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных объектов – бурового шлама. Отходы (буровой шлам) складированы и хранятся в шламовых амбарах кустовых площадках №№ 10 бис, 200, 139 Аганского лицензионного участка. В ходе проверки обществом не были представлены результаты мониторинга по объектам размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объектов размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод. По результатам проверки Управлением вынесено постановление № 1242-ОК/3 от 10.08.2012 о назначении административного наказания, согласно которому ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб., а также выдано предписание № 143-ЗК/34 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.07.2012 (т. 1, л.д. 11). Указанным предписанием предписано: организовать проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках №№ 10 бис, 200, 139 Аганского лицензионного участка, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учётом особенностей загрязняющих веществ. Представить результаты проведения экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре. Срок исполнение предписания до 30.07.2013. В качестве основания выдачи предписания указаны: пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», часть 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации, ГОСТ 17.1.3.06-82, Санитарные правила 2.1.5.1059-01. Полагая, что предписание от 30.07.2012 № 143-ЗК/34 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 09.10.2013 (с учётом определения от 25.10.2013 об исправлении опечатки) Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято обжалуемое Обществом в апелляционном порядке решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Решением суда первой инстанции по делу № А75-6986/2012 от 21.01.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013, вышеназванное постановление Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре № 1242-ОК/3 от 10.08.2012, которым Общество было привлечено к административной ответственности, признано законным, в удовлетворении требований ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» отказано. При рассмотрении настоящего дела, в рамках которого заявитель оспаривает предписание об устранении выявленных нарушений, суд первой инстанции принял во внимание наличие преюдициальных обстоятельств, установленных в деле № А75-6986/2012, а именно – о наличии неисполненной Обществом обязанности по мониторингу за состоянием подземных вод (водных объектов в зоне влияния объекта размещения отходов). Исходя из этого, в удовлетворении требований заявителя было отказано. Суд апелляционной инстанции поддерживает правовую позицию суда первой инстанции, исходя из следующего. На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Таким образом, основанием для выдачи предписания, в том числе территориального органа Роспотребнадзора, является факт нарушения положений действующего законодательства. Как уже было указано, спорное предписание выдано в результате проведения Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югры проверки, по результатам которой установлены нарушения, связанные с отсутствием мониторинга по объектам размещения отходов (шламовые амбары) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, отсутствием контроля за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод. По этим же основаниям заявитель был привлечён к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами). Следовательно, и спорное предписание, и постановление от 10.08.2012 № 1242-ОК/З о назначении административного наказания выданы Обществу по факту одного и того же нарушения, установленного в ходе одной проверки. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2013 по делу № А75-6986/2012, вступившим в законную силу, постановление по делу об административном правонарушении от 10.08.2012 № 1242-ОК/З было признано законным. При этом, суд исходил из того, что Общество обязано производить указанный мониторинг, в том числе подземных вод в местах расположения объектов размещения отходов, а также, что представленные Обществом доказательства проведения мониторинга, не содержат сведений как о предусмотренных мероприятиях по мониторингу окружающей среды, так и сведений о фактически выполненных мероприятиях по мониторингу окружающей среды, в том числе подземных вод. В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку обстоятельство наличия у Общества обязанности осуществить экологический мониторинг и производственный контроль за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках №№ 10 бис, 200, 139 Аганского лицензионного участка, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учётом особенностей загрязняющих веществ, установлено судебным актом по иному делу, постольку настоящее предписание выдано законно и обоснованно, в связи с чем правомерно признано действительным судом первой инстанции. Учитывая то, что при рассмотрении настоящего дела и дела, названного выше, участвовали те же лица, для Общества названные указанные обстоятельства в любом случае имеют преюдициальное значение. Доводы ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» о том, что предписание является неконкретным, не содержит указания на меры, которые следует предпринять Обществу в целях устранения нарушений законодательства, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не были заявлены при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Правила и порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов предусмотрены нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 197 Кодекса, в соответствии с которой дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее по тексту – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Указанной главой не предусмотрено обязанности арбитражного суда рассматривать законность и обоснованность спорного ненормативного правового акта в полном объеме (вне зависимости от доводов и оснований заявления), как Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014 по делу n А70-7613/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|