Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А75-2821/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 сентября 2014 года

                                                      Дело № А75-2821/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 сентября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8384/2014) Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в Березовском районе на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.05.2014 по делу № А75-2821/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия «Гостиница Березка» муниципального образования «Березовский район» (ОГРН 1028601580919) к Управлению Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в Березовском районе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 14.03.2014 № 59/2014,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Березовском районе - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от муниципального унитарного предприятия «Гостиница Березка» муниципального образования «Березовский район» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Гостиница Березка» муниципального образования «Березовский район» (далее - МУП «Гостиница Березка», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Березовском районе (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 14.03.2014 № 59/2014.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2014 по делу № А75-2821/2014 требования МУП «Гостиница Березка» удовлетворены частично. Признано незаконным постановление Управления № 59/2014 от 14.03.2014 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 2 000 руб.

Судебный акт мотивирован наличием в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и соблюдении административным органом процедуры привлечения МУП «Гостиница Березка» к административной ответственности, однако, суд счел возможным снизить размер штрафа до 2 000 руб., применив позицию, изложенную Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении № 4-П от 25.02.2014, полагая, что применение к заявителю санкции в виде штрафа в размере 400 000 руб. не соразмерно выявленному правонарушению.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что вывод суда первой инстанции о возможности снижения административного штрафа в 200 раз не отвечает целям и задачам установленных КоАП РФ. Кроме того, податель жалобы акцентирует внимание на том, что Конституционным Судом Российской Федерации в своем Постановлении № 4-П от 25.02.2014 затронут состав административного правонарушения, где санкция административного наказания в виде штрафа превышает 100 000 руб.

До начала судебного заседания от МУП «Гостиница Березка» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Также от  МУП «Гостиница Березка» поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.

Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции, установил следующие обстоятельства.

26.02.2014 при проверке правил соблюдений миграционного учета по соблюдению миграционного законодательства административным органом установлено, что МУП «Гостиница Березка», оказывающее гостиничные услуги, расположенное по адресу: ХМАО - ЮГРА, Березовский район, г.п. Березово, улица Чкалова, дом 45, было предоставлено жилое помещение гражданке США Дьюалд Кэтрин Мэри для проживания с 20.02.2014 по 22.02.2014.

Заявитель, являющийся стороной, принимающей иностранных граждан, уведомление о прибытии иностранного гражданина в территориальный орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия, не направил.

По итогам проверки 26.02.2014 составлен рапорт (л.д. 77).

Старшим инспектором УФМС России по ХМАО-Югре в Березовском районе капитаном внутренней службы Кислициным К.В., в связи с обнаружением нарушений законодательства о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации в отношении МУП «Гостиница Березка» составлен протокол № 59/2014 об административном правонарушении от 26.02.2014 (л.д. 74-75).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 14.03.2014 временно-исполняющим обязанности начальника отделения УФМС России по ХМАО-Югре в Березовском районе капитаном внутренней службы Кислициным  К.В. вынесено постановление № 59/2014, на основании которого МУП «Гостиница Березка» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. (л.д.80-83).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

29.05.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в обжалуемой части, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета для юридических лиц в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом согласно примечанию к статье 18.9 КоАП РФ в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Факт пребывания иностранного гражданина в гостинице в период с 20.02.2014 по 22.02.2014 подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Однако, заявитель, как следует из искового заявления, считает, что он освобожден от обязанности в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, поскольку предприятие не оказывает никаких услуг и является только гостиницей.

Как верно установлено судом первой инстанции, данные доводы подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон № 109-ФЗ) принимающей стороной является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 2 статьи 20 Закона № 109-ФЗ о постановке на учет по месту пребывания подлежат, в том числе, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

Пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона № 109-ФЗ определено, что в том случае, если иностранный гражданин находится в гостинице или организации, оказывающей гостиничные услуги, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 20 раздела III Правил иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, заявитель, являясь принимающей стороной в отношении иностранного гражданина, в установленный пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона № 109-ФЗ срок не направил в отдел миграционной службы уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Таким образом, бездействие юридического лица, являющегося принимающей стороной, выразившееся в непринятии заявителем мер по уведомлению органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, правомерно квалифицировано административным органом по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия заявителем всех необходимых мер в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере миграционного законодательства в материалы дела не представлено.

Незнание требований действующего законодательства или не исполнение требований действующего законодательства лицом, которому поручено исполнение соблюдения установленных требований, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.

С учетом содержания процитированных норм принимающей стороной, обязанной сообщить в орган миграционного контроля о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, является юридическое лицо, которое непосредственно предоставило иностранному гражданину жилое либо иное помещение для проживания и которое, соответственно, обладает правами на данное помещение.

Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, МУП «Гостиница Березка» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственностью за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Сведения

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А75-6496/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также