Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А46-10774/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 января 2015 года

                                                      Дело №   А46-10774/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  20 января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 января 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Самовичем А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12831/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2014 по делу № А46-10774/2014 (судья Голобородько Н.А.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Баженова Сергея Викторовича (ОГРНИП 309554321900170, ИНН 550300974708)

к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска

о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности № 17 от 14.03.2014 сроком действия 1 год);

от индивидуального предпринимателя Баженова Сергея Викторовича - Молоков Александр Владимирович (паспорт, по доверенности № 55АА1063438 от 29.09.2014 сроком действия 1 год).

установил:

Индивидуальный предприниматель Баженов Сергей Викторович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Баженов С.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованной лицо, Департамент), выразившееся в не проведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство магазина на земельном участке ориентировочной площадью 600 - 900 кв.м, расположенном западнее строения № 14 по улице Дианова в Кировском административном округе города Омска; об обязании Департамента в соответствии с процедурой, предусмотренной статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществить выбор земельного участка под строительство магазина на вышеуказанном участке и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.

Решением Арбитражного суда Омской области от 06.10.2014 по делу № А46-10774/2014 требования предпринимателя удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не проведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство магазина на земельном участке ориентировочной площадью 600 - 900 кв.м, расположенном западнее строения № 14 по улице Дианова в Кировском административном округе города Омска, в связи с его несоответствием ЗК РФ.

Суд обязал Департамент в соответствии с процедурой, предусмотренной статьёй 31 ЗК РФ осуществить выбор земельного участка под строительство магазина на вышеуказанном земельном участке и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.

Этим же решением суд взыскал с Департамента в пользу ИП Баженова С.В. 200 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что положения статьи 2.2 решения Омского городского Совета № 131 от 19.06.2013, как и положения постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131» к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.  При таких обстоятельствах, поскольку в установленный законом срок выбор земельного участка не был обеспечен уполномоченным органом, бездействие, выразившееся в не проведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство магазина на земельном участке ориентировочной площадью 600 - 900 кв.м, расположенном западнее строения № 14 по улице Дианова в Кировском административном округе города Омска, суд признал незаконным.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, так и проведение процедуры выбора земельного участка для строительства, предусмотренной статьей 31 ЗК РФ, противоречит нормам действующего законодательства.

Кроме того, податель апелляционной жалобы не согласился с выводом суда о непредставлении им доказательств пропуска срока для обращения предпринимателя в суд.

В письменном отзыве ИП Баженов С.В. возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель предпринимателя отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

27.06.2013 ИП Баженов С.В. обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил обеспечить выбор земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительно согласовать место его размещения: для строительства магазина. Предполагаемое место размещения земельного участка: западнее строения № 14 по улице Дианова в Кировском округе; предполагаемый размер земельного участка - 600 - 900 кв.м; испрашиваемое право: аренда под строительство.

Письмом от 26.07.2013 Департамент уведомил предпринимателя о том, что обращение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта площадью 600-900 кв.м, расположенного западнее строения № 14 по улице Дианова в Кировском административном округе города Омска для строительства магазина, принято к рассмотрению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

08.08.2013 комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска было принято решение о возможности предоставления в порядке статьи 31 ЗК РФ земельного участка по обращению ИП Баженова С.В.

Вместе с тем, в письме от 19.12.2013 Департамент, сославшись на положения постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131», уведомил предпринимателя о невозможности принятия решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ по его обращению о выборе земельного участка для строительства магазина вблизи строения № 14 по улице Дианова в Кировском административном округе города Омска.

Полагая, что Департамент, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

06.10.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается вынесением решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказе в размещении объекта.

Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 № 3, определено, что Департамент в сфере земельных отношений выполняет функции (пункт 19): по обеспечению выбора земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства; по разработке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства; в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.

Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» (далее - Закон Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А70-1009/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также