Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу n А46-6464/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Омск

11 ноября 2015 года

                                               Дело №   А46-6464/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  06 ноября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 ноября 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Литвинцевой Л.Р.

при ведении протокола судебного заседания:  Бака М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11143/2015) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2015 по делу №  А46-6464/2015 (судья Яркова С.В.)

по заявлению товарищества собственников жилья «Березка» (ИНН 5507218405, ОГРН 1105543018921)

к Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)

3-и лица: 1) Департамент имущественных отношений Администрации города Омска; 2) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска

о признании незаконным бездействия по предоставлению земельного участка

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: Коробань И.Е. по доверенности от 05.05.2015 сроком действия 1 год;

от заинтересованного лица: Руденко А.П. по доверенности №Исх.-АГ/03-6754 от 20.10.2015 сроком действия 1 год;

от 3-х лиц: представители не явились;

установил:

Товарищество собственников жилья «Березка» (далее по тексту - заявитель, товарищество, ТСЖ «Березка») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 26:6877, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание автосалона, участок находится примерно в 217 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Кондратюка, д. 8, площадь 26 533 кв. м. в аренду сроком на 3 (три) года товариществу собственников жилья «Березка».

В качестве способа восстановления нарушенного права товарищество просит обязать Администрацию города Омска в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:6877, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание автосалона, участок находится примерно в 217 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Кондратюка, д. 8, площадью 26553 кв. м. Товариществу собственников жилья «Березка» в аренду сроком на 3 (три) года.

Определением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2015 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 18.08.2015 по делу № А46-6464/2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и охраняемых интересов заявителя в указанной ТСЖ «Березка» форме.

Кроме того, суд взыскал с Администрации в пользу заявителя 3000 рублей государственной пошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что на момент рассмотрения спора по существу доказательства принятия Администрацией каких-либо решений по заявлению ТСЖ «Березка» от 18.02.2015 в срок, установленный законодательством, отсутствуют.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что результатом обращения  18.02.2015 ТСЖ «Березка» о предоставлении в аренду земельного участка  стал ответ, подготовленный Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, который содержал информацию об отказе в согласовании Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска проекта постановления о предоставлении земельного участка.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ТСЖ «Березка» с доводами апелляционной жалобы не согласился, поскольку заявителем были соблюдены все предусмотренные законом этапы процедуры предоставления земельных участков.

Надлежащим образом уведомленные третьи лица, явку своих представителей в процесс не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 10.09.2013 ТСЖ «Березка» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением №6268 о возможности использования земельного участка для строительства частной автомобильной дороги общего пользования (проезд), коммуникаций инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация) по ул. Кондратюка в г. Омске.

В ответ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмом от 21.10.2013 №10/12925 уведомил заявителя о том, что на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, состоявшемся 11.10.2013, было принято решение о возможном использовании земельного участка для строительства объекта транспортной инфраструктуры (частная автомобильная дорога общего пользования), строительства сетей водопровода и канализации; товариществу рекомендовано оформить часть земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, на часть земельного участка необходимо оформить сервитут с правообладателями земельных участков. К письму была приложена схема расположения земельных участков для строительства частной автомобильной дороги общего пользования (проезд), коммуникации инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация) ТСЖ «Березка» по ул. Кондратюка в Кировском административном округе г. Омска. Согласно предоставленной схеме земельный участок расположен в зоне: ИТ-2, Ж-1.

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.12.2013 №3378-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства.

13.05.2014 Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска №1111-р предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка для указанных целей.

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.09.2014 №2662-р была утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Кондратюка в Кировском административном округе г. Омска.

08.10.2014 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска вынес Распоряжение №2730-р, которым признал утратившим силу свое распоряжение от 13.05.2014 №111-р «О предварительном согласовании места размещения частной автомобильной дороги (проезд), коммуникаций инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация) ТСЖ «Березка» по ул. Кондратюка в г. Омске.

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 14.10.2014 №2782-р предварительно согласовано место размещения частной автомобильной дороги (проезд), коммуникаций инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация) ТСЖ «Березка» по ул. Кондратюка в Кировском административном округе г. Омска; утвержден акт о выборе земельного участка для указанных целей.

ТСЖ «Березка» в отношении указанного земельного участка были проведены работы по его формированию и 18.11.2014 участок с кадастровым номером 55:36:13 01 26:6877 поставлен на кадастровый учет.

18.02.2015 ТСЖ «Березка» направило в Администрацию города Омска обращение №01-02/2015 о предоставлении в аренду сроком на 3 (три) года вышеуказанного земельного участка для размещения частной автомобильной дороги общего пользования (проезд), коммуникаций инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация) ул. Кондратюка, д. 8 в КАО г. Омска.

Письмом от 02.03.2015 №Исх-ДАГ09/3496.2 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомил заявителя о том, что в согласовании проекта постановления Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска было отказано, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке произрастает часть городских лесов, входящих в Омский лесопарк, образованный в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 №180.

Полагая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации положительного решения о предоставлении ТСЖ «Березка» земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 26:6877, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

18.08.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции считает, что отсутствуют основания для его отмены исходя из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.

В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.

Как было выше сказано, заявитель просил осуществить предоставление земельного участка под строительство частной дороги с предварительным согласованием места размещения объекта.

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом  2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Таким образом, на стадии обеспечения выбора земельного участка, орган местного самоуправления изучает экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласовании.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, изучение экологических, градостроительных и иные условий использования соответствующей территории и недр может быть положено муниципальным органом либо в основу решения об утверждении акта о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Оценка данных условий на иных стадиях предоставления земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Департамента архитектуры

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу n А75-870/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также