Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу n А75-6017/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 декабря 2015 года

                                                  Дело № А75-6017/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  08 декабря 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 декабря 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Шаровой Н.А.,

судей  Смольниковой М.В., Семёновой Т.П.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Ауталиповой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13525/2015) Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2015 года по делу № А75-6017/2015 (судья Заболотин А.Н), принятое по иску Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возмещении убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

разбирательство по жалобе проведено в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (далее – департамент, администрация Сургутского района, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации убытков в размере 6 943 970 руб., понесенных истцом в связи с внеочередным предоставлением жилья семье, имеющей ребенка-инвалида, на основании решения Сургутского районного суда от 16.07.2014. В обоснование заявленных требований истец указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации.

Определением суда от 08.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.09.2015 по делу № А75-6017/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе департамент просит указанное решение отменить по мотивам нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы истец ссылается на п. 5 части 1 статьи 14, статьи 31, 36, часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, статьи 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, часть 3 статьи 20, п. 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, статьи 135-138 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 статьи 2 Закона ХМАО-Югры от 31.03.2009 № 36-оз, п. 4 постановления Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 и указывает, что предоставление жилых помещений семье, в составе которой проживает ребенок-инвалид, состоялось на основании вступившего в законную силу решения суда и расходы на приобретение жилья муниципальным образованием должны быть компенсированы из федерального бюджета, поскольку реализация указанной обязанности относится к расходным обязательствам Российской Федерации путем предоставления соответствующих субвенций.

От третьего лица и ответчика поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Минфин России просят оставить решение суда без изменения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителей в него не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело по апелляционной  жалобе в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ и не установил оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, 16.07.2014 Сургутским районным судом рассмотрено исковое заявление прокурора Сургутского района к администрации Сургутского района о понуждении к предоставлению жилого помещения. Решением суда на администрацию Сургутского района возложена обязанность предоставить Кудрявцеву Марату Александровичу, Кудрявцевой Валентине Васильевне, Кудрявцевой Ирине Маратовне, Кудрявцевой Анастасие Маратовне, Кудрявцеву Александру Маратовичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте городского поселения Белый Яр, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления благоустроенное жилое помещение с учетом права несовершеннолетней Кудрявцевой Ирины Маратовны на дополнительную жилую площадь (т.1 л.д.16-19). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.10.2014 решение суда Сургутского района оставлено без изменения.

Из содержания названного решения следует, что Кудрявцев В. В. и Кудрявцева М. А. состоят в браке и являются родителями Кудрявцевой И. М. 30.05.1997 г.р., Кудрявцевой А. М. 10.11.2002 г.р., Кудрявцева А. М. 28.08.2008 г.р. При этом Кудрявцева И. М. 30.05.1997г.р. является ребенком-инвалидом с диагнозом: «ххххххххххххххххх». Кудрявцева В. В. включена во внеочередной список очередности граждан г. п. Белый Яр, нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из 5 человек. При разрешении спора суд пришел к выводу о том, что Кудрявцева В. В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В целях исполнения судебного акта истец приобрел в муниципальную собственность однокомнатную квартиру по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1, кв. 81, стоимостью 1 759 970 руб. Кроме того истцом приобретена квартира по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1, кв. 83, стоимостью 5 184 000 руб. На основании постановлений администрации Сургутского района № 777 от 04.03.2015 и № 5135 от 31.12.2014 названные жилые помещения переданы семье Кудрявцевой В. В. по договорам социального найма (т.1 л.д.36-76).

Полагая, что право на получение жилья указанными выше гражданами предусмотрено федеральным законодательством, в связи с чем расходные обязательства по финансированию соответствующих мероприятий возникли на стороне Российской Федерации, а органу местного самоуправления понесенные затраты на приобретение жилья не компенсированы, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, придя к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения семье Кудрявцевой В. В. возложена на истца в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и относится к исполнению вопросов местного значения городского округа, подлежащим исполнению за счет местного бюджета.  

При повторном рассмотрении дела по доводам жалобы апелляционная коллегия, соглашаясь с отказным характером принятого судом решения, считает необходимым привести иную мотивировочную часть применительно к разъяснениям, изложенным в абз. 3 п. 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».

Выводы апелляционной коллегии основаны на следующем.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 28.2 Закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет в соответствующем качестве до 01.01.2005.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Как установлено судом, Кудрявцева В.В. была включена в первоочередной и общий списки очередности нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с наличием среди членов ее семьи лица, страдающего заболеванием, дающим право на первоочередное получение жилой площади, с 28.02.2003, то есть до 01.01.2005 (л.д. 77 т.1).

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу n А46-1339/2015. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также