Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу n А75-581/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Омск

26 июня 2009 года

                                                         Дело №   А75-581/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  24 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 июня 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотова Л.А., Лотов А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3227/2009) Инспекция Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение  Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.04.2009 по делу № А75-581/2009 (судья Членова Л.А.),

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» г.Сургута

к  Инспекция Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

о признании незаконным решения №13249 от 07.11.2008

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: Михайлов А.Б. по доверенности от 03.12.2008, Курочкина О.Г. по доверенности от 18.12.2008 №538/08;

от заинтересованного лица: Маляр Т.В. по доверенности от 24.02.2009; Даукшес В.О. по доверенности от 21.05.2009

установил:

 

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2009 по делу №А75-581/2009 удовлетворил заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» г.Сургута (далее по тексту ООО «Газпром переработка», заявитель, налогоплательщик) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - ИФНС по Сургутскому района, налоговый орган) №13249 от 07.11.2008.

В обоснование решения суд указал, что выданная банковская гарантия не может быть рассмотрена в качестве надлежащей, поскольку выдана не тому налоговому органу, по месту контроля которого должен быть уплачен налог; единственным основанием для освобождения от уплаты акциза является факт экспорта нефтепродуктов, подтвержденный документами, перечисленными в п.7 ст.198 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которое было исполнено 17.10.2008 путем представления пакета документов по экспортным операциям за май 2008 года; решение принято в нарушением установленной НК РФ процедуры, поскольку оценки представленных документов в ходе принятия решения не было дано.

В апелляционной жалобе ИФНС по Сургутскому района просит решение суда 1 инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявителем представлена копия банковской гарантии, по которой не возникает прав требования у налогового органа, в котором налогоплательщик обязан уплачивать акцизы; при отсутствии банковской гарантии право на освобождение от уплаты налога возникает исключительно в форме возмещения (при его уплате), а не освобождения от уплаты налога; документы, подтверждающие экспорт поступили в налоговый орган 17.10.2008 и были рассмотрена, но не были учтены при принятии спорного решения, поскольку они не могли повлиять на исполнение обязанности по уплате налога по сроку 25.08.2008; начисление пени обусловлено наличием задолженности на 30.10.2008 в размере 81620177 руб., поскольку заключение на возврат имевшейся переплаты было фактически отправлено в органы казначейства.

В отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщик указал, что у него имелась переплаты в связи с заявленными к возмещению ранее уплаченными акцизами как на 25.08.2008 (общий срок уплаты по декларации за май), так и на день принятия решения налоговым органом; НК РФ не определяет момент возникновения права, а связывает наличие этого права с представлением документов, подтверждающих экспорт;  в виду наличия предшествующий переплаты не имеются основания для наложения штрафа; пени не подлежит начислению ввиду прямого указания ст.203 п.4 абз. 8 НК РФ ввиду наличия решения о возмещении за иной период; банковская гарантия фактически представляет собой инструмент, с помощью которого налогоплательщик получает отсрочку в уплате акциза, безусловным основанием для освобождения от его уплаты является только факт подтверждения экспорта; платеж по представленной банковской гарантии производится на основании требования, оформленного в простой письменной форме, на единый казначейский счет бюджета, открытый как для ИФНС по г.Сургуту, так и для ИФНС по Сургутскому району.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании указанные доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв установил следующие обстоятельства. Управлением ФНС по ХМАО – Югре ООО «Газпром переработка» 30.11.2007 было выдано свидетельство серия 36 №003368018 о регистрации лица, осуществляющего производство прямогонного бензина по месту фактической деятельности: Сургутский район, д.Сайгатино, Сургутский ЗСК.

30.06.2008 ООО «Газпром переработка» представило в ИФНС по Сургутскому району  налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за май 2008 года. В указанной декларации в разделе 1.2. была заявлена сумма акциза по данным налогоплательщика, имеющего свидетельство о регистрации в качестве лица, совершающего операции с прямогонным бензином, подлежащего уплате не позднее 25 числе третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в сумме 90223749 руб.

Кроме того, в расчете суммы акциза была заявлена реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии на прямогонным бензин в количестве 33957,000 тонн. Сумма акциза с данного количества товара не была исчислена.

ИФНС по Сургутскому району была проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, о чем был составлен акт №1931 от 01.09.2008. По материалам указанного акта, а также возражений налогоплательщика было принято решение №2 от 24.09.2008 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В рамках данного решения было направлено требование налогоплательщику о предоставлении банковской гарантии, где бенефициаром является ИФНС по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Уведомлением о вызове налогоплательщика от 02.06.2008 №10-1/1963 и телефонограммой от 21.10.2008 №10-1/12/7186 ООО «Газпром переработка» было извещено о рассмотрении дела о налоговом правонарушении. Рассмотрение дела состоялось 24.10.2008 в присутствии представителя налогопалетльщика.

07.11.2008 налоговой инспекцией было изготовлено решение №13249 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Как следует из текста решения, налогоплательщиком неправомерно заявлена сумма акциза на освобождение от налогообложения на общий объем 33957 тонн прямогонного бензина, поскольку в представленной налогоплательщиком банковской гарантии указано, что  Гарант, которым выступает Газпромбанк обязывается перед Бенефициаром – ИФНС по г.Сургуту, исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов.

Поскольку местом осуществления фактического производства является Сургутский район, а не город Сургут, налоговым органом был сделан вывод, что право требования ИФНС по Сургутскому району  неуплаченных налогов данная банковская гарантия не обеспечивает.

В виду непредставления проверяющему налоговому органу банковской гарантии, был сделан вывод о необоснованном заявлении суммы акциза на освобождение от налогообложения при реализации прямогонного бензина за пределы территории Российской Федерации на сумму 90223749 руб. по сроку 25.08.2008.

За указанное нарушение налоговым органом ООО «Газпром переработка» было привлечено к налоговой ответственности по ст.122 п.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы акциза в размере 18044750 руб. и предложено уплатить 2437296 руб. пени  за несвоевременную уплату акцизов за май 2008 года.

ООО «Газпром переработка» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №13249 от 07.11.2008.

Заявленные требования были удовлетворены в полном объеме, в связи с чем, налоговый орган просит Восьмой арбитражный апелляционный суд отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит апелляционную жалобу ИФНС по Сургутскому району подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст.179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации,  индивидуальные предприниматели и иные лица, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.

   Как следует из ст.182 НК РФ  к таким операциям относится реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

   Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 НК РФ, которая предусматривает в числе  подакцизных товаров в п.1 пп.10, в частности, прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина.

   Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие данный вид товаров в порядке ст.179.3 НК РФ получают свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. Среди прочих реквизитов в свидетельстве указываются место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) видов деятельности.

Таким образом, организации, реализующие прямогонный бензин и имеющие соответствующее свидетельство, к числу которых относится ООО «Газпром переработка», являются плательщиками акцизов  с операций по реализации произведенного ими  подакцизного товара.

Налоговый период по данному виду налога определен ст.192 НК РФ как календарный месяц.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговую декларацию за налоговый период не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным (ст.204 п.5 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами предусмотрены в ст.204 НК РФ, согласно которой, в частности, уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

   Факт реализации налогоплательщиком в мае 2008 года 33957 тонн прямогонного бензина подтверждается материалами дела, решениями по камеральной проверке и не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле. Следовательно, названный объем по общему правило должен быть включен в объект налогообложения по  маю 2008 года, налоговая декларация по которому должна быть представлена и налог уплачен не позднее 25.08.2008 года. 

   Как следует из имеющейся в материалах дела декларации, производство подакцизного товара было продекларировано, но налог не был исчислен  и уплачен.

   В качестве обоснования возможности освобождения от уплаты налога ООО «Газпром переработка» ссылается на ст.183 п.4 НК РФ. В соответствии с названной нормой права не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции: реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со ст.184 НК РФ только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

При этом, как устанавливает п.2 ст.184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст.74 НК РФ или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п.п.7 и 7.1 ст.198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу n А46-23751/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также