РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ"(Принято в г. Астане 16.09.2004)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
(Астана, 16 сентября 2004 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Одобрена
Решением
Совета глав
государств Содружества
Независимых Государств о Концепции
сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств
в противодействии незаконной
миграции
от 16 сентября 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
1. Преамбула
Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ) в противодействии незаконной миграции (далее - Концепция) представляет собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств-участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.
Под противодействием незаконной миграции понимается комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечения незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства.
Инструментом регулирования миграционных процессов является сотрудничество государств-участников СНГ в предупреждении незаконной миграции. Вопросы взаимодействия в противодействии незаконной миграции регламентируются Соглашением о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, а также иными международными договорами, заключенными в данной сфере.
Сотрудничество основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и положениях национального законодательства государств-участников СНГ.
Сотрудничество должно отвечать интересам государств-участников СНГ в защите конституционного строя, обеспечении суверенитета, территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности, законности и поддержании правопорядка, в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Государства-участники СНГ сотрудничают с третьими государствами и международными организациями в противодействии незаконной миграции. При этом сотрудничество в этой сфере основывается на выполнении международных обязательств по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, предоставлению убежища, воссоединению семьи.
2. Основные понятия и термины
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:
миграция населения - перемещение физических лиц по различным причинам из одного государства в другое в целях постоянного или временного изменения места жительства. Перемещения (въезд, транзитный проезд и выезд) могут осуществляться в рамках порядка и правил, установленных нормативно-правовыми документами, либо с несоблюдением их;
мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, соблюдающие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства-участника СНГ;
незаконная миграция представляет собой перемещение на территорию государства-участника СНГ, пребывание, перемещение с его территории граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства;
незаконный мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства-участника СНГ;
третьи государства - государства, не являющиеся государствами-участниками СНГ;
иностранный гражданин - лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству государства-участника СНГ, на территории которого оно пребывает постоянно или временно, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству) другого государства;
лицо без гражданства - лицо, в отношении которого не имеется доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства;
миграционная обстановка (ситуация) - совокупность факторов, обусловленных въездом, пребыванием, транзитным проездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих влияние на социально-экономическую и демографическую ситуацию, внутриполитическое и внешнеполитическое положение и национальную безопасность государства;
миграционный контроль - вид государственного контроля за миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных потоков, соблюдения интересов государств-участников СНГ, обеспечения и защиты законных прав мигрантов, а также осуществления мер пресечения незаконной миграции на территориях государств-участников СНГ.
3. Оценка миграционной ситуации
Основными факторами, вызывающими миграцию населения, являются: экономический, политический, этнический, социально-психологический и экологический. Активные миграционные процессы на территориях государств-участников СНГ, по экспертным оценкам, будут сохраняться, как минимум, в течение ближайшего десятилетия. При этом будут существовать реальная нагрузка на экономические и социальные инфраструктуры государств-участников СНГ, конфликтные отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов.
Как правило, после проникновения на территории государств-участников СНГ незаконные мигранты используют их:
в качестве транзитных для проникновения в государства-члены Европейского Союза и другие страны;
для приобретения необходимых документов и поиска нелегальных каналов переправки в третьи государства;
в целях легализации пребывания и получения статуса беженца;
для занятия коммерческой или иной деятельностью, в том числе противоправной.
Количество иностранных граждан, незаконно прибывших на территории государств-участников СНГ, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации.
Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание незаконных мигрантов. Это - крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.
Для проникновения на территории государств-участников СНГ незаконными мигрантами используются в первую очередь наиболее уязвимые участки государственных границ государств-участников СНГ.
Незаконная миграция, как правило, ухудшает социальную и криминогенную обстановку, расширяет базу для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывания.
С ростом потока незаконных мигрантов в государствах-участниках СНГ осложнилась ситуация с незаконным оборотом наркотиков, оружия, валюты, изготовлением и сбытом поддельных документов.
Отдельные мигранты прибывают в государства-участники СНГ с особо опасными инфекционными заболеваниями, что в значительной степени обостряет санитарно-эпидемиологическую обстановку в государствах-участниках СНГ.
4. Цель и задачи сотрудничества
Цель сотрудничества - активизация взаимодействия государств-участников СНГ в регулировании миграционных процессов и принятии необходимых согласованных мер противодействия незаконной миграции.
Задачи сотрудничества:
обеспечение национальной безопасности государств-участников СНГ;
выработка и реализация согласованной политики и совместных мер противодействия незаконной миграции;
противодействие вовлечению мигрантов в преступную деятельность, в том числе в международные террористические и экстремистские организации;
развитие сотрудничества с компетентными органами третьих государств и международными организациями в целях совместного противодействия незаконной миграции и торговле людьми;
гармонизация национального законодательства государств-участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции и унификация терминологии.
Решение задач сотрудничества достигается:
установлением таких мер пограничного и миграционного контроля, которые могут потребоваться для предупреждения и пресечения незаконной миграции;
созданием на территориях государств-участников СНГ сети специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства на период определения их правового положения, а также подлежащих административному выдворению или депортации;
активизацией договорного процесса между государствами-участниками СНГ и заключением соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров о противодействии незаконной миграции и о реадмиссии;
совершенствованием аналитической и научно-исследовательской деятельности по изучению миграционной обстановки в государствах-участниках СНГ для реального прогнозирования и регулирования миграционных потоков и выработки предложений, необходимых для осуществления контроля за миграционной ситуацией;
обеспечением эффективного механизма контроля и надзора за соблюдением национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции;
осуществлением мониторинга, прогнозирования и выявления каналов незаконной миграции из третьих государств.
5. Основные направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере противодействия незаконной миграции предполагает:
совершенствование договорно-правовой базы;
разработку и реализацию совместных программ и планов;
изучение и обобщение международного опыта;
осуществление согласованных мер для выполнения положений универсальных международных договоров;
изучение и оценку эффективности совместных усилий государств-участников СНГ, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;
совершенствование действующего пограничного и миграционного контроля на государственных границах государств-участников СНГ;
расширение института представительства полномочных органов Содружества в государствах-участниках СНГ;
приведение процедуры определения правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствие с международными стандартами.
6. Основные формы сотрудничества
Основные формы сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции предусматривают:
обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии миграционных процессов, информацией для пополнения общей базы данных о незаконных мигрантах, организованных преступных группировках, осуществляющих их ввоз, вывоз и торговлю людьми;
проведение совместных профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, специальных операций, следственных действий и оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам;
создание и укрепление специализированных подразделений, оснащение их современными техническими средствами;
мониторинг незаконной миграции, результатов работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией, выработка на его основе соответствующих рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования, форм и методов совместной деятельности;
проведение скоординированной политики во взаимодействии с международными организациями;
разработку и принятие согласованных мер, препятствующих использованию банковских, коммерческих и других структур для легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконной миграции;
совместное использование новейших научно-технических достижений;
обмен нормативными правовыми актами;
проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов в сфере противодействия незаконной миграции;
обмен опытом работы полномочных органов государств-участников СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией, проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций и совещаний;
определение основных форм участия средств массовой информации в вопросах противодействия незаконной миграции;
проведение взаимных консультаций между государствами-участниками СНГ, осуществляющими порядок безвизового въезда, о намерениях заключить международные договоры или имеющих международные договоры с третьими государствами о безвизовых поездках.
Сотрудничество государств-участников СНГ в рамках настоящей Концепции может осуществляться и в иных взаимоприемлемых формах.
7. Информационное и научное обеспечение сотрудничества
Информационное и научное обеспечение сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции включает:
анализ выполнения решений Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ, международных договоров, заключенных в рамках СНГ;
проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств-участников СНГ;
разработку методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией;
проведение совместных научных исследований, в том числе по совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере;
проведение информационно-профилактической и информационно-правовой работы;
совместную разработку единых информационно-аналитических методик, обеспечивающих сопоставимость статистической и иной информации;
предоставление по запросам в согласованных объемах и формах информации о преступлениях, связанных с незаконной миграцией.
8. Материально-техническое и финансовое
обеспечение сотрудничества
Материально-техническое, финансовое обеспечение сотрудничества, подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются в порядке и на условиях, определяемых заинтересованными государствами-участниками СНГ.
9. Механизм реализации Концепции
Настоящая Концепция реализуется путем:
активизации осуществления скоординированных мер государств-участников СНГ;
осуществления прогнозирования миграционной ситуации, принятия предупредительных мер к пресечению незаконных миграционных потоков;
создания постоянно действующего консультативного межгосударственного органа по вопросам противодействия незаконной миграции;
совершенствования и согласования механизма административного выдворения или депортации незаконных мигрантов;
создания согласованной системы профессиональной подготовки кадров;
заключения соглашений о реадмиссии между государствами-участниками СНГ;
осуществления взаимодействия полномочных органов государств-участников СНГ;
разработки межгосударственных программ по противодействию незаконной миграции.
10. Заключительные положения
Контроль за исполнением национальных программ и планов, принятых в рамках настоящей Концепции, осуществляется на национальном уровне.
Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляется Исполнительным комитетом СНГ.
В случае изменения миграционной ситуации государства-участники СНГ могут принять решение о внесении изменений и дополнений в данную Концепцию или решение о разработке новой Концепции.

"МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ВСЕХ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"(Принята 18.12.1990 Резолюцией 45/158 на 69-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)  »
Международное законодательство »
Читайте также