"РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ"(Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/107 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И
УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ
В КОНТЕКСТЕ
РАЗВИТИЯ
(14 декабря 1990 года)
А.
Предупреждение преступности и уголовное
правосудие в контексте развития
1.
Правительства должны вновь подтвердить
свою готовность соблюдать действующие
международные договоры и свою
приверженность принципам Организации
Объединенных Наций, выраженным в ее Уставе
и в других соответствующих международных
документах. Преступность можно также
предупреждать, обеспечивая соблюдение этих
принципов.
2. Государствам - членам
следует активизировать борьбу против
международной преступности путем
соблюдения и укрепления правопорядка и
законности в международных отношениях и с
этой целью дополнять и далее развивать
международное уголовное право, выполнять в
полном объеме обязательства, вытекающие из
международных договоров и документов в
этой области (pacta sunt servanda), и пересматривать
свои национальные законодательства, с тем
чтобы обеспечить их соответствие
требованиям международного уголовного
права.
3. Правительствам следует
уделять первоочередное внимание принятию и
обеспечению выполнения соответствующих
законов и правил, с тем чтобы держать под
контролем и пресекать транснациональную
преступность и незаконные международные
сделки, особенно путем создания
соответствующих систем сотрудничества и
предоставления подготовленных
сотрудников. Необходимо также пересмотреть
национальные законы для обеспечения более
эффективной и адекватной реакции на новые
формы преступной деятельности не только
через применение уголовных санкций, но и с
помощью гражданско-правовых или
административных мер.
4. Необходимо
осознать национальные, региональные и
международные аспекты расширяющегося
загрязнения, эксплуатации и разрушения
окружающей среды и безотлагательно
установить за этим контроль, учитывая
продолжающееся и вызывающее тревогу
ухудшение ее качества, происходящее в силу
различных причин. Помимо мер,
предусматриваемых административным
правом, и гражданской ответственности
необходимо изучать вопрос о роли
уголовного законодательства в качестве
инструмента, который может оказать
содействие в обеспечении такого контроля.
Необходимо рассмотреть вопрос о
целесообразности разработки руководящих
принципов предупреждения преступлений
против окружающей среды.
5. Учитывая,
что передовая технология и специальные
технические знания применяются в
преступных операциях в сфере международной
торговли и коммерции, включая
использование компьютеров для
мошенничества, путем злоупотребления
банковскими техническими возможностями,
нарушения налогового законодательства и
таможенных правил, сотрудники
правоохранительных органов и органов
уголовного правосудия должны быть должным
образом подготовлены и обеспечены
адекватными правовыми и техническими
средствами для выявления и расследования
таких правонарушений. Следует обеспечивать
координацию и сотрудничество с другими
соответствующими учреждениями на
национальном уровне и далее расширять их
возможности. Следует также добиваться
заключения и укрепления прямых
договоренностей о международном
сотрудничестве между различными
учреждениями национальных систем
уголовного правосудия.
6. Поскольку
даже законные предприятия, организации и
ассоциации могут в ряде случаев быть
вовлечены в транснациональную преступную
деятельность, затрагивающую национальную
экономику, правительствам следует принять
меры по борьбе с такими видами
деятельности. Им также следует собирать
информацию из различных источников, с тем
чтобы иметь прочную основу для выявления и
наказания предприятий, организаций и
ассоциаций или их сотрудников, или и тех и
других, если они принимают участие в такой
преступной деятельности, также в целях
предупреждения аналогичных действий в
будущем.
7. Следует учитывать то
обстоятельство, что во многих странах нет
надлежащего законодательства для борьбы с
растущими проявлениями транснациональной
преступности и что в неотложном порядке
необходимо принятие и осуществление на
практике соответствующих документов и мер
по предупреждению этого вида преступности.
В этом отношении следует содействовать
обмену информацией об имеющихся законах и
правилах, с тем чтобы облегчить
распространение и принятие
соответствующих мер.
8. Поскольку
коррупция среди государственных
должностных лиц может свести на нет
потенциальную эффективность всех видов
правительственных программ, затруднить
развитие и создать угрозу для отдельных лиц
и группы лиц, в высшей степени важно, чтобы
все государства:
a) проанализировали
адекватность своего уголовного
законодательства, включая процессуальные
нормы, с тем чтобы реагировать на все виды
коррупции и соответствующие действия,
способствующие или содействующие
коррупции, и применили санкции, которые
обеспечат надлежащее сдерживание;
b)
разработали административные и
регулятивные механизмы для предупреждения
коррупции или злоупотребления властью;
c) установили процедуры выявления,
расследования и осуждения
коррумпированных должностных лиц;
d)
разработали правовые положения для
конфискации средств и имущества,
приобретенных в результате коррупции; и
e) приняли надлежащие меры в отношении
предприятий, причастных к коррупции.
Сектору по предупреждению преступности и
уголовному правосудию Центра по
социальному развитию и гуманитарным
вопросам Секретариата следует
координировать разработку материалов для
оказания помощи странам в этих усилиях,
включая разработку руководства по борьбе с
коррупцией, и предоставлять
специализированную подготовку судьям и
лицам, осуществляющим судебное
преследование, чтобы они могли со знанием
дела заниматься техническими аспектами
коррупции и были знакомы с опытом работы
специальных судебных органов,
рассматривающих такие дела.
9. Учитывая
угрожающую опасность, связанную с
незаконным оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, являющимся одним из
самых тяжких преступлений, с которыми
сталкивается человечество, а также меры,
принимаемые подразделениями и органами
Организации Объединенных Наций по борьбе с
наркотиками в этой области, и с
беспокойством отмечая, что, несмотря на все
усилия на национальном, региональном и
международном уровнях, это явление еще не
пресечено, необходимо подчеркнуть, что
усилия по борьбе с этим видом преступности
должны занимать основное место во всех
планах и программах в области
предупреждения преступности и уголовного
правосудия. Следует укрепить деятельность
в этой области Сектора по предупреждению
преступности и уголовному правосудию
Центра по социальному развитию и
гуманитарным вопросам. Особую помощь
следует оказывать развивающимся странам в
осуществлении программ борьбы со
злоупотреблением наркотическими
средствами и разработке совместных
стратегий предупреждения и контроля.
10.
Следует содействовать процессу разработки
всеобъемлющих типовых кодексов, особенно
на региональном и субрегиональном уровнях,
для борьбы с преступностью на
транснациональном и международном уровнях.
Следует также предпринять усилия по
согласованию национального уголовного
законодательства, с тем чтобы оно в полной
мере учитывало реальность и разновидности
этих видов преступности. Необходимо
осуществлять такие практические меры, как
выдача преступников, оказание взаимной
помощи в вопросах уголовного правосудия и
обмен специалистами и информацией. Должное
внимание следует уделять эффективным
механизмам соблюдения законов, с тем чтобы
свести к минимуму последствия
транснациональной преступности, включая ее
влияние на страны, которые ею
непосредственно не затронуты.
11.
Следует разработать соответствующую
информационную политику для лучшего
информирования населения государств -
членов о данной проблеме через официальные
системы образования и общие программы
информирования общественности в целях
более широкого ознакомления с путями и
средствами, с помощью которых можно
избежать угрозы со стороны преступного
мира, а также ознакомления широкой
общественности с целями и процедурами
системы уголовного правосудия.
12. С
учетом необходимости принятия конкретных
превентивных мер, связанных с такими видами
преступности, как кража со взломом, кража с
применением насилия и уличная
преступность, Организации Объединенных
Наций необходимо разработать перечень
превентивных мер на основе глубокой оценки
их эффективности в различных культурных,
социальных, экономических и политических
условиях.
13. Что касается жертв
преступлений и злоупотребления властью, то
необходимо разработать руководство,
содержащее перечень всеобъемлющих мер для
проведения разъяснительной работы по
предупреждению виктимизации, а также по
защите, оказанию помощи и выплате
компенсаций жертвам. Это руководство
следует применять в соответствии с
правовыми, социальными, культурными и
экономическими условиями каждой страны и с
учетом важной роли неправительственных
организаций в этой области.
14. Учитывая
ее важнейшую роль в деле предупреждения
преступности, система уголовного
правосудия должна строиться на основе
прогрессивной рационализации и
гуманизации уголовного законодательства и
процедур, альтернативных подходов к
вынесению приговоров и наказаниям в общих
рамках социальной справедливости и
общественных устремлений.
15. Следует
практиковать систематический подход к
планированию в области предупреждения
преступности, с тем чтобы политика в
области предупреждения преступности
включалась в планирование национального
развития, начиная с общей переоценки, где
это необходимо, основ
уголовно-процессуального
законодательства. Такой подход означал бы
начало процессов декриминализации,
депенализации и использование несудебных
средств, а также процессуальную реформу,
которая обеспечит поддержку
общественности и пересмотр существующей
политики с целью оценки ее влияния. Он также
пересматривал бы установление
соответствующей связи между системой
уголовного правосудия и другими секторами
развития, включая образование, занятость,
здравоохранение, социальную политику и
другие соответствующие области.
16.
Чтобы быть понятным и эффективно
осуществляться в рамках того или иного
общества, процесс судебного
разбирательства должен быть созвучен
культурным реальностям и социальным
ценностям этого общества. На всех стадиях
этого процесса следует соблюдать права
человека и обеспечивать равенство,
справедливость и последовательность.
B.
Международное научно-техническое
сотрудничество
17. Для повышения
эффективности международного
сотрудничества в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия
следует предпринять согласованные усилия в
направлении
a) ратификации и выполнения
действующих документов;
b) разработки
двусторонних и многосторонних документов;
и
c) подготовки и разработки типовых
документов и стандартов для использования
на национальном, двустороннем,
многостороннем, субрегиональном,
региональном и межрегиональном уровнях.
18. Разработка международных документов,
стандартов и норм должна включать
следующие конкретные аспекты, вызывающие
общий интерес:
a) договоры об оказании
судебной помощи, особенно между странами
общего и континентального права,
касающиеся способов получения
доказательств в соответствии с
требованиями запрашивающего государства;
b) разработка стандартных запросов на
выдачу и оказание взаимной помощи;
c)
разработка путей и средств предоставления
помощи жертвам преступлений и
злоупотребления властью с уделением
особого внимания осуществлению Декларации
основных принципов правосудия в отношении
жертв преступлений и злоупотребления
властью <*> и обеспечение надлежащей защиты
для свидетелей;
--------------------------------
<*> Резолюция 40/34, приложение.
d) дальнейшее
рассмотрение вопросов транснациональной
юрисдикции в целях содействия при ответе на
запросы о выдаче и оказании взаимной помощи
и при осуществлении на практике
международных документов; и
e)
разработка стандартов оказания
международной помощи в отношении
банковской тайны, содействующих наложению
ареста и конфискации доходов, находящихся
на банковских счетах и полученных в
результате преступных действий.
В
частности, следует настоятельно призвать
банки и иные финансовые учреждения
стандартизировать их требования к
отчетности и документам, чтобы они могли
быстрее и эффективнее использоваться в
качестве доказательства. Необходимо также
разработать более эффективные
международные нормы, чтобы
воспрепятствовать "отмыванию" денег и
капиталов, связанных с преступной
деятельностью, например, незаконным
оборотом наркотиков и терроризмом.
19.
Государствам - членам,
межправительственным и
неправительственным организациям, а также
международным, национальным и частным
финансирующим учреждениям следует оказать
Организации Объединенных Наций помощь в
создании и функционировании глобальной
информационной системы в области
предупреждения преступности и уголовного
правосудия. Государствам - членам
настоятельно предлагается внести вклад в
эти усилия путем финансирования
приобретения оборудования и подготовки
кадров. Следует также рассмотреть вопрос о
том, какие виды данных в области уголовного
правосудия могут предоставляться и какими
данными можно обмениваться на регулярной
основе.
20. В соответствии с
многочисленными решениями и резолюциями
соответствующих органов Организации
Объединенных Наций, включая проводимые раз
в пять лет конгрессы Организации
Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с
правонарушителями, следует принять меры по
укреплению программ международного
научно-технического сотрудничества в
области предупреждения преступности и
уголовного правосудия на двусторонней и
многосторонней основе в качестве
существенных элементов более широких
программ развития с учетом особых
потребностей развивающихся стран и
особенно ухудшающегося
социально-экономического положения во
многих из этих стран, что содействует
усилению структурного неравенства и
преступности.
21. Для формулирования и
разработки надлежащих региональных и
межрегиональных стратегий международного
технического и научного сотрудничества в
целях борьбы с преступностью и повышения
эффективности превентивных мер и
деятельности системы уголовного
правосудия программы научно-технического
сотрудничества должны быть направлены в
первую очередь на:
a) укрепление
технических возможностей учреждений
уголовного правосудия;
b) повышение
уровня людских и технических ресурсов во
всех секторах системы уголовного
правосудия для стимулирования оказания
технической помощи, осуществления типовых
и демонстрационных проектов, проведения
исследовательской деятельности и
выполнения программ подготовки кадров в
тесном сотрудничестве с учреждениями
Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению