РЕШЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 18.03.2004"ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБ n 55066/00 И 55638/00 РОССИЙСКАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (russian conservative party of entrepreneurs), АЛЕКСАНДР ЖУКОВ (aleksandr zhukov) И ВИКТОР ВАСИЛЬЕВ (viktor vasilyev) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


[неофициальный перевод
с английского] <*> <**>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
РЕШЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБ N 55066/00 И 55638/00
РОССИЙСКАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (RUSSIAN
CONSERVATIVE PARTY OF ENTREPRENEURS), АЛЕКСАНДР ЖУКОВ
(ALEKSANDR ZHUKOV) И ВИКТОР ВАСИЛЬЕВ (VIKTOR
VASILYEV) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Страсбург, 18 марта 2004 года)
--------------------------------
<*> Перевод с английского М. Виноградова.
<**> Перевод предоставлен Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П. Лаптевым.
Европейский суд по правам человека (Первая секция), заседая 18 марта 2004 г. Палатой в составе:
Х.Л. Розакиса, Председателя Палаты,
Н. Ваич,
Э. Левитса,
С. Ботучаровой,
А. Ковлера,
В. Загребельского,
Э. Штейнер, судей,
а также при участии С. Кесады, заместителя Секретаря Секции Суда, принимая во внимание жалобы, поданные 8 и 22 февраля 2000 г., принимая во внимание Решение от 3 апреля 2003 г. об объединении производства по указанным жалобам, принимая во внимание замечания, представленные властями государства-ответчика, и ответные возражения, представленные заявителем, заседая за закрытыми дверями, принял следующее Решение:
ФАКТЫ
Первый заявитель, общероссийская политическая общественная организация "Российская консервативная партия предпринимателей", зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 1998 г. Второй заявитель - Жуков Александр Анатольевич, гражданин Российской Федерации 1949 года рождения, проживает в г. Смоленске, он являлся кандидатом от РКПП на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году. Третий заявитель - Васильев Виктор Сергеевич, гражданин Российской Федерации 1959 года рождения, проживает в Москве. Он являлся сторонником партии-заявителя. В Европейском суде их интересы представляет П. Скляров - юрист - штатный сотрудник партии-заявителя.
Власти государства-ответчика представляет П. Лаптев, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.
A. Обстоятельства дела
1. Разбирательство по поводу выборов в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации 1999 года
a) Регистрация партии-заявителя для участия в выборах
24 сентября 1999 г. партия-заявитель выдвинула 151 кандидата для участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.
15 октября 1999 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - Центризбирком России) заверила федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, предложенный партией-заявителем. Партия-заявитель перечислила на специальный счет Центризбиркома России избирательный залог в размере 2087250 российских рублей.
3 ноября 1999 г. Центризбирком России отказал партии-заявителю в регистрации списка кандидатов, сославшись на пункт 1 статьи 24, подпункт "г" пункта 6 статьи 47, пункт 11 статьи 51 и пункт 2 статьи 91 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах). Центризбирком России установил, что 17 кандидатов представили недостоверные сведения, недостоверность которых носила существенный характер, об их доходах и имуществе и исключила их из списка кандидатов. Один из кандидатов был указан под номером два в списке кандидатов. На основании этого Центризбирком России постановил:
"2. Отказать в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, выдвинутого [партией-заявителем], в связи с выбытием кандидата, занимающего второе место в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов".
b) Рассмотрение жалобы партии-заявителя в судах
Партия-заявитель обжаловала отказ Центризбиркома России в регистрации списка кандидатов в суд.
10 ноября 1999 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, рассматривая жалобу по первой инстанции, оставила в силе решение Центризбиркома России об исключении из списка кандидатов тех из них, которые представили недостоверные сведения, но признала незаконным отказ Центризбиркома России зарегистрировать весь список кандидатов. Суд истолковал термин "выбытие", использованный в пункте 11 статьи 51 Закона о выборах, как означающий только добровольное выбытие кандидата по собственному желанию. Поэтому суд постановил, что указанное положение Закона не подлежит применению в случаях, когда один из трех первых кандидатов из списка был исключен из него по решению Центризбиркома России.
Центризбирком России подал кассационную жалобу на указанное Решение суда. Партия-заявитель представила свои замечания по существу кассационной жалобы.
22 ноября 1999 г. Кассационная коллегия Верховного суда Российской Федерации оставила без изменения Решение от 10 ноября 1999 г. Суд тщательно проанализировал формулировку Закона о выборах и согласился с тем, что термин "выбытие", упоминаемый в пункте 11 статьи 51 Закона о выборах, должен относиться только к ситуациям, когда имя кандидата было исключено из списка кандидатов по его собственному желанию или по требованию избирательного объединения, выдвинувшего этого кандидата.
В тот же день Центризбирком России зарегистрировал список кандидатов, поданный партией-заявителем.
c) Производство в надзорной инстанции и отмена ранее постановленных судебных решений
26 ноября 1999 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации внес протест в порядке надзора в Президиум Верховного суда Российской Федерации. Он утверждал, что термин "выбытие" носит общий характер и применяется к любому случаю исключения кандидата из соответствующего списка, как к случаю волеизъявления самого кандидата, его избирательного объединения, так и в связи с решением Центризбиркома России. Поэтому исключение кандидата по решению Центризбиркома России должно считаться "выбытием" и влечь за собой применение пункта 11 статьи 51 Закона о выборах.
8 декабря 1999 г. Президиум Верховного суда Российской Федерации удовлетворил упомянутый протест и отменил Определение Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 22 ноября 1999 г. Суд использовал обоснование, приводимое заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Суд отметил, что исключение кандидата из списка кандидатов по решению Центризбиркома России является частным случаем "выбытия", и поэтому отказ Центризбиркома России зарегистрировать список кандидатов был законным.
9 декабря 1999 г. Центризбирком России отменил ранее вынесенные постановления, отказал партии-заявителю в регистрации списка кандидатов и постановил исключить название партии-заявителя из избирательных бюллетеней. Партия-заявитель обжаловала последнее Постановление Центризбиркома России в Верховный суд Российской Федерации. 18 декабря 1999 г. Верховный суд Российской Федерации отклонил жалобу партии-заявителя. Суд указал, что в соответствии с Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации Центризбирком России не обладал усмотрением в данном случае и был обязан в соответствии с действующим правом отказать в регистрации списка кандидатов партии-заявителя.
19 декабря 1999 г. состоялось голосование по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. РКПП не приняла участия в выборах.
d) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
25 апреля 2000 г. Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев запрос членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, постановил признать не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 11 статьи 51 Закона о выборах, согласно которому в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов, Центризбирком России отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что сама возможность отказа в регистрации или ее отмены в следствие выбытия одного или более кандидатов из числа первых трех несоразмерно ограничивает активное избирательное право граждан и пассивное избирательное право других кандидатов, состоящих в федеральном списке, выдвинутом избирательным объединением на участие в выборах. Конституционный Суд Российской Федерации также постановил, что признание упомянутого положения не соответствующим Конституции Российской Федерации не затрагивает результаты выборов в Государственную Думу, состоявшихся 19 декабря 1999 г., и не может служить основанием для пересмотра их итогов.
4 мая 2000 г. Конституционный Суд Российской Федерации отказал партии-заявителю в принятии к рассмотрению жалобы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации пункта 11 статьи 51 Закона о выборах, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее, 25 апреля 2000 г., было вынесено Постановление, сохраняющее свою силу.
e) Заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам
В 2001 году партия-заявитель направила заявление о пересмотре Решения от 8 декабря 1999 г. по вновь открывшимся обстоятельствам, то есть в свете упомянутого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
7 февраля 2001 г. Президиум Верховного суда Российской Федерации отказал партии-заявителю в удовлетворении заявления. Суд указал, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации не являлось новым обстоятельством согласно национальному законодательству, и в любом случае партия-заявитель пропустила процессуальный срок в три месяца для подачи упомянутого заявления о пересмотре Решения суда.
2. Разбирательство относительно
возврата избирательного залога
30 июля 2000 г. партия-заявитель направила запрос в Центризбирком России с требованием о возврате избирательного залога.
24 августа 2002 г. Центризбирком России проинформировал партию-заявителя о том, что избирательный залог был перечислен в федеральный бюджет и не может быть возвращен. Центризбирком России утверждал, что Постановление, принятое Конституционным Судом Российской Федерации, не распространяется на выборы, происходившие в 1999 году, и поэтому отсутствуют основания для возврата избирательного залога.
26 апреля 2001 г. партия-заявитель подала исковое заявление в отношении Центризбиркома России, требуя возврата избирательного залога.
6 сентября 2001 г. Басманный районный суд г. Москвы отказал партии-заявителю в удовлетворении ее требований. Мотивируя свое Решение, суд указал, что избирательный залог не подлежит возврату, если список кандидатов партии не был зарегистрирован по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 51 Закона о выборах. Суд отметил, что требование партии-заявителя о возврате избирательного залога, основанное на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, по сути представляет собой завуалированное требование о пересмотре результатов выборов, на недопустимость чего было прямо указано в упомянутом Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
10 июня 2002 г. Московский городской суд оставил без изменения Решение суда от 6 сентября 2001 г. Он руководствовался той же мотивацией.
B. Применимое национальное законодательство
и правоприменительная практика
Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
Закон о выборах
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (N 121-ФЗ от 24 июня 1999 г. (здесь - Закон о выборах)) в соответствующее время предусматривал:
Статья 47. Регистрация кандидата или федерального списка кандидатов
"Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через десять дней после приема подписных листов (после поступления избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) и приема иных необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов обязана принять решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка.
/.../
6.... Основаниями отказа могут быть:
/.../
г) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с настоящим Федеральным законом, если недостоверность этих сведений носит существенный характер (недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в федеральный список кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, может служить основанием только для исключения из заверенного федерального списка кандидатов соответствующих кандидатов)...".
Статья 51. Выбытие кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков
"11. В случае, если число кандидатов, зарегистрированных кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов, по решению избирательного объединения, избирательного блока, превышает 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов либо в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов (за исключением случаев выбытия по вынуждающим обстоятельствам, указанным в пункте 16 настоящей статьи), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее.
/.../
15. Регистрация федерального списка кандидатов была отменена в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи... все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока".
Статья 64. Избирательный залог
"7. (....) В случаях отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 статьи 51 настоящего Федерального закона)... или отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением отказа по основаниям, предусмотренным

УКАЗ Президиума ВС СССР от 27.02.1959"О РАТИФИКАЦИИ ВСЕМИРНОЙ ПОЧТОВОЙ КОНВЕНЦИИ, СОГЛАШЕНИЯ О ПИСЬМАХ И ЯЩИКАХ С ОБЪЯВЛЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ И СОГЛАШЕНИЯ О ПОЧТОВЫХ ПОСЫЛКАХ"  »
Международное законодательство »
Читайте также