РЕКОМЕНДАЦИЯ n 110 Международной организации труда"ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА ПЛАНТАЦИЯХ"(Принята в г. Женеве 24.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 110
ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА ПЛАНТАЦИЯХ
(Женева, 24 июня 1958 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 4 июня 1958 года на свою сорок вторую сессию,
постановив принять ряд предложений об условиях труда на плантациях, что является пятым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1958 года о плантациях:
Конференция рекомендует, чтобы каждый член Организации применял нижеследующие положения:
I. Предварительные положения
1. 1) В целях настоящей Рекомендации термин "плантация" включает любое сельскохозяйственное предприятие, регулярно использующее наемный труд, расположенное в тропических или субтропических районах и занятое главным образом выращиванием или производством в коммерческих целях любой из следующих культур: кофе, чай, сахарный тростник, каучук, бананы, какао, кокосовые орехи, земляные орехи, хлопок, табак, волокно (сизаль, джут и конопля), цитрусовые, пальмовое масло, хинная кора и ананасы; он не включает семейное или мелкое хозяйство с производством для местного потребления, не использующее регулярно наемный труд.
2) Каждый член Организации может, по консультации с наиболее представительными организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, распространять применение настоящей Рекомендации на другие плантации, пользуясь следующими способами:
a) дополняя культуры, перечисленные в пункте 1 настоящего параграфа, одной или несколькими из следующих культур: рис, цикорий, кардамон, герань, пиретрум или любая другая культура;
b) дополняя плантации, предусмотренные в пункте 1 настоящего параграфа, теми не указанными в нем разрядами предприятий, которые, согласно законам или практике страны, считаются плантациями;
и должен уведомлять Генерального директора Международного бюро труда в своих докладах, представляемых согласно пункту 6 статьи 19 Устава Международной организации труда, о мерах, принятых в соответствии с настоящим пунктом.
3) В целях настоящего параграфа термин "плантация" обычно охватывает предприятия первичной обработки продукта или продуктов плантации.
2. Каждый член Организации должен применять положения настоящей Рекомендации ко всем трудящимся на плантациях без различия расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения, социальной принадлежности, племенной принадлежности или профсоюзного членства.
3. Каждый член Международной организации труда должен представлять Международному бюро труда в соответствующие периоды, когда этого потребует Административный совет, доклад о положении законодательства и существующей практике в тех странах и на тех территориях, за которые данный член ответствен, в отношении вопросов, которых касается настоящая Рекомендация. Такие доклады должны указывать на меры, которые были приняты или намечены для придания силы положениям настоящей Рекомендации, а также о таких изменениях этих положений, которые оказываются или могут оказаться необходимыми в целях принятия или применения Рекомендации.
4. В соответствии с пунктом 8 статьи 19 Устава Международной организации труда, ни одно положение настоящей Рекомендации не может рассматриваться как затрагивающее какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, обеспечивающее соответствующим трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются настоящей Рекомендацией.
II. Профессиональное обучение
5. В каждой стране государственные органы власти, прочие соответствующие органы или те и другие совместно должны следить за тем, чтобы на плантациях обеспечивалось профессиональное обучение, организованное по действенной, систематической и согласованной программе.
6. 1) В слаборазвитых районах, где наблюдается недостаток средств обучения, одним из первых мероприятий должно быть создание штата квалифицированных преподавателей и инструкторов.
2) Даже в тех случаях, когда нет таких квалифицированных преподавателей и инструкторов, следует всемерно способствовать организации обучения на плантациях, управляющие которых достаточно квалифицированы, чтобы давать практическую подготовку.
7. Ответственность за программу профессионального обучения должна возлагаться на орган или органы власти, способные достигнуть наилучших результатов; когда эта ответственность возлагается совместно на несколько органов власти, то должны предусматриваться меры, направленные на согласованное выполнение таких программ; в осуществлении последних должны участвовать местные органы власти. Должно осуществляться тесное сотрудничество с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся и с прочими заинтересованными организациями, где таковые существуют.
8. Хотя во многих случаях необходимы местные денежные средства для программ профессионального обучения, государственные органы власти, в размерах, которые будут сочтены подходящими и необходимыми, также должны помогать осуществлению общественных и частных программ профессионального обучения такими путями, как: выделение денежных средств; предоставление земельных участков, строений, транспортных средств, оборудования и учебного материала; участие с помощью предоставления стипендий или другим путем в расходах курсантов или в выплате им заработной платы во время обучения, а также предоставление бесплатного обучения в школах - интернатах при плантациях курсантам с соответствующей квалификацией, особенно тем, которые не могут платить за обучение.
III. Заработная плата
9. Максимальные промежутки времени между выплатой заработной платы должны быть таковы, чтобы она выплачивалась:
a) не реже двух раз в месяц с промежутками времени не более 16 дней для трудящихся, заработная плата которых рассчитывается по часам, по дням или по неделям;
b) не реже одного раза в месяц для трудящихся, нанятых с помесячной или годовой оплатой труда.
10. 1) Для трудящихся, труд которых оплачивается поштучно или на основе производительности труда, максимальные промежутки времени между выплатой заработной платы должны, по мере возможности, устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить выплату заработной платы не реже двух раз в месяц с промежутками времени не более 16 дней.
2) Для трудящихся, занятых на работе, выполнение которой требует более двухнедельного срока, для которых коллективным договором или арбитражным решением не установлены иные сроки выплаты заработной платы, должны приниматься соответствующие меры для обеспечения нижеследующего распорядка:
a) не реже двух раз в месяц с промежутками времени не более 16 дней трудящимся должен выплачиваться аванс в счет заработной платы в соответствии с выполненной работой;
b) окончательный расчет должен производиться не позже чем в двухнедельный срок по окончании работы.
11. В числе сообщаемых трудящимся подробных сведений относительно условий заработной платы должны указываться, где целесообразно, следующие сведения:
a) ставки выплачиваемой заработной платы;
b) метод подсчета;
c) сроки выплаты заработной платы;
d) место выплаты;
e) условия, при которых могут производиться вычеты.
12. В соответствующих случаях при каждой выплате заработной платы трудящемуся должны сообщаться нижеследующие сведения за соответствующий период платежа, поскольку эти сведения могут изменяться:
a) общая сумма заработной платы;
b) любые произведенные вычеты с указанием их обоснования и размера;
c) чистая сумма причитающейся заработной платы.
13. В соответствующих случаях от предпринимателей должно требоваться ведение на каждого находящегося у него на службе трудящегося в отдельности ведомости с указанием сведений, перечисленных в предыдущем параграфе.
14. 1) Должны приниматься все необходимые меры для обеспечения надлежащей выплаты всех заработанных сумм, а предприниматели должны вести списки выплаты заработной платы, выдавать трудящимся извещения о выплате заработной платы и принимать другие надлежащие меры для облегчения необходимого наблюдения.
2) Как правило, заработная плата должна выплачиваться исключительно наличными и непосредственно каждому трудящемуся в отдельности.
3) Если только установившийся местный обычай, дальнейшее соблюдение которого отвечает желаниям трудящихся, не требует противоположного, заработная плата должна выплачиваться регулярно в промежутки времени, рассчитанные таким образом, чтобы уменьшить вероятность задолженности среди трудящихся.
4) Там, где часть вознаграждения выдается в виде продовольствия, предоставления жилых помещений, одежды и других необходимых продуктов и обслуживания, компетентными органами власти должны приниматься все возможные меры по строгому наблюдению за их достаточным количеством и за соответствием их действительной стоимости данной части вознаграждения.
5) Должны приниматься все возможные меры для:
a) осведомления трудящихся об их правах в отношении заработной платы;
b) недопущения каких-либо неразрешенных вычетов из заработной платы;
c) ограничения сумм, подлежащих вычету из заработной платы за продукты и за обслуживание, составляющие часть вознаграждения, размером их действительной денежной стоимости.
15. 1) Должны поощряться различные виды добровольных сбережений среди трудящихся.
2) Максимальные размеры авансов в счет заработной платы и способы погашения их должны устанавливаться компетентными органами власти.
3) Компетентные органы власти должны устанавливать предельный размер авансов, выплачиваемых трудящимся, нанятым вне территории страны. Размер таких авансов должен ясно сообщаться трудящемуся. Аванс, превышающий установленный компетентным органом власти размер, не должен подлежать взысканию в судебном порядке.
4) Должны приниматься все возможные меры по защите трудящихся от ростовщичества, в частности, мероприятиями, направленными на снижение процентных ставок по ссудам, контролем операций лиц, предоставляющих деньги в долг, и поощрением возможностей займа денег на надлежащие цели в кооперативных кредитных организациях или учреждениях, находящихся под наблюдением компетентных органов власти.
16. Для определения минимального размера устанавливаемой заработной платы желательно, чтобы устанавливающий заработную плату орган во всяком случае учитывал необходимость предоставления заинтересованным трудящимся возможности поддерживать надлежащий уровень жизни.
17. Среди факторов, которые должны приниматься во внимание при установлении минимальных ставок заработной платы, должны учитываться следующие: стоимость жизни, справедливая и разумная оценка предоставленных услуг, размер заработной платы, уплачиваемой за подобную или сопоставимую работу на основании коллективных договоров, а также общий уровень заработной платы за сопоставимую по качеству работу в районе, в котором трудящиеся достаточно хорошо организованы.
18. Какова бы ни была процедура для установления минимальной нормы заработной платы на плантациях, она должна предусматривать обследование существующих на плантациях условий и совещание с заинтересованными в первую очередь и главным образом сторонами, а именно с предпринимателями и трудящимися или с их наиболее представительными организациями, где таковые существуют. Следует запрашивать мнение обеих сторон по всем вопросам, касающимся установления минимальной заработной платы, и их мнения должны учитываться полностью и на равном основании.
19. Для придания большей неоспоримости устанавливаемым ставкам, где это совместимо с процедурой для установления минимальной заработной платы, заинтересованным трудящимся и предпринимателям должна предоставляться возможность принимать на равном основании непосредственное участие в работе органов для установления минимальных ставок заработной платы через своих представителей в равном числе или во всяком случае с равным количеством голосов.
20. Для обеспечения доверия к представителям предпринимателей и трудящихся со стороны тех, чьи интересы они соответственно представляют, в случае, указанном в параграфе 19, соответствующим предпринимателям и трудящимся должно быть предоставлено право, поскольку это совместимо с обстоятельствами, принимать участие в назначении представителей, а если существуют какие-либо организации предпринимателей и трудящихся, таковым во всяком случае должно быть предложено выставить кандидатуру рекомендуемых ими лиц для назначения в орган, устанавливающий заработную плату.
21. В случае, если процедура для установления минимальной заработной платы предусматривает участие лиц со стороны в целях арбитража или в других целях, таковые должны выбираться среди лиц обоего пола, обладающих признанной необходимой квалификацией для несения своих обязанностей и не имеющих в плантациях или связанных с ними предприятиях интересов, которые могли бы послужить поводом усомниться в их беспристрастности.
22. Должна предусматриваться процедура пересмотра минимальной заработной платы в соответствующие промежутки времени.
23. Для эффективной защиты заработной платы заинтересованных трудящихся мероприятия для недопущения выплаты заработной платы в размере, меньшем установленных минимальных ставок, должны включать:
a) мероприятия по опубликованию действующих минимальных ставок заработной платы и, в частности, для осведомления заинтересованных предпринимателей и трудящихся о размерах этих ставок, проведенные наиболее соответствующим местным условиям способом;
b) официальный контроль за действительно выплачиваемыми ставками;
c) наказания за нарушение действующих ставок и меры по недопущения таких нарушений.
24. Должны приниматься все необходимые меры для ограничения вычетов из заработной платы до размера, считающегося необходимым, чтобы обеспечить существование трудящегося и его семьи.
25. 1) Вычеты из заработной платы в качестве компенсации за потерю или порчу продуктов, товаров или оборудования предпринимателя могут производиться только в том случае, если потеря или порча может быть ясно отнесена на счет данного трудящегося.
2) Размер таких вычетов должен быть справедливым и не должен превышать действительного размера потери или порчи.
3) До вынесения решения о таком вычете заинтересованному трудящемуся должна быть предоставлена возможность представить причины, по которым не следует делать вычета.
26. Должны приниматься соответствующие меры для ограничения вычетов из заработной платы в отношении инструментов, материалов

КОНВЕНЦИЯ n 110 Международной организации труда"ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА ПЛАНТАЦИЯХ"(Принята в г. Женеве 24.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также