РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"(Принято в г. Астане 15.09.2004)


РЕШЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года.
2. Рекомендовать правительствам государств Содружества использовать положения указанных Основных направлений в практической работе по созданию и функционированию рынка зерна СНГ на период до 2010 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе Астане 15 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждены
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
об Основных направлениях создания и
функционирования рынка зерна СНГ
на период до 2010 года
от 15 сентября 2004 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Главные цели создания и функционирования рынка зерна СНГ:
- создание благоприятных условий для развития взаимовыгодной торговли зерном и продуктами его переработки между государствами-участниками СНГ;
- содействие росту производства зерна, формированию необходимых резервов для обеспечения продовольственной безопасности каждого государства и Содружества в целом.
Основные задачи создания и функционирования рынка зерна СНГ:
- создание необходимого нормативно-правового обеспечения для функционирования рынка зерна СНГ, включая принятие положения о формировании стабилизационного фонда зерна, согласованных правил транзита зерна и транспортных тарифов, гармонизированных стандартов на зерно и продукты его переработки, об информационном обеспечении участников рынка зерна и других документов;
- разработка и поэтапное введение в действие основных подсистем организационно-экономического механизма функционирования рынка зерна, включая меры по развитию национальных рынков зерна и рынка зерна СНГ, формы поддержки производителей зерна, регулирования торговых операций между экспортерами и импортерами в режиме зоны свободной торговли и в соответствии с Соглашением об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ;
- обеспечение целенаправленного формирования современной инфраструктуры рынка зерна СНГ, включая развитие биржевой торговли зерном, сокращение неэффективных посреднических звеньев в торговле зерном, развитие транспортных систем и рациональных маршрутов для своевременной перевозки зерна, формирование современного элеваторного хозяйства, а также внедрение прогрессивных информационных технологий для мониторинга конъюнктуры мирового, региональных, национальных и общего для СНГ рынков зерна и решение других задач;
- разработка мер согласованных действий государств-участников СНГ по стандартизации, сертификации и контролю качества зерна и продуктов его переработки, в том числе методам регулирования внутренней и внешней торговли зерном, таможенному регулированию (оформлению) зерновых грузов;
- разработка предложений по осуществлению финансовых расчетов в торговых операциях для беспрепятственного продвижения продукции на рынке зерна СНГ, в том числе для страхования коммерческих рисков, а также принципов ценового и организационного механизмов проведения согласованных закупок зерна или товарных интервенций на зерновом рынке СНГ для поддержания необходимого рыночного равновесия и конкурентной среды;
- согласование действий заинтересованных государств-участников СНГ в отношении с экспортерами и импортерами зерна с учетом требований, предъявляемых ВТО;
- определение направлений и форм совместных действий в инвестиционной сфере для своевременной разработки и реализации инвестиционных проектов, необходимых для успешного развития рынка зерна государств Содружества.
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Понятие "рынок зерна СНГ"
Рынок зерна государств-участников СНГ представляет собой систему институциональных структур и экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая обеспечивает движение зерна и продуктов его переработки между производителями и потребителями в государствах Содружества.
Рынок зерна объединяет все институциональные элементы рыночной системы, в том числе производственные, торговые, финансовые, таможенные, транспортные, страховые и другие структуры, а также нормативно-правовые положения, определяющие правила их взаимодействия.
Рынок зерна должен стать одним из наиболее крупных сегментов формирующегося Общего аграрного рынка СНГ и во многом определять темпы развития национальных АПК государств-участников СНГ. По расчетам, на его долю приходится около одной четверти всего товарооборота продовольствия в торговле между государствами Содружества.
Равновесие на рынке зерна СНГ достигается путем повышения заинтересованности экспортеров и импортеров в развитии устойчивых связей, ориентации производителей на запросы потребителей по объему, ассортименту, качеству зерна и продуктов его переработки, развития конкурентной среды и эффективных схем взаимных расчетов, связанных с торговыми операциями.
Современное состояние зернового производства в СНГ
В 90-е годы XX в. традиционные продовольственные связи ослабли или вообще прекратились вследствие сокращения производства в основных зернопроизводящих государствах-участниках СНГ. Среднегодовой объем производства зерна в целом по Содружеству сократился со 189 млн. т в 1986 - 1990 годах до 116 млн. т в 1999 - 2003 годах, т.е. в 1,6 раза, в том числе в России - в 1,6 раза, Украине - 1,7 и Казахстане - в 2,2 раза. В 2003 году производство зерна в государствах Содружества составило около 114 млн. т, в том числе в России - 67,2, Украине - 20,2, Казахстане - 14,8 млн. т.
Государства-участники СНГ, традиционно ввозившие зерно, вынуждены были увеличивать его производство для компенсации сократившихся поставок из других государств Содружества. Например, среднегодовые объемы производства зерна в 1998 - 2002 годах по сравнению с 1986 - 1990 годами выросли в Таджикистане - в 1,7 раза, Грузии - в 1,2 и в Армении - в 1,1 раза. Однако это не позволило им обеспечить свои потребности за счет зерна собственного производства.
В современных условиях сохраняется значительная дифференциация уровня производства зерна в расчете на душу населения по государствам-участникам СНГ, что является основой формирования спроса на зерно со стороны Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана. Вместе с тем Казахстан, Украина, Молдова, Россия и Беларусь обладают потенциальными возможностями увеличения экспортного потенциала, в том числе и для поставок зерна в другие государства Содружества.
Основные проблемы рынка зерна СНГ
В современных условиях рынок зерна СНГ находится под воздействием ряда негативных факторов. В их числе:
- несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих функционирование национальных рынков зерна и рынка зерна СНГ;
- низкая эффективность и неустойчивость производства зерна;
- неразвитость биржевой торговли зерном, оптовых рынков, информационных систем и других элементов рыночной инфраструктуры, необходимых для устойчивой торговли;
- неоправданно большое число посреднических звеньев на пути движения зерна от производителя к потребителю, ведущее к занижению цен на зерно, закупаемое у производителей, завышению розничных цен для конечных потребителей и искажающее реальные рыночные механизмы;
- отсутствие в государствах-участниках СНГ гармонизированных стандартов на зерно и продукты его переработки, соответствующих принятым в международной торговле требованиям стандартизации и сертификации продукции;
- недостаточная мотивация развития зерновых рынков на национальном и межгосударственном уровнях;
- низкая конкурентоспособность зерна и продуктов его переработки, производимых в СНГ, по сравнению с продукцией, поступающей из стран дальнего зарубежья;
- трудности получения инвестиционных кредитов производителями зерна и продуктов его переработки, а также операторами зернового рынка в связи с высокими процентными ставками, устанавливаемыми коммерческими банками в условиях повышенного коммерческого риска и инфляции;
- высокие железнодорожные тарифы на транзитную перевозку зерна по территориям государств-участников СНГ.
Кроме перечисленных факторов на состояние рынка зерна СНГ негативно влияют макроэкономические условия в ряде государств Содружества, а также глобальные процессы в мировой экономике. В их числе: низкий платежеспособный спрос населения; неустойчивость национальных валют и трудности проведения финансовых расчетов во внешней торговле; отсутствие четкой стратегии и согласованной деятельности государств-участников СНГ при вступлении в ВТО и в таможенной политике по отношению к третьим странам и ряд других факторов.
Благоприятные факторы развития рынка зерна СНГ
В процессе создания рынка зерна СНГ и его функционирования должны быть максимально использованы благоприятные факторы, возникшие в процессе 10-летнего реформирования зернового производства всех государств-участников СНГ в направлении его рыночной ориентации. В их числе особое значение имеют следующие:
- сложившееся в результате аграрных реформ многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования в зерновом секторе АПК;
- создание в ряде государств-участников СНГ интегрированных структур, объединяющих все звенья цепи от производства до реализации зерна и продуктов его переработки конечному потребителю, а также финансовых институтов, обслуживающих все звенья таких интегрированных структур;
- оживление после длительного кризиса предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности, их техническое переоснащение, расширение ассортимента и повышение качества продукции, завоевание определенных сегментов рынка, занятых ранее импортными продуктами из стран дальнего зарубежья;
- формирование некоммерческих объединений и ассоциаций типа Российского зернового союза, Национальной федерации фермеров Казахстана и других структур, которые берут на себя функции информационного обеспечения своих членов, содействуют регулированию торговых отношений на зерновом рынке, представляют интересы производителей, заготовителей и переработчиков зерна в органах власти.
Прогнозные оценки объемов производства
и торговли зерном в СНГ
Среднегодовой объем межгосударственной торговли зерном в Содружестве составил в 1996 - 2003 годах около 4 млн. т. По экспертным оценкам, еще около 1 млн. т. перемещаются в теневом секторе аграрного рынка. Всего в современных условиях по каналам взаимной торговли в СНГ проходит около 4% валового сбора зерна.
Возможны следующие варианты развития зернового рынка СНГ:
пессимистический вариант прогноза исходит из предположения о стабилизации объемов производства зерна в СНГ на уровне 120 - 130 млн. т в среднем за 2001 - 2005 годы и сохранении сложившихся объемов торговли примерно на уровне 5 - 6 млн. т., или 4% валового сбора;
реалистический вариант прогноза зернового рынка СНГ исходит из принципиальной возможности увеличения среднегодового производства зерна до 160 - 170 млн. т. при увеличении объема зерна, поступающего на зерновой рынок СНГ, до 8 - 9 млн. т., или 5 - 6% валового сбора;
оптимистический вариант прогноза базируется на предположении, что до 2010 года может быть восстановлен объем производства зерна до уровня 1986 - 1990 годов - около 200 млн. т. Если доля зерна, поступающая в межгосударственный обмен, составит 6 - 7% валового сбора, то товарные потоки на зерновом рынке СНГ могут возрасти до 12 - 14 млн. т.
Расчетами к Основным направлениям создания и функционирования рынка зерна СНГ в качестве базовых приняты усредненные объемы товарных потоков реалистического и оптимистического вариантов прогнозов, т.е. около 10 млн. т зерна и продуктов его переработки. Эти объемы подлежат уточнению по мере формирования и развития зернового рынка как сегмента Общего аграрного рынка СНГ.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
В осуществлении Основных направлений создания рынка зерна СНГ выделяются три этапа:
первый этап (2005 - 2006 годы) - проведение первоочередных мероприятий по нормативно-правовому и информационно-коммуникационному обеспечению формирования и развития зернового рынка СНГ, выработка и принятие гармонизированных стандартов и методов сертификации зерна и продуктов его переработки, формирование необходимых органов (комиссий) для межгосударственного координирования рынка зерна;
второй этап - обеспечение выполнения принятых на первом этапе соглашений и других нормативных правовых актов по организации зерновой торговли, развитие биржевой торговли и использование биржевых котировок для ориентации всех участников зернового рынка, разработка совместных инвестиционных проектов, необходимых для развития производства и торговли зерном;
третий этап - формирование в случае необходимости и в соответствии с финансовыми возможностями совместного стабилизационного фонда зерна.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Ресурсное обеспечение первоочередных мероприятий Основных направлений предусматривает привлечение к разработке проектов нормативных правовых актов высококвалифицированных специалистов из государств-участников СНГ. Разработка отдельных нормативных документов по проблемам создания рынка зерна СНГ может осуществляться за счет средств, выделяемых на научно-исследовательские работы в государствах Содружества.
Ресурсное обеспечение мероприятий по созданию информационно-коммуникационного обеспечения зернового рынка СНГ предусматривает максимальное использование технических средств, которыми располагают вычислительные центры национальных министерств сельского хозяйства, зерновые и агропродовольственные биржи, зерновые союзы и другие объединения производителей зерна и операторов зерновых рынков.
Для создания информационного обеспечения рынка зерна СНГ будут использоваться системы информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) государств Содружества, которые создаются в соответствии с Межгосударственной программой создания сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2001 г.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Межгосударственная

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 29.04.1988"БЕЛИЛОС (belilos) ПРОТИВ ШВЕЙЦАРИИ" [рус. (извлечение), англ.]  »
Международное законодательство »
Читайте также