РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"(Принято в г. Астане 15.09.2004)


РЕШЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года.
2. Рекомендовать правительствам государств Содружества использовать положения указанных Основных направлений в практической работе по созданию и функционированию рынка зерна СНГ на период до 2010 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе Астане 15 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждены
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
об Основных направлениях создания и
функционирования рынка зерна СНГ
на период до 2010 года
от 15 сентября 2004 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Главные цели создания и функционирования рынка зерна СНГ:
- создание благоприятных условий для развития взаимовыгодной торговли зерном и продуктами его переработки между государствами-участниками СНГ;
- содействие росту производства зерна, формированию необходимых резервов для обеспечения продовольственной безопасности каждого государства и Содружества в целом.
Основные задачи создания и функционирования рынка зерна СНГ:
- создание необходимого нормативно-правового обеспечения для функционирования рынка зерна СНГ, включая принятие положения о формировании стабилизационного фонда зерна, согласованных правил транзита зерна и транспортных тарифов, гармонизированных стандартов на зерно и продукты его переработки, об информационном обеспечении участников рынка зерна и других документов;
- разработка и поэтапное введение в действие основных подсистем организационно-экономического механизма функционирования рынка зерна, включая меры по развитию национальных рынков зерна и рынка зерна СНГ, формы поддержки производителей зерна, регулирования торговых операций между экспортерами и импортерами в режиме зоны свободной торговли и в соответствии с Соглашением об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ;
- обеспечение целенаправленного формирования современной инфраструктуры рынка зерна СНГ, включая развитие биржевой торговли зерном, сокращение неэффективных посреднических звеньев в торговле зерном, развитие транспортных систем и рациональных маршрутов для своевременной перевозки зерна, формирование современного элеваторного хозяйства, а также внедрение прогрессивных информационных технологий для мониторинга конъюнктуры мирового, региональных, национальных и общего для СНГ рынков зерна и решение других задач;
- разработка мер согласованных действий государств-участников СНГ по стандартизации, сертификации и контролю качества зерна и продуктов его переработки, в том числе методам регулирования внутренней и внешней торговли зерном, таможенному регулированию (оформлению) зерновых грузов;
- разработка предложений по осуществлению финансовых расчетов в торговых операциях для беспрепятственного продвижения продукции на рынке зерна СНГ, в том числе для страхования коммерческих рисков, а также принципов ценового и организационного механизмов проведения согласованных закупок зерна или товарных интервенций на зерновом рынке СНГ для поддержания необходимого рыночного равновесия и конкурентной среды;
- согласование действий заинтересованных государств-участников СНГ в отношении с экспортерами и импортерами зерна с учетом требований, предъявляемых ВТО;
- определение направлений и форм совместных действий в инвестиционной сфере для своевременной разработки и реализации инвестиционных проектов, необходимых для успешного развития рынка зерна государств Содружества.
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Понятие "рынок зерна СНГ"
Рынок зерна государств-участников СНГ представляет собой систему институциональных структур и экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая обеспечивает движение зерна и продуктов его переработки между производителями и потребителями в государствах Содружества.
Рынок зерна объединяет все институциональные элементы рыночной системы, в том числе производственные, торговые, финансовые, таможенные, транспортные, страховые и другие структуры, а также нормативно-правовые положения, определяющие правила их взаимодействия.
Рынок зерна должен стать одним из наиболее крупных сегментов формирующегося Общего аграрного рынка СНГ и во многом определять темпы развития национальных АПК государств-участников СНГ. По расчетам, на его долю приходится около одной четверти всего товарооборота продовольствия в торговле между государствами Содружества.
Равновесие на рынке зерна СНГ достигается путем повышения заинтересованности экспортеров и импортеров в развитии устойчивых связей, ориентации производителей на запросы потребителей по объему, ассортименту, качеству зерна и продуктов его переработки, развития конкурентной среды и эффективных схем взаимных расчетов, связанных с торговыми операциями.
Современное состояние зернового производства в СНГ
В 90-е годы XX в. традиционные продовольственные связи ослабли или вообще прекратились вследствие сокращения производства в основных зернопроизводящих государствах-участниках СНГ. Среднегодовой объем производства зерна в целом по Содружеству сократился со 189 млн. т в 1986 - 1990 годах до 116 млн. т в 1999 - 2003 годах, т.е. в 1,6 раза, в том числе в России - в 1,6 раза, Украине - 1,7 и Казахстане - в 2,2 раза. В 2003 году производство зерна в государствах Содружества составило около 114 млн. т, в том числе в России - 67,2, Украине - 20,2, Казахстане - 14,8 млн. т.
Государства-участники СНГ, традиционно ввозившие зерно, вынуждены были увеличивать его производство для компенсации сократившихся поставок из других государств Содружества. Например, среднегодовые объемы производства зерна в 1998 - 2002 годах по сравнению с 1986 - 1990 годами выросли в Таджикистане - в 1,7 раза, Грузии - в 1,2 и в Армении - в 1,1 раза. Однако это не позволило им обеспечить свои потребности за счет зерна собственного производства.
В современных условиях сохраняется значительная дифференциация уровня производства зерна в расчете на душу населения по государствам-участникам СНГ, что является основой формирования спроса на зерно со стороны Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана. Вместе с тем Казахстан, Украина, Молдова, Россия и Беларусь обладают потенциальными возможностями увеличения экспортного потенциала, в том числе и для поставок зерна в другие государства Содружества.
Основные проблемы рынка зерна СНГ
В современных условиях рынок зерна СНГ находится под воздействием ряда негативных факторов. В их числе:
- несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих функционирование национальных рынков зерна и рынка зерна СНГ;
- низкая эффективность и неустойчивость производства зерна;
- неразвитость биржевой торговли зерном, оптовых рынков, информационных систем и других элементов рыночной инфраструктуры, необходимых для устойчивой торговли;
- неоправданно большое число посреднических звеньев на пути движения зерна от производителя к потребителю, ведущее к занижению цен на зерно, закупаемое у производителей, завышению розничных цен для конечных потребителей и искажающее реальные рыночные механизмы;
- отсутствие в государствах-участниках СНГ гармонизированных стандартов на зерно и продукты его переработки, соответствующих принятым в международной торговле требованиям стандартизации и сертификации продукции;
- недостаточная мотивация развития зерновых рынков на национальном и межгосударственном уровнях;
- низкая конкурентоспособность зерна и продуктов его переработки, производимых в СНГ, по сравнению с продукцией, поступающей из стран дальнего зарубежья;
- трудности получения инвестиционных кредитов производителями зерна и продуктов его переработки, а также операторами зернового рынка в связи с высокими процентными ставками, устанавливаемыми коммерческими банками в условиях повышенного коммерческого риска и инфляции;
- высокие железнодорожные тарифы на транзитную перевозку зерна по территориям государств-участников СНГ.
Кроме перечисленных факторов на состояние рынка зерна СНГ негативно влияют макроэкономические условия в ряде государств Содружества, а также глобальные процессы в мировой экономике. В их числе: низкий платежеспособный спрос населения; неустойчивость национальных валют и трудности проведения финансовых расчетов во внешней торговле; отсутствие четкой стратегии и согласованной деятельности государств-участников СНГ при вступлении в ВТО и в таможенной политике по отношению к третьим странам и ряд других факторов.
Благоприятные факторы развития рынка зерна СНГ
В процессе создания рынка зерна СНГ и его функционирования должны быть максимально использованы благоприятные факторы, возникшие в процессе 10-летнего реформирования зернового производства всех государств-участников СНГ в направлении его рыночной ориентации. В их числе особое значение имеют следующие:
- сложившееся в результате аграрных реформ многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования в зерновом секторе АПК;
- создание в ряде государств-участников СНГ интегрированных структур, объединяющих все звенья цепи от производства до реализации зерна и продуктов его переработки конечному потребителю, а также финансовых институтов, обслуживающих все звенья таких интегрированных структур;
- оживление после длительного кризиса предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности, их техническое переоснащение, расширение ассортимента и повышение качества продукции, завоевание определенных сегментов рынка, занятых ранее импортными продуктами из стран дальнего зарубежья;
- формирование некоммерческих объединений и ассоциаций типа Российского зернового союза, Национальной федерации фермеров Казахстана и других структур, которые берут на себя функции информационного обеспечения своих членов, содействуют регулированию торговых отношений на зерновом рынке, представляют интересы производителей, заготовителей и переработчиков зерна в органах власти.
Прогнозные оценки объемов производства
и торговли зерном в СНГ
Среднегодовой объем межгосударственной торговли зерном в Содружестве составил в 1996 - 2003 годах около 4 млн. т. По экспертным оценкам, еще около 1 млн. т. перемещаются в теневом секторе аграрного рынка. Всего в современных условиях по каналам взаимной торговли в СНГ проходит около 4% валового сбора зерна.
Возможны следующие варианты развития зернового рынка СНГ:
пессимистический вариант прогноза исходит из предположения о стабилизации объемов производства зерна в СНГ на уровне 120 - 130 млн. т в среднем за 2001 - 2005 годы и сохранении сложившихся объемов торговли примерно на уровне 5 - 6 млн. т., или 4% валового сбора;
реалистический вариант прогноза зернового рынка СНГ исходит из принципиальной возможности увеличения среднегодового производства зерна до 160 - 170 млн. т. при увеличении объема зерна, поступающего на зерновой рынок СНГ, до 8 - 9 млн. т., или 5 - 6% валового сбора;
оптимистический вариант прогноза базируется на предположении, что до 2010 года может быть восстановлен объем производства зерна до уровня 1986 - 1990 годов - около 200 млн. т. Если доля зерна, поступающая в межгосударственный обмен, составит 6 - 7% валового сбора, то товарные потоки на зерновом рынке СНГ могут возрасти до 12 - 14 млн. т.
Расчетами к Основным направлениям создания и функционирования рынка зерна СНГ в качестве базовых приняты усредненные объемы товарных потоков реалистического и оптимистического вариантов прогнозов, т.е. около 10 млн. т зерна и продуктов его переработки. Эти объемы подлежат уточнению по мере формирования и развития зернового рынка как сегмента Общего аграрного рынка СНГ.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
В осуществлении Основных направлений создания рынка зерна СНГ выделяются три этапа:
первый этап (2005 - 2006 годы) - проведение первоочередных мероприятий по нормативно-правовому и информационно-коммуникационному обеспечению формирования и развития зернового рынка СНГ, выработка и принятие гармонизированных стандартов и методов сертификации зерна и продуктов его переработки, формирование необходимых органов (комиссий) для межгосударственного координирования рынка зерна;
второй этап - обеспечение выполнения принятых на первом этапе соглашений и других нормативных правовых актов по организации зерновой торговли, развитие биржевой торговли и использование биржевых котировок для ориентации всех участников зернового рынка, разработка совместных инвестиционных проектов, необходимых для развития производства и торговли зерном;
третий этап - формирование в случае необходимости и в соответствии с финансовыми возможностями совместного стабилизационного фонда зерна.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Ресурсное обеспечение первоочередных мероприятий Основных направлений предусматривает привлечение к разработке проектов нормативных правовых актов высококвалифицированных специалистов из государств-участников СНГ. Разработка отдельных нормативных документов по проблемам создания рынка зерна СНГ может осуществляться за счет средств, выделяемых на научно-исследовательские работы в государствах Содружества.
Ресурсное обеспечение мероприятий по созданию информационно-коммуникационного обеспечения зернового рынка СНГ предусматривает максимальное использование технических средств, которыми располагают вычислительные центры национальных министерств сельского хозяйства, зерновые и агропродовольственные биржи, зерновые союзы и другие объединения производителей зерна и операторов зерновых рынков.
Для создания информационного обеспечения рынка зерна СНГ будут использоваться системы информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) государств Содружества, которые создаются в соответствии с Межгосударственной программой создания сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2001 г.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Межгосударственная программа утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 29.11.2001. Для ресурсного обеспечения рынка зерна СНГ и его функционирования может создаваться стабилизационный фонд, который формируется за счет взносов государств-участников указанного фонда и в последующем пополняется по мере необходимости. Создание такого фонда потребует разработки специального положения о стабилизационном фонде зерна СНГ и утверждения его Советом глав правительств СНГ.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Главным координатором реализации Основных направлений является Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса СНГ.
Для создания и функционирования рынка зерна СНГ требуется разработка организационно-экономического механизма, включающего комплексную, взаимоувязанную систему организационных, экономических и нормативно-правовых мер регулирования и развития.
Межгосударственные организационные
структуры рынка зерна СНГ
Организационный механизм функционирования рынка зерна СНГ предполагает совершенствование действующих структур, обеспечивающих развитие рынка зерна.
Организационно-экономический механизм функционирования рынка зерна предполагает наличие двух составных частей: механизма развития межгосударственной торговли зерном и механизма создания межгосударственного стабилизационного фонда зерна государств-участников СНГ.
Механизм развития межгосударственной торговли в своей основе должен базироваться на системе информационно-коммуникационных технологий с участием расчетно-клирингового центра, обеспечивающего гарантию платежей в едином информационно-правовом поле всем участникам межгосударственной торговли зерном. Это требует подписания соответствующих соглашений между участниками межгосударственной торговли зерном, где участия государственных органов не требуется.
Механизм формирования межгосударственного стабилизационного фонда государств-участников СНГ предполагает наличие координационной структуры, функции которой определяются положением о стабилизационном фонде.
Экономический механизм функционирования рынка зерна СНГ должен осуществляться через согласование тарифов, таможенных ставок, финансово-кредитной, налоговой и страховой политики государств-участников СНГ.
Ценовое регулирование зернового рынка СНГ
Межгосударственная торговля зерном и продуктами его переработки между участниками рынка зерна СНГ осуществляется по свободным рыночным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения.
Формирование механизма ценового регулирования общего рынка зерна осуществляется поэтапно.
На первом этапе создаются нормативно-правовые и организационно-экономические предпосылки в каждом государстве Содружества для формирования зернового рынка СНГ и осуществления согласованной ценовой политики в плане:
- развития системы рыночного ценообразования на зерно в сочетании с применением мер ценового регулирования, направленных на стабилизацию ценовой политики на рынке зерна;
- формирования общей информационной базы о движении товарных потоков зерна и ценах на отдельные его виды внутри каждого государства и в межгосударственной зерновой торговле и др.
На втором этапе осуществляется согласованная ценовая и таможенная политика на зерновом рынке СНГ путем:
- перехода к единой системе мониторинга цен на отдельные виды зерна и продукты его переработки;
- формирования и использования стабилизационного фонда зерна.
Внешнеторговое регулирование зернового рынка СНГ
Одним из основных документов, регулирующих внешнеторговую деятельность государств-участников СНГ, является Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., в соответствии с которым предусмотрена отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле, устранение других препятствий свободного движения товаров и услуг.
Устранение препятствий в торговле зерном обеспечивается сближением таможенного законодательства, действующих стандартов и процедур оценки соответствия зерна нормативным требованиям в государствах-участниках СНГ.
Отрабатывается общий порядок пропуска зерна на таможенные территории государств Содружества, который распространяется на все субъекты хозяйственной деятельности, связанные с производством и реализацией зерна и зарегистрированные в государствах-участниках независимо от их организационно-правовой формы, места регистрации, ведомственной и государственной принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством, международными договорами.
Зерно и продукты его переработки являются товаром, подлежащим обязательной сертификации. Процедура таможенного оформления и контроля при ввозе продовольственного и фуражного зерна должна отвечать требованиям, действующим в рамках СНГ, предусмотренным Положением о порядке ввоза на таможенные территории государств-участников СНГ товаров, подлежащих обязательной сертификации (приложение 2 к Соглашению о применении технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники Содружества Независимых Государств, от 28 сентября 2001 г.).
Общие принципы организации санитарного и фитосанитарного контроля в отношении зерна определяются в соответствии с требованиями, действующими в рамках СНГ.
Стандартизация
Действующие стандарты на зерно различных видов в государствах-участниках СНГ могут служить основой в торговле зерном в рамках рынка зерна СНГ. Однако необходимо их дальнейшие совершенствование и гармонизация.
Сертификация
Общие требования к порядку и правилам проведения сертификации зерна и продуктов его переработки направлены на устранение барьеров в торговле между государствами-участниками СНГ.
Для признания результатов сертификации зерновой продукции должны быть использованы сопоставимые (одинаковые или эквивалентные) методы ее испытаний.
Порядок сертификации зерновой продукции должен быть единым для всех государств.
Каждая процедура сертификации зерна и продуктов его переработки оформляется документально.
Правила проведения работ по сертификации зерновой продукции должны соответствовать ПМГ 36-2001 "Порядок признания сертификатов соответствия в государствах-участниках СНГ", двух- и многосторонним соглашениям, действующим в рамках СНГ.
В целях обеспечения единства измерений показателей качества зерна и продуктов его переработки стороны при выдаче сертификатов соответствия используют методы испытания, установленные стандартами и другими нормативными документами, принятыми Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), а также другими документами при взаимном признании.
Финансовые и страховые механизмы регулирования
зернового рынка СНГ
Финансово-кредитная политика рынка зерна СНГ включает совместное финансирование инвестиционных проектов и программ по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры рынка зерна;
внедрение прогрессивных техники и технологий;
развитие селекции и семеноводства зерновых культур, включая создание специальной техники;
производство средств защиты зерновых культур против болезней и вредителей;
формирование служб качества продукции на рынке зерна;
создание информационной системы рынка зерна, НИОКР;
формирование и хранение стабилизационного фонда зерна;
создание институтов страхования рисков участников рынка зерна.
Информационное обеспечение рынка зерна СНГ
Развитие рынка зерна государств Содружества требует создания системы информации о производстве зерна, зерновых товарных потоках, национальных зерновых рынках, уровнях рыночных цен на зерно и продукты его переработки и др.
Информационное обеспечение государств-участников рынка зерна СНГ осуществляется на основе Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ 24 ноября 2001 г.
Информация предоставляется по согласованному перечню показателей и в согласованные сроки. Для ее сбора и обработки используется единая методология расчета необходимых показателей.
По мере развития зернового рынка СНГ могут создаваться информационные агентства и центры, специализирующиеся на оценке сложившейся и перспективной рыночной конъюнктуре.
6. СИСТЕМА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Создание нормативно-правовой базы развития рынка зерна СНГ предполагает разработку:
- проекта положения о формировании и использовании стабилизационного фонда зерна;
- соглашения о страховании коммерческих операций и рисков на зерновом рынке СНГ;
- согласованных правил перевозки и транзита зерна и транспортных тарифов на перевозку зерновых грузов;
- межгосударственных стандартов.
Формирование системы информационного обеспечения рынка зерна СНГ включает создание единой автоматизированной интегрированной информационной подсистемы "Рынок зерна" государств Содружества на базе информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ.
Организационно-институциональная система рынка зерна СНГ предусматривает:
- формирование экспертных групп по разработке проектов нормативных правовых актов и других материалов;
- создание ассоциаций товаропроизводителей, зерновых бирж, агентств, советов, кредитных союзов, зерновых компаний.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 29.04.1988"БЕЛИЛОС (belilos) ПРОТИВ ШВЕЙЦАРИИ" [рус. (извлечение), англ.]  »
Международное законодательство »
Читайте также