РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ"(Принято в г. Астане 15.09.2004)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И КООРДИНАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию сотрудничества и координации деятельности государств-участников Содружества в валютной сфере.
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Астане 15 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств о
Концепции сотрудничества и координации
деятельности государств-участников
Содружества в валютной сфере
от 15 сентября 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ
Эффективное валютное сотрудничество является важной предпосылкой углубления экономической интеграции. Об этом свидетельствует многолетний опыт интеграционного развития Европейского Союза. В современных условиях усиление взаимодействия в сфере валютных отношений приобретает все большее значение как фактор развития национальной экономики государств-участников СНГ и снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям. При этом укрепление взаимодействия в валютно-финансовой сфере базируется на принципе поэтапности. Такой принцип был заложен и в Договоре о создании Экономического союза, подписанном 24 сентября 1993 г. в Москве главами государств Содружества. Здесь конкретными шагами по пути экономической интеграции должны были стать многосторонняя ассоциация свободной торговли (зона свободной торговли), таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, платежный, экономический и валютный союзы.
В разделе "Совершенствование платежно-расчетных отношений на базе широкого использования национальных валют" в составе утвержденного 19 сентября 2003 г. Советом глав государств СНГ в Ялте "Плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах" также намечено поэтапное осуществление ряда скоординированных по срокам мероприятий по развитию сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
К настоящему времени в рамках Содружества пока не удалось задействовать новый жизнеспособный механизм взаимного сотрудничества в экономической сфере. Структурная слабость экономик государств-участников СНГ, нестабильность национальных валют, таможенные барьеры, недостаток международных платежных средств, долларизация денежных систем, сохранение множественности обменных курсов и функционирование "черного" валютного рынка в отдельных странах, а также ряд других ограничений привели к усложнению платежно-расчетных отношений между государствами Содружества, существенному сокращению взаимной торговли, взаимному отчуждению государств.
Финансовый кризис в России стал одной из причин ослабления банковских систем ряда стран, резкого снижения активности рынка межбанковских кредитов и рынка государственных ценных бумаг, привел к существенному падению курсов корпоративных бумаг, утрате доверия национальных и иностранных инвесторов к финансовым системам государств Содружества. В результате произошло падение курсов национальных валют, сокращение объема торгов на валютных рынках, прекращение котировки национальных валют, ограничение их конвертируемости в СКВ и другие валюты, ужесточение валютного режима и рост неплатежей. Все это стало фактором, существенно затрудняющим развитие торгово-экономических связей и сближение политики государств-участников СНГ в валютной сфере.
Однако истекшие 10 лет с момента подписания Договора о создании Экономического союза не были полностью потеряны для интеграционного сотрудничества. На месте распавшейся "рублевой зоны" возникли национальные денежно-кредитные и платежные системы, валютные рынки, заложив тем самым новые предпосылки для развития валютно-финансовой интеграции.
Основные изменения в национальных валютных системах заключаются в постепенном укреплении материальной и финансовой базы национальных денежных единиц, введении различных форм их конвертируемости. Девять государств-участников СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина) присоединились к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее - МВФ), а валютный режим Азербайджанской Республики, по оценкам экспертов МВФ, также отвечает требованиям этой статьи.
В государствах Содружества проведена определенная работа по созданию национальных валютных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута конвертируемость национальных валют, институционально организованы валютные рынки, официальные курсы национальных денежных единиц формируются во внутреннем валютном рынке главным образом на основе спроса и предложения. Современные технологии и новые финансовые инструменты в торговле национальной валютой выступают важным фактором развития национальных валютных рынков.
В последнее время в связи со стабилизацией и наметившимся ростом взаимной торговли, формированием нормативной базы зоны свободной торговли улучшились условия для сотрудничества и проведения согласованных действий в области валютной политики.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
Переход к согласованной валютной политике, основанной на соблюдении норм международного права, ранее принятых обязательств в валютной сфере, добровольности участия в совместных работах по конкретным программам и проектам в сфере согласования валютной политики, будет способствовать возрастанию эффективности торгово-экономического сотрудничества, расширению инвестиционного сотрудничества, увеличению объемов взаимной торговли, поддержанию устойчивого экономического роста, уровня занятости и повышения доходов населения.
Согласованная валютная политика предполагает обеспечение непротиворечивости подходов и методов в области валютного регулирования, взаимную выгодность осуществления мер и недопущения ущерба экономическим интересам каждого из государств Содружества, поиск путей постепенного взаимного сближения их валютных систем.
Согласованная валютная политика должна создать для хозяйствующих субъектов возможность выработки линии поведения на перспективу, уменьшить их риски, а также сформировать условия для совершенствования системы межгосударственных платежей и формирования прозрачности общего финансового пространства государств Содружества.
Государства-участники СНГ, принимая во внимание накопленный в мире опыт, исходят из актуальности разработки механизмов взаимного валютного сотрудничества. Степень координации валютной политики непосредственно зависит от общей макроэкономической ситуации в каждом из государств Содружества.
Достигнутый большинством государств-участников СНГ уровень реформирования экономик на основе рыночных отношений позволяет активизировать работу по созданию платежных механизмов, стимулирующих развитие торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами государств Содружества, перейти к согласованным действиям по созданию отдельных элементов общего валютного пространства.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
В основе проведения согласованной валютной политики лежат понимание необходимости и общего стремления развивать эффективное валютное сотрудничество и следующие принципы:
- добровольность участия государств Содружества в совместных мероприятиях в валютной сфере;
- эволюционность подхода, предполагающая поэтапность, последовательность и регулярность осуществления совместных мероприятий в валютной сфере;
- соблюдение баланса между сложившимися макроэкономическими условиями в государствах Содружества и политикой валютного сотрудничества на каждом из его этапов;
- допустимость разноскоростного подхода, позволяющего отдельным государствам присоединяться к коллективным механизмам валютного сотрудничества позднее других.
ЦЕЛИ
Конкретными целями валютного взаимодействия государств-участников СНГ являются следующие:
1. Достижение полной конвертируемости национальных валют.
Первоочередность достижения этой цели связана с тем, что конвертируемость национальных валют - "несущая конструкция" развития торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества.
В области конвертируемости по текущим операциям главная цель государств, опирающихся на положения статьи VIII Соглашения МВФ, состоит в преодолении несоответствия между формальной и реальной конвертируемостью национальных валют, поскольку в ряде стран по финансово-экономическим, а иногда и техническим причинам механизм конвертируемости работает с перебоями и ограничениями. Важной задачей является также введение конвертируемости национальных валют по капитальным операциям, что имеет первостепенное значение для активизации инвестиционного сотрудничества между странами и становления единого финансового рынка. Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению структурных преобразований и повышению конкурентоспособности экономики государств Содружества.
2. Введение регулярных котировок курсов национальных валют на валютных биржах государств Содружества. Функционирование механизма ежедневных котировок валютных курсов - необходимое техническое условие для проведения конверсионных операций с валютами государств Содружества и более активного их использования во взаимных расчетах. Этот механизм позволит в постоянном режиме соизмерять затраты и выручку участников внешнеэкономической деятельности на территории Содружества. Регулярные котировки курсов национальных валют в многостороннем формате в сочетании с применением современных технологий в механизме валютного рынка и внедрением единых международных стандартов призваны способствовать преодолению замкнутости валютных рынков, обеспечению более полного их взаимодействия с фондовыми рынками государств Содружества и интегрированию валютного пространства.
3. Координация мер в области политики валютного курса, позволяющая повышать устойчивость национальных валют. Такая координация абсолютно необходима для предотвращения резких колебаний обменных курсов, отрицательно влияющих на взаимные торгово-экономические связи, и для защиты финансовых рынков государств от внешних шоковых воздействий или по крайней мере их смягчение. Постановка такой цели тем более оправдана, что основные характеристики валютных и финансовых рынков государств-участников СНГ во многом совпадают.
4. Создание надежной и эффективной системы денежных переводов граждан государств Содружества, включая операции с их сберегательными вкладами. Развитие интеграционных процессов, с одной стороны, будет способствовать повышению интенсивности межгосударственных миграционных потоков и вызовет потребность широких слоев населения в организации доступных и недорогих по стоимости систем денежных переводов, а с другой стороны, повысит заинтересованность органов, отвечающих за валютную политику государств Содружества (в том числе в соответствии с 40 + 8 Рекомендациями ФАТФ), в обеспечении контроля с помощью таких систем за международными финансовыми потоками. Международные расчеты по переводам будут опираться на развитие широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств-участников СНГ, использование клиринговых систем и современные информационные технологии, включая Интернет.
5. Предоставление хозяйствующим субъектам государств Содружества и финансовым учреждениям взаимного режима наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг, принятие согласованного перечня ограничений по допуску на рынки финансовых услуг. Динамичный характер развития рынка банковских услуг в большинстве государств Содружества, наталкиваясь на законодательные ограничения, препятствует взаимному проникновению банковских и других кредитных и финансовых организаций на национальные финансовые рынки государств-участников СНГ. Снятие таких ограничений и постепенное унифицирование мер, принципов и правил регулирования создаваемого общего рынка услуг становятся приоритетными задачами. Одно из условий активизации сотрудничества - сближение валютных законодательств.
В перспективе естественной целью взаимодействия в валютной сфере будет создание заинтересованными государствами общего валютного пространства на основе координации экономической, денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики.
НАПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
Эволюция национальных валютных систем в направлении их унификации предполагает:
- формирование информационной базы о нормативных актах, регулирующих денежные, валютные и фондовые рынки государств-участников СНГ, которая позволит системно анализировать тенденции и перспективы их развития. При этом сбор, обработка и распространение банковской и финансовой информации государств Содружества могут быть возложены на Межгосударственный банк;
- либерализацию внутренних валютных рынков и повышение их ликвидности, сближение норм и правил, регулирующих текущие и капитальные операции в государствах-участниках СНГ в соответствии с международными стандартами;
- совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между государствами Содружества, в том числе за счет расширения использования национальных валют;
- сближение политики валютного курса государств Содружества, создание в перспективе механизма согласования действий по сглаживанию резких взаимных колебаний курсов национальных денежных единиц;
- выбор и согласование оптимальных режимов валютного курса в государствах Содружества, включая установление пределов взаимных колебаний обменных курсов;
- формирование в перспективе межгосударственных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования валютной политики государств-участников СНГ, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций;
- создание коллективных механизмов валютной поддержки государств, испытывающих острый дефицит платежного баланса, способный оказать негативное воздействие на динамику курсов их национальных валют и макроэкономическую сбалансированность в отдельных государствах и Содружестве в целом.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Механизм реализации мер по координации политики государств-участников СНГ в валютной сфере основан на постоянных тесных контактах между представителями валютно-финансовых органов, в первую очередь, центральными банками и министерствами финансов государств Содружества, которые договариваются о развитии сотрудничества по следующим направлениям: 1) информационное; 2) организационное; 3) нормативно-правовое. Организационными формами сотрудничества государств-участников СНГ в валютной сфере являются действующие на постоянной основе межгосударственные рабочие группы и комиссии, создаваемые при МВК, и отраслевые советы (органы) СНГ. Для достижения ближайших целей сотрудничества могут использоваться двух- и многосторонние договоренности между центральными банками, а при необходимости - межправительственные протоколы или соглашения.
В сфере информационного сотрудничества государства Содружества договариваются об обмене следующими макроэкономическими и финансовыми показателями:
- объем и темпы роста валового внутреннего продукта;
- темпы инфляции;
- общий объем экспорта и импорта товаров по стоимости в национальной валюте и долларах США, по странам назначения и происхождения;
- индексы товарных цен экспорта и импорта;
- сальдо счета текущих операций платежного баланса;
- объем внешнего государственного долга;
- дефицит/профицит государственного бюджета;
- индексы номинального и реального обменного курсов национальных валют;
- курсы покупки и продажи национальных и иностранных валют (официальные, биржевые и иные);
- ставка рефинансирования;
- объем официальных валютных резервов.
При необходимости может предоставляться и иная информация.
Межгосударственный банк и Межгосударственный статистический комитет СНГ создают единую информационную базу СНГ в этой области.
В сфере организационного сотрудничества государства Содружества договариваются о проведении следующих мероприятий:
- создание механизма регулярных консультаций и совместных действий по координации валютной политики и разрешению валютно-финансовых проблем. Государства подпишут соответствующий межправительственный протокол;
- выработка рекомендаций и конкретных организационных решений (включая создание и использование средств коллективных стабилизационных валютных фондов) в отношении государств, в которых возросшая нестабильность национальной валюты вызвала серьезное нарушение равновесия платежного баланса и привела к существенному ущербу во взаимной торговле государств-участников СНГ;
- разработка механизма постепенного устранения валютных ограничений, направленного на:
а) исключение препятствий при совершении операций со своей национальной валютой и обеспечение ее эффективного использования в качестве средства платежа при осуществлении расчетов между хозяйствующими субъектами-резидентами государств-участников СНГ,
б) исключение препятствий при совершении операций с национальными валютами других государств-участников СНГ и обеспечение эффективного использования этих валют в качестве средства платежа при осуществлении расчетов между хозяйствующими субъектами-резидентами государств Содружества,
в) взаимную конвертируемость валют государств Содружества.
Государства сохраняют за собой право в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и при проведении консультаций с другими государствами Содружества приспосабливать к меняющимся обстоятельствам ранее действовавшие ограничения на платежи и переводы средств по текущим операциям в рамках Содружества. Государства, как только позволят условия, примут все возможные меры для снятия этих ограничений.
В сфере нормативно-правового сотрудничества государств Содружества осуществляются:
- разработка и принятие на основе анализа национальных нормативных правовых актов взаимосогласованных мер по либерализации и сближению национальных законодательств в области валютной политики в соответствии с международными стандартами;
- выработка совместных позиций и принятие мер по сближению национальных законодательных и нормативных актов, регулирующих операции на внутренних валютных рынках государств-участников СНГ, а также регламентирующих порядок проведения расчетов по внешнеэкономическим операциям государств-участников СНГ.
В дальнейшем заинтересованные государства, возможно, перейдут к созданию унифицированной нормативной правовой базы в валютной сфере, разработке условий и механизмов движения к качественно новой фазе взаимодействия в рамках создаваемого общего валютного пространства.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОГЛАСОВАНИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
Переход к согласованной валютной политике осуществляется поэтапно. Государства уточняют и конкретизируют круг задач очередного этапа после того, как задачи предыдущего этапа в основном будут выполнены.
I этап - 2004 - 2006 годы (ориентировочно)
I этап реализуется в условиях достаточно устойчивого экономического роста в государствах Содружества, оформления внутреннего общего рынка товаров путем завершения формирования зоны свободной торговли, устранения таможенных барьеров и относительной стабилизации валют.
В процессе реализации I этапа осуществляются:
- выработка единых показателей для определения состояния и уровня развития валютных рынков;
- налаживание систематического взаимного обмена информацией о законодательной базе и предпринимаемых сторонами мерах в области валютной политики, формирование на основе Межгосударственного банка единой информационной базы;
- начало работы по сближению нормативной правовой базы государств-участников СНГ, регулирующей операции на рынках финансовых услуг, посредством разработки и принятия программ либерализации их валютных законодательств;
- постепенное предоставление хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям государств-участников СНГ доступа на рынки финансовых услуг;
- проведение котировок по валютам государств Содружества, присоединившихся к статье VIII Соглашения МВФ;
- завершение перехода к конвертируемости национальных валют по текущим операциям;
- внедрение в практику государственных расчетов, наряду с СКВ, национальных валют государств Содружества;
- проведение анализа структуры валютных рынков и разработка методологии формирования инструментария согласованной денежно-кредитной и валютной политики с использованием нормативов минимальных обязательных резервов, операций на открытом рынке, постоянно действующих механизмов валютных интервенций и др.;
- предоставление ежегодных отчетов государств-участников СНГ о валютной ситуации;
- приведение в соответствие с международными стандартами национальных систем борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
К моменту завершения этапа подготавливаются развернутые предложения о переходе к следующему этапу согласования валютной политики с уточнением и конкретизацией круга его задач.
II этап - 2006 - 2010 годы (ориентировочно)
II этап осуществляется в условиях существенного выравнивания в государствах Содружества известных показателей конвергенции (отношение дефицита государственного бюджета к ВВП, отношение внешнего долга к ВВП, уровень инфляции, ставка рефинансирования), значительного развития и повышения устойчивости национальных систем хозяйственного законодательства (прежде всего в области экономики и финансов), относительной сбалансированности внутренних валютных и фондовых рынков, развертывания работ по созданию таможенного союза, а также достижения договоренностей об унификации базовых принципов экономической политики.
В ходе II этапа осуществляются:
- дальнейшее продвижение по пути либерализации рынка финансовых услуг;
- разработка методологии выбора оптимальных валютных режимов в государствах Содружества в соответствии с их макроэкономическими условиями;
- оформление согласованной валютной политики в виде межгосударственного документа;
- гармонизация и унификация с учетом международных тенденций национальных законодательств в валютной сфере, в том числе на основе модельных законов;
- обеспечение свободы движения капитала;
- формирование в перспективе межгосударственных организаций, занимающихся вопросами согласования валютной политики государств-участников СНГ, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций.
В завершение этапа подготавливаются комплексные предложения о переходе к следующему этапу согласования валютной политики с уточнением и конкретизацией круга его задач.
III этап - 2010 - 2017 годы (ориентировочно)
III этап реализуется в период, когда все государства-участники СНГ войдут в фазу стабильного экономического роста, завершат реформы в сфере экономики, согласуют между собой основные параметры экономической политики и тарифы естественных монополий, перейдут на современные международные стандарты платежно-расчетных отношений, вступят в стадию завершения формирования реального таможенного союза, создания единого внутреннего рынка, а также добьются высокого уровня гармонизации хозяйственного законодательства.
На III этапе реализуются следующие мероприятия:
- установление на основе макроэкономического анализа оптимальных валютных режимов;
- разработка и запуск механизма координации валютной политики в государствах-участниках СНГ;
- выработка общих направлений проведения валютных интервенций для поддержания валютных курсов государств-участников СНГ;
- переход к коллективному принятию решений в части валютной и финансово-экономической, в том числе ценовой, политики государств-участников СНГ;
- сужение пределов колебаний курсов национальных валют;
- введение процедур координации бюджетной политики с указанием направлений развития и среднесрочных ориентиров, а также согласованного регулирования валютных отношений;
- достижение договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.
КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ
Функции по координации мероприятий, направленных на выполнение настоящей Концепции, осуществляет Межгосударственный валютный комитет во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.

"ПРОТОКОЛ О БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМИ АКТАМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ" (suaprot)(Подписан в г. Риме 10.03.1988)  »
Международное законодательство »
Читайте также