"РУКОВОДСТВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ НА УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ, РЕМОНТОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ"(Утверждено в декабре 1986 г. на 29-ой сессии Группы экспертов по международной договорной практике в области промышленности)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РУКОВОДСТВО
ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ НА УСЛУГИ,
СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ,
РЕМОНТОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И
ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ <*>
Часть первая. ВВЕДЕНИЕ
I. Справочная информация
1. Экономические соображения, обусловливающие заключение договоров о материально-экономическом обслуживании, ремонте и эксплуатации промышленных предприятий, продиктованы увеличением объема производства и удлинением срока службы промышленных предприятий, а также экономией средств путем повышения производительности труда. Услуги по материально-техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации промышленных предприятий помогают продлить срок службы оборудования, обеспечить оптимальное использование промышленного предприятия для целей производства, а также постоянную эксплуатационную готовность оборудования при одновременном обеспечении безопасности персонала.
--------------------------------
<*> Настоящее Руководство, подготовленное под эгидой Комитета по развитию торговли, было разработано Группой экспертов по международной договорной практике в области промышленности и утверждено на ее двадцать девятой сессии (декабрь 1986 года).
2. Хотя материально-техническое обслуживание промышленного предприятия в течение срока его службы может быть весьма дорогостоящим в зависимости от обстоятельств и типа предприятия, его воздействие на общий ход работы предприятия и его рентабельность, как правило, является положительным. Для более глубокого понимания значения стоимости материально-технического обслуживания для предприятия следует изучить каждый ее компонент. Стоимость материально-технического обслуживания включает не только непосредственные затраты на рабочую силу и материалы, используемые при выполнении работ по материально-техническому обслуживанию и ремонту, но и стоимость вынужденной замены предприятий до истечения нормального срока его службы.
3. В том, что касается договоров о материально-техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации, очень важно, чтобы предприятие было обеспечено необходимыми запасными частями. Однако ответ на вопрос о том, следует ли самому предприятию держать крупный резерв запасных частей или следует только обеспечить их доставку из запасов поставщика, зависит от конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации.
4. Обслуживание некоторых специальных видов промышленных предприятий может проводиться только их поставщиками, либо поскольку никакой другой подрядчик по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации не в состоянии выполнить эту работу, либо поскольку поставщики поставили условие о том, что продажа такого промышленного предприятия зависит от сохранения за ними права на его обслуживание. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах материально-техническое обслуживание и ремонт некоторых видов оборудования и установок (например, лифтов) предписываются и регулируются законом (обязательное материально-техническое обслуживание и ремонт).
II. Сфера применения, цель и характер
5. Настоящее Руководство посвящено услугам, связанным с материально-техническим обслуживанием и ремонтом, а также с эксплуатацией промышленного предприятия, и в его разделах излагаются основные положения договоров о материально-техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации. Договоры о материально-техническом обслуживании и ремонте касаются, в частности, услуг, предоставляемых обычно после истечения гарантийного периода, а договоры об эксплуатации могут быть связаны с услугами, предоставленными в период строительства промышленного предприятия, в гарантийный и / или последующий период. Цель настоящего Руководства состоит в том, чтобы облегчить разработку этих трех типов договоров посредством обращения внимания пользователей на некоторые аспекты, присущие каждому из них. Как и предыдущие руководства ЕЭК, настоящее Руководство носит рекомендательный характер и отражает текущую практику. Многочисленные общие условия, типовые договоры, руководства и справочники, которые разработаны и приняты международными организациями и профессиональными ассоциациями и используются в настоящее время, также могут быть источниками полезной информации.
6. Необходимые для заказчика услуги могут касаться как старого, так и нового предприятия. В этой связи следует различать следующие две ситуации:
i) поставщик нового предприятия в качестве основного подрядчика может также выступать в роли поставщика услуг (всех или только некоторых), т.е. получить заказ на продолжение работы для этого же заказчика в качестве подрядчика по материально - техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации. Это - простейший вариант, который может быть предусмотрен либо одним всеобъемлющим соглашением (строительство плюс предоставление услуг), либо несколькими (отдельными) договорами;
ii) поставщик услуг (подрядчик по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации) не является строительным подрядчиком.
7. Правовые вопросы, рассмотренные в настоящем Руководстве, представляют собой те проблемы, которые обычно возникают после окончательного успешного завершения проекта. Услуги, связанные с материально-техническим обслуживанием и ремонтом, требуются, как правило, в послегарантийный период, хотя имеются случаи, когда некоторые услуги оказываются до истечения гарантии. Следует отметить, что договоры о материально-техническом обслуживании и ремонте не предназначены для использования в качестве замены гарантий производителя, и к использованию таких договоров в период действия гарантии на поставленное предприятие следует подходить с большой осторожностью.
8. Необходимым предварительным условием оказания услуг по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации является точное знание ситуации в отношении промышленного предприятия, требующего таких услуг. Договоры о материально - техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации должны, таким образом, основываться на тщательной инспекции предприятия. С самого начала оказания услуг следует располагать соответствующими отчетами, включающими чертежи построенного объекта и списки запасных частей, а также инструкциями по обслуживанию.
III. Объяснение основных терминов,
используемых в руководстве
9. В настоящем Руководстве термины "заказчик", "подрядчик", "материально-техническое обслуживание", "эксплуатация", "промышленное предприятие" и "ремонт" имеют следующее значение.
10. Заказчик представляет собой сторону в договоре, независимо от того, является ли она собственником промышленного предприятия или нет, которой требуются услуги по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации или которая приобретает их.
11. Подрядчик представляет собой сторону в договоре, которая предоставляет услуги, упомянутые в пункте 10.
12. Материально-техническое обслуживание представляет собой комплекс операций, выполняемых для того, чтобы промышленное предприятие оставалось в эксплуатационном состоянии в течение срока своей службы или, другими словами, чтобы такое предприятие оставалось в приемлемом состоянии, что означает необходимость соблюдения определенных параметров, которые заранее согласовываются сторонами.
13. Эксплуатация включает услуги, целью которых является обеспечение надлежащего функционирования промышленного предприятия до и после его сооружения.
14. Промышленное предприятие означает промышленное или иное предприятие или вспомогательные и дополнительные установки, включая здания и оборудование, которые подлежат материально - техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации.
15. Ремонт заключается в приведении промышленного предприятия в первоначальное или лучшее состояние, что обычно означает восстановление его нормативных эксплуатационных характеристик. Зачастую ремонт требуется в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Часть вторая. ВИДЫ ДОГОВОРОВ
I. Договор о материально-техническом обслуживании
1) Стороны
16. Следует проводить различие между фирмой, которая поставляет промышленное предприятие и обеспечивает его последующее обслуживание, с одной стороны, и отдельным подрядчиком по материально-техническому обслуживанию, с другой стороны. Договор о материально-техническом обслуживании, как правило, является отдельным договором. В некоторых случаях его можно увязывать с договором о поставке промышленного предприятия, поэтому в договоре следует давать четкое определение сторон с описанием их правового статуса, правоспособности и / или полномочий в отношении заключения договора. Если с каждой стороны в договоре участвуют несколько юридических лиц, то в нем следует четко определить ответственность каждого из них. Если заказчик должен иметь дело с какой-либо стороной, состоящей из нескольких участников, то в договоре следует оговорить отношения между всеми участниками такой стороны и их отношения с заказчиком.
2) Определения и документы
17. Договоры о материально-техническом обслуживании включают обычно раздел, содержащий определения используемых в них терминов для обеспечения их единообразного толкования и для определения сферы действия договора. Если договор состоит из нескольких документов, то этот факт следует отметить в соответствующем разделе договора или в приложении к нему. В случае возникновения разногласий, касающихся положений, содержащихся в ряде документов, являющихся частью договора, следует указать, какой из них или какие правила в одном из этих документов имеют (имеет) преимущественную силу.
3) Сроки начала и этапы предоставления услуг
18. Проводится разграничение между сроком вступления в силу договора о материально-техническом обслуживании и сроком начала предоставления услуг (см. пункт 51). Поскольку эти сроки могут быть разными, рекомендуется, чтобы сроки начала материально-технического обслуживания были указаны в договоре. Если стороны договорились, что услуги по материально-техническому обслуживанию предоставляются поэтапно, то сроки каждого этапа следует определить в договоре.
4) Предмет и сфера действия договора
19. При определении предмета договора и сферы его действия сторонам следует точно указать в самом договоре или в приложении к нему промышленное предприятие, на которое распространяются услуги в области материально-технического обслуживания, а также точный вид и масштабы этих услуг.
5) Обязательства подрядчика по материально-техническому обслуживанию
20. Задачи и обязательства подрядчика по материально - техническому обслуживанию заключаются в основном в обеспечении услуг по материально-техническому обслуживанию должным и компетентным образом. Они могут включать, например:
- планирование материально-технического обслуживания;
- создание системы контроля за материально-техническим обслуживанием;
- осмотр, проводимый на регулярной основе;
- смазку, чистку, регулировку;
- замену обычных запасных частей или изношенных деталей;
- создание центральных складских помещений с системой управления запасами для определения и отделения подлежащих замене запасных частей;
- определение потребностей и укомплектование необходимым персоналом для материально-технического обслуживания наряду с методикой такой работы;
- установление уровня содержания запасов и оптимальных процедур снабжения запасными частями и материалами;
- подготовку рекомендаций и предоставление консультативных услуг относительно количества и номенклатуры запасных частей, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации;
- обновление и мелкий ремонт рам, арматуры, обстановки, системы горячего и холодного водоснабжения и отопительной системы, а также системы стока;
- составление графиков для программ материально-технического обслуживания;
- аварийное обслуживание;
- ведение отчетности о всех фактах, имеющих отношение к надлежащему материально-техническому обслуживанию;
- представление заказчику регулярных отчетов о выполненных работах, которые содержат подробный перечень произведенных работ по завершении каждого эксплуатационного осмотра;
- уведомление заказчика об условиях использования промышленного предприятия;
- уведомление заказчика о любых дефектах в промышленном предприятии, обнаруженных во время оказания материально - технических услуг;
- уведомление заказчика о каждом эксплуатационном осмотре при отсутствии договоренности сторон о конкретных датах такого осмотра.
Однако сторонам следует учитывать, что определенные виды договоров о долгосрочном материально-техническом обслуживании расширяют функции и обязательства подрядчика по материально - техническому обслуживанию, включая его обязанность предоставлять заказчику общую гарантию в отношении наименьших эксплуатационных затрат и оптимальной производительности промышленного предприятия.
21. От подрядчика по материально-техническому обслуживанию обычно требуется подготовка периодических кратких отчетов, содержащих описание всех соответствующих вопросов, связанных с материально-техническим обслуживанием, предоставленным в течение предыдущего периода, а также окончательного отчета, который представляется после завершения его работ; такие отчеты следует представлять заказчику. Заказчику по его просьбе следует предоставлять доступ к записям подрядчика по материально - техническому обслуживанию относительно проведения соответствующих работ.
6) Замена / отзыв персонала подрядчика по материально - техническому обслуживанию
22. Стороны могут посчитать уместным указать в договоре функции и срок назначения персонала подрядчика по материально - техническому обслуживанию. Стороны могут также установить, имеет ли право подрядчик по материально-техническому обслуживанию заменить частично или полностью свой персонал в течение срока действия договора. Заказчику следует в максимально возможной степени стремиться к сохранению за собой права просить подрядчика по материально-техническому обслуживанию заменить любого сотрудника, назначенного для проведения работ, если он не выполняет местных законов, правил и постановлений или показал свою непригодность или некомпетентность. В договоре следует указать условия, в соответствии с которыми может быть произведена замена, в частности в отношении оплаты соответствующих расходов.
7) Нормы, спецификации и технические стандарты
23. Договор обычно содержит положение, в соответствии с которым при оказании услуг по материально-техническому обслуживанию подрядчику по материально-техническому обслуживанию следует действовать с учетом согласованных норм, спецификаций и технических стандартов. Сторонам следует указать в договоре, кто обязан представить или обеспечить получение норм, спецификаций и стандартов, упомянутых выше и определенных в договоре, и кто будет нести расходы за это. В случае их изменения

"КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ СССР И РЕСПУБЛИКОЙ ИНДИЕЙ"(Заключена в г. Нью-Дели 27.11.1986)  »
Международное законодательство »
Читайте также