ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 28.06.1984"КЭМПБЕЛЛ (campbell) И ФЕЛЛ (fell) ПРОТИВ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА" [рус. (извлечение), англ.]


[неофициальный перевод]
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ
КЭМПБЕЛЛ (CAMPBELL) И ФЕЛЛ (FELL)
ПРОТИВ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
(Страсбург, 28 июня 1984 года)
(Извлечение)
КРАТКОЕ НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА
A. Основные факты
В ноябре 1973 г. заявитель, г-н Кэмпбелл, английский подданный, 1944 г. рождения, и второй заявитель, отец Фелл, католический священник, также английский подданный, 1940 г. рождения, были осуждены за ряд преступлений и приговорены соответственно к 10 и 12 годам тюремного заключения. Они были отнесены к категории особо опасных преступников.
16 сентября 1976 г. в тюрьме Албани произошел инцидент. Потребовалось вмешательство тюремных властей для прекращения протеста шестерых заключенных, включая заявителей. При этом заявители и несколько членов тюремного персонала получили телесные повреждения. Впоследствии заявителей обвинили в дисциплинарных нарушениях правил внутреннего распорядка тюрьмы. Во время разбирательства в Совете посетителей их признали виновными и подвергли наказанию, которое включало утрату права на существенное сокращение срока заключения, обычно предоставляемого за хорошее поведение.
В сентябре и ноябре 1976 г. соответственно отец Фелл и г-н Кэмпбелл ходатайствовали перед министром внутренних дел о предоставлении им юридической помощи в связи с возможным гражданским разбирательством по фактам указанного инцидента, в том числе по факту нанесения им телесных повреждений. В соответствии с существовавшей в то время практикой им было отказано в удовлетворении этой просьбы до окончания внутреннего тюремного разбирательства их жалоб (т.е. до февраля 1977 г. для отца Фелла и до декабря 1977 г. для г-на Кэмпбелла).
Власти также отказали заявителям в просьбе о проведении независимого медицинского освидетельствования, с которой они обратились вскоре после инцидента. В соответствии с тюремными правилами и существующей практикой такое освидетельствование обычно не предусмотрено для заключенного, если только он не является стороной судебного разбирательства.
После получения отцом Феллом разрешения на встречу с адвокатом ему было запрещено беседовать с ним наедине. При этом должен был присутствовать тюремный офицер. Возможность консультации с адвокатом наедине была предоставлена отцу Феллу начиная с 12 мая 1977 г. в связи с его жалобой в Европейскую комиссию по правам человека.
Находясь в заключении, отец Фелл в соответствии с тюремными правилами и существующей практикой по отношению к заключенным его категории был также ограничен в праве переписки. В частности, он жаловался на то, что ему не разрешали вести переписку с двумя монахинями - сестрой Пауэр и сестрой Бенедиктой.
Со времени указанных выше событий, ставших основанием для настоящего дела, существующие в тюрьмах Англии и Уэльса правила переписки и посещения заключенных претерпели существенные изменения, особенно в том, что касается категории лиц, с которыми заключенным разрешена переписка, получения консультации юриста в связи с гражданскими разбирательствами по делам об обращении с заключенными в тюрьме, а также условий проведения встреч заключенных со своими адвокатами.
B. Разбирательство в Комиссии по правам человека
Основанием для разбирательства послужили две жалобы против Великобритании, поданные в Комиссию в 1977 г. Г-н Кэмпбелл и отец Фелл утверждали inter alia следующее:
- Совет посетителей тюрьмы признал каждого заявителя виновным в дисциплинарных правонарушениях, равнозначных, по существу, правонарушениям уголовным. Вместе с тем разбирательство их дел не соответствовало требованиям статьи 6 Конвенции;
- задержка с предоставлением заявителям возможности получить консультацию юриста повлекла за собой нарушение их права на судебное разбирательство, гарантированного статьей 6 Конвенции, а также права на уважение тайны корреспонденции, гарантированного статьей 8 Конвенции;
- отказ в проведении независимого медицинского освидетельствования заявителей привел к нарушению их прав, гарантированных статьей 6.
Отец Фелл утверждал также следующее:
- отказ разрешить ему консультироваться с адвокатом наедине повлек за собой нарушение статей 6 и 8 Конвенции;
- отказ разрешить переписку с рядом лиц нарушил его права, гарантированные статьей 8;
- лишение его эффективных средств правовой защиты привело к нарушению статьи 13.
Решениями от 6 мая 1978 г., 9 октября 1980 г., а также от 14 марта и 19 марта 1981 г. Комиссия признала жалобы заявителей частично приемлемыми. Жалоба отца Фелла на нарушение статьи 6, касающаяся разбирательства его дела в Совете посетителей, была объявлена неприемлемой, поскольку он не исчерпал все внутренние средства правовой защиты. Комиссия объединила жалобы заявителей в одно дело.
В своем докладе от 12 мая 1982 г. Комиссия пришла к выводу:
- девятью голосами против трех воздержавшихся, что разбирательство дела г-на Кэмпбелла в Совете посетителей является нарушением его прав по статье 6 Конвенции;
- единогласно, что отказ провести независимое медицинское освидетельствование заявителей не является нарушением статьи 6 п. 1;
- единогласно, что отказ разрешить отцу Феллу консультироваться со своим адвокатом наедине, а не в присутствии тюремного служащего, является нарушением статьи 6 п. 1 и что нет необходимости рассматривать вопрос о том, было ли это также нарушением статьи 8;
- единогласно, что отказ разрешить отцу Феллу переписку с сестрой Пауэр и сестрой Бенедиктой явился нарушением статьи 8 Конвенции;
- единогласно, что отцу Феллу не были предоставлены эффективные средства правовой защиты в отношении его жалоб на нарушение статьи 8 и что в связи с этим была нарушена статья 13 Конвенции.
Комиссия передала дело в Суд 14 октября 1982 г.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ
ВОПРОСЫ ПРАВА
I. Предварительные возражения Правительства
A. Возражение на основании того, что г-н Кэмпбелл
не использовал внутренние средства правовой защиты
в связи с разбирательством в Совете посетителей
56. В памятной записке в Суд от 17 марта 1983 г. Правительство утверждало, что поскольку г-н Кэмпбелл не ходатайствовал о пересмотре решения Совета посетителей по своему делу посредством процедуры сертиорари (см. п. 15 и 39 - 41 выше), то он тем самым не исчерпал всех внутренних средств правовой защиты и, следовательно, его жалобу в отношении разбирательства в Совете не следует принимать к рассмотрению.
57. Суд готов учитывать предварительные возражения подобного рода, но только если государство - ответчик ранее представило их на рассмотрение Комиссии с учетом конкретных обстоятельств дела. Обычно эта процедура должна осуществляться на стадии рассмотрения вопроса о приемлемости дела. Если же данное условие не выполнено, то Правительство лишается права на эти возражения в Суде (см. inter alia Решение по делу Артико от 13 мая 1980 г. Серия A, т. 37, с. 12, 13, п. 24, 27).
1. О потере права на предварительное возражение
58. Возражения Правительства о приемлемости жалобы г-на Кэмпбелла были представлены в Комиссию 20 декабря 1977 г. В них отсутствовали ссылки на то, что г-н Кэмпбелл не исчерпал все внутренние средства правовой защиты в связи с разбирательством его дела в Совете посетителей. Лишь позже (13 декабря 1978 г.) Правительство обратилось к Комиссии с просьбой отклонить на основании статей 26 и 29 Конвенции жалобы заявителя в отношении указанного разбирательства, поскольку им не было подано заявления для осуществления процедуры выдачи приказа сертиорари. Комиссия, уже признавшая приемлемыми жалобы г-на Кэмпбелла 6 мая 1978 г., заявила (14 и 19 марта 1981 г.) о невозможности применения в данном случае статьи 29 Конвенции.
59. Суд отмечает, что 6 декабря 1977 г. Отделение королевской скамьи Высокого Суда правосудия в Решении по делу Св. Жермены указало на то, что данная процедура не применима к разбирательствам, осуществляемым Советом посетителей (см. п. 39 "b" выше). Таким образом, Правительству было бы весьма непросто двумя неделями позже доказывать в Комиссии, что она была доступна для г-на Кэмпбелла. Независимо от мнения представителя Комиссии Суд полагает, что, поскольку власти государства - ответчика только что приняли решение по данному внутреннему вопросу, Правительство едва ли могло утверждать, что речь идет о сомнительной или нерешенной проблеме английского права и что поэтому г-н Кэмпбелл должен был предпринять попытку обратиться в национальные суды.
Уведомление об апелляции по делу Св. Жермены было сделано 20 декабря 1977 г. Однако этот вопрос не был окончательно решен до 3 октября 1978 г., когда Апелляционный суд пересмотрел решение Отделения королевской скамьи (см. п. 39 "c" выше). Очевидно, что именно решение Апелляционного суда 1978 г. побудило Правительство дополнить свои первоначальные аргументы. В этих специфических обстоятельствах Суд считает, что вряд ли можно было ожидать, чтобы Правительство представило свои возражения о неисчерпании всех внутренних средств до принятия решения Апелляционным судом (см. Решение по делу Артико, там же, с. 13, п. 27, третий подпункт). Соответственно Правительство не лишается права на возражение.
2. Обоснованность возражения Правительства
60. Статья 26 Конвенции предусматривает только те правовые средства, которые применимы к предполагаемым нарушениям и в то же время являются доступными и достаточными (см. inter alia Решение по делу Ван Оостервейка от 6 ноября 1980 г. Серия A, т. 40, с. 13, п. 27).
Что касается г-на Кэмпбелла, то Комиссия не высказала своего мнения о том, подпадает ли процедура сертиорари под данную категорию правовых средств.
61. Прежде чем возникнет обязанность исчерпать все правовые средства, должна существовать достаточная уверенность в наличии таких средств (см. Решение по делу Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии от 18 июня 1971 г. Серия A, т. 12, с. 34, п. 62, Решение по делу Девеера от 27 февраля 1980 г. Серия A, т 35, с. 18, п. 32, и mutatis mutandis Решение по делу Ван Дроогенбрука от 24 июня 1982 г. Серия A, т. 50, с. 30, п. 54). Во время подачи жалобы г-ном Кэмпбеллом в Комиссию (4 марта 1977 г.) ничто не указывало на то, что в отношении решения Совета посетителей может быть применена процедура сертиорари. Как отметил Апелляционный суд, процедура ранее не применялась в отношении решений Совета посетителей (см. п. 39 "c" выше). Однако ситуация изменилась после того, как он вынес 3 октября 1978 г. свое Решение по делу Св. Жермены и заключенные получили возможность добиваться пересмотра в судах результатов дисциплинарных разбирательств в Совете посетителей.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в деле г-на Кэмпбелла установленный срок, в течение которого в принципе еще можно было прибегнуть к процедуре сертиорари, давно истек (см. п. 41 выше, а также Решение по делу Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии. Серия A, т. 12, с. 34 - 35, п. 62). Конечно, можно получить приказ и по истечении этого срока. Именно поэтому Правительство утверждает, что если бы обращение г-на Кэмпбелла последовало сразу после вынесения второго Решения по делу Св. Жермены Отделением королевской скамьи (15 июня 1979 г.), то ему не было бы в нем отказано. Вместе с тем Правительство полагает, что г-н Кэмпбелл едва ли теперь может использовать эту процедуру, поскольку его запоздалое обращение будет сочтено неуместным и непростительным (см. п. 15, 40 и 41 выше). Именно с учетом этих соображений необходимо рассматривать вопрос о доступности внутренних правовых средств в настоящем деле.
62. Что касается эффективности указанных средств, то во время разбирательства дела в Суде Правительство согласилось с тем, что в отношении значительного количества жалоб заявителя они таковыми не являлись. Так, заявитель не смог получить юридическую помощь до начала слушания его дела в Совете посетителей, разбирательство в Совете не было публичным, Совет не обнародовал своего решения и предположительно не был "независимым" органом, к участию в деле не был допущен представитель заявителя, что помешало прибегнуть затем к процедуре судебного пересмотра (см. п. 36 in fine выше). Несмотря на то, что в настоящее время действующее право изменилось, тем не менее, по признанию Правительства, г-н Кэмпбелл не может более надеяться на пересмотр своего дела в процедуре сертиорари.
63. Остаются в силе и следующие жалобы г-на Кэмпбелла: Совет посетителей не был "беспристрастным" органом, заявителю не было обеспечено право на "справедливое" разбирательство, в отношении заявителя был нарушен принцип презумпции невиновности, заявитель не был достаточно проинформирован о предъявленных ему обвинениях, у него не было времени для подготовки своей защиты, г-н Кэмпбелл был лишен своих прав в отношении возможности допроса свидетелей.
Правительство заявило, что все эти жалобы могли и должны были стать предметом разбирательства во время судебного пересмотра его дела после 3 октября 1978 г. Однако, несмотря на Решение Апелляционного суда по делу Св. Жермены о возможности такого пересмотра решения Совета посетителей, а также несмотря на заявление Правительства о том, что это средство защиты все еще доступно для г-на Кэмпбелла, Комиссия тем не менее решила не отклонять жалобу заявителя только на этом основании. По мнению Суда, в той ситуации г-н Кэмпбелл разумно полагался на Комиссию и ее оценку решения Совета посетителей в рамках Конвенции, а не на национальные суды. Тем более что и само Правительство признало, что данное средство правовой защиты г-ну Кэмпбеллу реально не было бы предоставлено. Соответственно, Суд считает несправедливым признать жалобы г-на Кэмпбелла неприемлемыми за неисчерпанием внутренних средств правовой защиты.
B. Приемлемость жалоб отца Фелла
в отношении разбирательства в Совете посетителей
64. Жалобы отца Фелла на результаты рассмотрения его дела в Совете посетителей были объявлены Комиссией неприемлемыми на том основании, что на момент принятия Комиссией этих Решений (14 и 19 марта 1981 г.) заявитель не исчерпал всех внутренних средств правовой защиты, поскольку он не ходатайствовал о процедуре сертиорари (см. п. 53 выше).
В памятной записке, направленной в Суд, отец Фелл, утверждал, что позже он направил такое ходатайство, однако безуспешно (см. п. 15 выше). В связи с этим он считает, что вышеупомянутые жалобы теперь приемлемы.
65. Согласно практике Суда, решения Комиссии об отклонении жалоб, которые она считает неприемлемыми, не подлежат пересмотру. Соответственно, компетенция Суда по спорным вопросам ограничивается только жалобами, принятыми Комиссией (см. выше inter alia Решение по делу Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии. Серия A, т. 12, с. 30, п. 51, Решение по делу Ирландия против Соединенного Королевства от 18 января 1978 г. Серия A, т. 25, с. 63, п. 157, и Решение по делу Фоти и другие от 10

РЕКОМЕНДАЦИЯ n 169 Международной организации труда"О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ"(Принята в г. Женеве 26.06.1984 на 70-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также