РЕКОМЕНДАЦИЯ n 18 Европейской экономической комиссии ООН"МЕРЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ" (ece/trade/141/rev.1)(Принята в г. Женеве в сентябре 1982 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 18
МЕРЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
(Женева, сентябрь 1982 года)
Введение
1. В 1976 г. Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли, вспомогательный орган Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, приняла решение приступить в соответствии с проектом 031 программы работы к всеобъемлющему труду, направленному на упрощение импортных процедур и документации и разработку рекомендации о согласовании связанных с импортом документов с формуляром - образцом Организации Объединенных Наций.
2. Неофициальная целевая группа GE.2/TT.3 "Импортные процедуры" была созвана Чехословакией; представители Австрии, Польши, Соединенного Королевства, Федеративной Республики Германии, Финляндии и Швеции были наиболее активными участниками в работе этой группы, которая представила свои выводы на одиннадцатой сессии Рабочей группы в марте 1980 года. На двенадцатой сессии в сентябре 1980 г. Рабочая группа приняла настоящую Рекомендацию и согласилась использовать выводы целевой группы в качестве основы для мер по упрощению, о которых говорится в Рекомендации, и опубликовать полный текст по возможности скорее. В итоге было решено, что Рекомендация должна быть использована для представления итогов будущих исследований по мерам упрощения и что в связи с этим в будущем могут быть изданы пересмотренные и более полные варианты описательной части этой Рекомендации.
3. Первый вариант, в котором излагаются некоторые меры по упрощению, был принят на четырнадцатой сессии Рабочей группы в сентябре 1981 года. Меры, добавленные к настоящему (второму) изданию, были приняты на шестнадцатой сессии в сентябре 1982 г., на которой были внесены некоторые поправки к ряду мер, включенных в первый вариант.
4. На четырнадцатой и шестнадцатой сессиях Рабочей группы присутствовали представители из:
Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Дании, Испании <**>, Италии <*>, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии <*>, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции <**>, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии и Швеции. В соответствии с пунктом 11 Положения о круге ведения Комиссии в работе сессии приняли участие представители Кении <*>, Сенегала <**>, Таиланда <**>, Эфиопии <**> и Японии.
На четырнадцатой сессии присутствовал представитель Секретариата Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На четырнадцатой и шестнадцатой сессиях Рабочей группы были представлены следующие специализированные учреждения и другие межправительственные и неправительственные организации:
Международная морская организация (ИМО); Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) <*>; Совет таможенного сотрудничества (СТС); Международная торговая палата (МТП); Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА) <*>; Международная организация по стандартизации (ИСО); Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) <**>; Международный союз железных дорог (МСЖД); Международная палата по судоходству (МПС); Международная ассоциация гражданских аэропортов (МАГА); Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) <*>.
--------------------------------
Примечание. В списках стран и организаций одной звездочкой <*> отмечены присутствовавшие лишь на четырнадцатой сессии; двумя звездочками <**> отмечены присутствовавшие лишь на шестнадцатой сессии.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО МЕР ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли,
будучи озабочена тем, что существующие формальности и процедуры зачастую создают препятствия международной торговле,
отмечая, что упрощение и гармонизация процедур и составляемых на их основании документов являются полезным шагом на пути устранения таких препятствий и сокращения расходов и сроков,
принимая во внимание быстрое и все ускоряющееся внедрение новых методов перевозки и обработки данных, а также срочную необходимость в приспособлении внешнеторговых процедур и документов к этим новым методам,
рекомендует правительствам и организациям, занимающимся соответствующими национальными правилами и практикой, относящимися к движению товаров в международной торговле, содействовать работе по упрощению процедур в международном плане путем рассмотрения изложенных ниже мер по упрощению процедур с целью возможного их осуществления;
рекомендует международным организациям, занимающимся разработкой соответствующих международных соглашений, учитывать эти меры при пересмотре существующих или разработке новых международных документов;
рекомендует участникам международной торговли принять и провести в жизнь те изложенные ниже меры по упрощению процедур, которые входят в сферу их интереса;
просит правительства и соответствующие международные организации уведомить Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии о степени, в которой они могут принять изложенные ниже меры по упрощению процедур, или о причинах, по которым они не могут их принять.
История вопроса
1. Значительный рост объема международной торговли за последние десятилетия наряду с существенным совершенствованием технологии транспорта и связи привели к концентрации внимания на препятствиях свободному движению товаров, вызываемых процедурами и документарными требованиями. В дополнение к уже высоким и непрерывно растущим расходам, которые несет международная торговля в связи с удовлетворением потребностей в обычной информации, были введены новые положения, устанавливающие дополнительные требования, в частности, в отношении защиты окружающей среды и жизни и здоровья живых организмов, защиты потребителя, действия соглашений по региональной экономической интеграции (таможенные союзы, зоны свободной торговли и т.д.) и преференциального режима для развивающихся стран.
2. Это вызвало повышенный интерес со стороны соответствующих правительственных и неправительственных кругов к упрощению процедур торговли, и правительства приняли определенные меры в отношении упрощения процедур торговли в рамках таких межправительственных организаций, как ГАТТ, СЭВ и ОЭСР, часто в консультации со специализированными неправительственными органами.
3. Торгово-политические решения, которые приводили к новым и замедляющим процесс торговли процедурам и к огромной работе по подготовке документов, в 50-е и 60-е годы в ряде случаев сопровождались общими рекомендациями, принятыми этими организациями, цель которых состояла в регламентации количественных ограничений, лимитирующих условия для выпуска лицензий, свидетельств о происхождении, маркировки товаров, и других аналогичных требований. В течение последнего десятилетия некоторые попытки устранить нетарифные барьеры в торговле путем региональных и многонациональных переговоров привели к мерам, снижающим расходы в международной торговле, и тем самым - к достижению одной из целей работы, направленной на упрощение процедур торговли.
4. Совершенно очевидно, что правильный и логический подход к вопросу об упрощении процедур международной торговли заключался бы во всеобъемлющем исследовании всех требований информационного и процедурного характера для ведения торговли, а также в проведении переговоров о международных нормах для этой цели и достижении соглашений по ним. Однако эта задача, несомненно, является чрезвычайно сложной и предлагает лишь незначительную немедленную отдачу для торгового сообщества: поэтому представляется более реальным сосредоточить внимание на отдельных ограниченных аспектах упрощения процедур торговли.
5. Одним из важных аспектов упрощения процедур торговли является упрощение и стандартизация документов на основе единого образца. В этом состояла цель Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли, когда она приступила к своей работе в 1960 году. Соглашение 1963 г. относительно того, что известно сейчас как "Формуляр - образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов", проложило путь к гармонизации международных форм документов. Благодаря усилиям Рабочей группы ЕЭК ООН, действующей в тесном сотрудничестве с соответствующими международными организациями, работа, начатая в 1963 г., была завершена в конце 70-х годов в части, касающейся основных торговых и транспортных документов.
6. Введение в начале 60-х годов во многих странах серий национальных торговых документов, согласованных с формуляром - образцом, позволило торгующим организациям значительно (и сразу же) сократить расходы. Эти изменения зачастую осуществлялись усилиями национальных органов по упрощению процедур: создание таких органов обеспечило уникальные национальные форумы для обсуждения дополнительных аспектов содействия развитию торговли, и, как только было достигнуто соглашение о согласовании документов, естественно было сосредоточить внимание на торговых процедурах. Благодаря согласованию документов, относящихся к различным процедурам, был накоплен необходимый опыт как на национальном, так и на международном уровне, а исследования, связанные с документацией, выявили много общих трудностей, с которыми сталкиваются участники международных торговых сделок.
7. Неофициальная целевая группа, созданная в 1976 г. Рабочей группой ЕЭК ООН по упрощению процедур международной торговли - ГЭ.2/ЦГ.3 "Импортные процедуры", - учла этот практический опыт и на основе результатов, полученных в отношении документации, и опыта, накопленного в отношении процедур во время своей работы, определила новый подход, который должен быть использован Рабочей группой;
- Международная торговая сделка должна рассматриваться как одно целое: вся международная торговая сделка - на основе понимания того, что импортные и экспортные процедуры составляют единое целое и что традиционное деление международных торговых проблем на проблемы, затрагивающие только импорт или только экспорт, не применимо в отношении упрощения торговых процедур.
8. Этот подход был принят Рабочей группой в 1980 г., и при пересмотре программы работы в том же году основное внимание было уделено исследованию процедур. Однако при утверждении этого подхода Рабочая группа приняла во внимание то, что рекомендации, касающиеся международной торговли, осуществляются только в том случае, если они приемлемы на правительственном и неправительственном уровне, на котором они представляются.
9. Рабочая группа одобрила упомянутые выше выводы целевой группы. Успешная рационализация процедур, таких сложных и разнообразных, как процедуры международной торговли, представляют собой непростую задачу; тем не менее введение новых методов составления, передачи, хранения и поиска данных, передававшихся ранее при помощи бумажных документов, предоставляет беспрецедентную возможность для изменений в процедурах, применяемых правительственными или частными сторонами в международной торговле.
10. Основные задачи упрощения процедур международной торговли можно резюмировать следующим образом:
- упрощение потока информации;
- устранение ошибок;
- более тесное увязывание процедур с потребностями торговли и транспорта;
- ограничение информационных требований представлением основных данных и
- сведение к минимуму, насколько это возможно, задержек, вызываемых неизбежными официальными мерами по контролю и вмешательством другого рода.
11. Решения, принимаемые Рабочей группой ЕЭК ООН, как правило, приобретают форму рекомендаций правительствам. Это оказалось подходящей формой для соглашений по четко определенным вопросам, требующим подробного описания рекомендуемых мер, которые часто носят технический характер. Однако, что касается более ограниченных мер, которые сами по себе не оправдывают самостоятельной официальной рекомендации, было высказано мнение, что следовало бы разработать другую форму: описание этих мер следовало бы давать в приложении к общей Рекомендации, излагающей и общих чертах намерения и призывающей правительства изучить меры с целью их осуществления, но одновременно дающей им возможность выбрать приемлемые для них меры, а рассмотрение остальных мер отложить на будущее.
12. В этой связи Рабочая группа ЕЭК ООН рассмотрела другие области, связанные с международной торговлей, в которых потребность в упрощении привела к созданию международных "конвенций по упрощению". Такого рода конвенции, применяемые к воздушным и морским перевозкам, а также к таможенным процедурам, были приняты Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в 1944 г., Межправительственной морской консультативной организацией (ИМКО) в 1965 г. и Советом таможенного сотрудничества (СТС) в 1973 году. Примечательно, что эти конвенции - помимо общей вступительной основной части - формулируют ряд норм и рекомендуемых видов практики, которые Договаривающиеся Стороны при определенных условиях могут либо принимать, либо не принимать.
13. Было решено, что этот метод является наиболее приемлемым для мер, предусматриваемых в связи с упрощением процедур торговли, хотя более предпочтительным является статус менее официальный, чем статус международной конвенции. В результате этого приведенная выше Рекомендация соответствует основной части других конвенций по упрощению, тогда как рекомендуемые меры, перечисленные после нее, соответствуют их нормам и рекомендуемым видам практики и позволяют правительствам указывать те меры, которые они могут одобрить и ввести.
14. Рекомендуемые меры, приведенные ниже, представлены группами, соответствующими различным этапам обычной международной торговой сделки. Этот метод группирования был принят в 1966 г. Рабочей группой ЕЭК ООН по упрощению процедур международной торговли для составления перечня документов и их функций; было решено, что такая структура явится наиболее приемлемой в качестве основы для группирования мер по упрощению. Было признано, что, хотя могут потребоваться некоторые изменения и добавления, тем не менее положительные стороны использования хорошо разработанной структуры классификации перевесят недостатки группирования, при котором в отдельных случаях должен применяться скорее прагматический, чем строго логический принцип отнесения конкретных мер к различным разделам.
15. К девяти категориям "функций документов" была добавлена еще одна - "другие меры"; перечень категорий остается открытым и может быть расширен для включения других категорий мер, которые не подпадают ни под одну конкретную область применения процедур, например меры, относящиеся к автоматической обработке данных и рационализации административных процедур в целом.
16.

УКАЗ Президиума ВС СССР от 27.08.1982 n 7795-Х"О РАТИФИКАЦИИ КОНСУЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ МЕЖДУ СССР И ЛАОССКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ"  »
Международное законодательство »
Читайте также