РЕКОМЕНДАЦИЯ n 13 Европейской экономической комиссии ООН"УПРОЩЕНИЕ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕДУРАХ ИМПОРТНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКИ" (trade/wp.4/inf.62; td/b/fal/inf.62)(Принята в г. Женеве в марте 1979 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 13
УПРОЩЕНИЕ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ
В ПРОЦЕДУРАХ ИМПОРТНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКИ
(Женева, март 1979 года)
Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли,
сознавая, что в приложениях к Международной конвенции по упрощению и согласованию таможенных процедур (Киотская конвенция) и особенно в приложении B.1 отражено стремление Совета таможенного сотрудничества способствовать тому, чтобы таможенные органы предоставляли специальные льготы для быстрой таможенной очистки товаров;
сознавая, что органы, занимающиеся импортом, заинтересованы, главным образом, в полноте и правильности представляемой информации, а не в форме ее представления, и что проблемы часто возникают в связи с требованиями о представлении достаточных подтверждающих данных;
напоминая о том, что в некоторых странах были введены специальные процедуры, в соответствии с которыми проведение подробного физического досмотра товаров и представление официальных доказательств в пункте ввоза больше не требуется, что позволяет уполномоченным импортерам доставлять товары непосредственно в свои помещения, иногда на основе отсроченных платежей, при условии, что
- товары могут быть подвергнуты досмотру;
- импортная декларация и достаточные подтверждающие доказательства будут представлены по требованию;
- такая информация будет сохранена для последующей проверки;
- надежность платежей и ответственность за товары гарантируются;
напоминая о том, что в настоящее время разрабатываются национальные нормы и предписания либо с целью расширения определений терминов "документ" и "подпись" с учетом современных электронных или других автоматических способов передачи данных, либо для того, чтобы обеспечить возможность использования таких способов передачи данных при определенных условиях;
отмечая, что Совет таможенного сотрудничества уже выявил многие из этих проблем и включил их в свою программу работы;
1. Рекомендует правительствам принять к сведению вышеизложенные соображения с целью дальнейшего поощрения всех шагов, направленных на упрощение процедур международной торговли;
2. Рекомендует правительствам принять во внимание положения Киотской конвенции и особенно положения приложения B.1 к ней, касающиеся таможенной очистки товаров, предназначенных для внутреннего использования, и рассмотреть возможность включения этих положений в свое национальное законодательство;
3. Рекомендует правительствам изучить и определить возможность признания при определенных условиях данных, переданных электронными или другими автоматическими способами;
4. Просит правительства сообщить Европейской экономической комиссии свои мнения по прилагаемому исследованию;
5. Предлагает вниманию Совета таможенного сотрудничества и Общего соглашения по тарифам и торговле вышеизложенные рекомендации и прилагаемое исследование.
На девятой сессии Рабочей группы приняли участие представители следующих стран:
Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Франции и Чехословакии, а также Австралии, Кении и Японии.
Были также представлены следующие специализированные учреждения, межправительственные и неправительственные организации:
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Центральное бюро международных железнодорожных перевозок (ЦБМЖП), Международная торговая палата (МТП), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), Международный союз железных дорог (МСЖД), Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная палата судоходства (МПС), Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ), Международная федерация транспортно - экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и Международная ассоциация по рационализации транспортно-грузовых операций (МАРТГО).
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА УПРОЩЕНИЯ
ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕДУРАХ
ИМПОРТНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКИ
Описание проблемы
1. Правовые проблемы упрощения внешнеторговых процедур, связанные с импортными процедурами, обусловлены тем, что органы, занимающиеся импортом, руководствуясь национальным законодательством и предписаниями, часто требуют для таможенной очистки товаров представления целого ряда надлежащим образом удостоверенных документов. Некоторые из этих документов (часто называемых транспортными документами) должны быть составлены и представлены в пункте экспорта в момент отгрузки и они не всегда имеются в пункте импортной таможенной очистки в момент прибытия товаров. Это может повлечь за собой задержку и значительное увеличение затрат, которые в конечном счете будут покрываться гражданами страны - импортера в форме либо более высоких цен на товары, либо более высоких налогов, либо того и другого. Несопоставимость данных, содержащихся в документах, или отсутствие необходимых сведений в них создает при этом дополнительные проблемы.
2. Эти конкретные проблемы были особо выделены в двух разделах документа TRADE/WP.4/GE.2/R.102 в пунктах 35 - 38, в которых говорится об импортных процедурах, и в пунктах 90 - 93, в которых говорится о требованиях регламентирующего характера в отношении документации. Правовые требования, которые порождают эти процедурные и документарные требования, могут замедлить международную торговлю, и поэтому важно изучить способы, с помощью которых таможенные и регулирующие органы могут воспользоваться в юридическом плане преимуществами технического прогресса, в частности, в области передачи информации электронными или другими автоматическими способами. Представляется целесообразным привести цитату из ранее составленного документа:
"Отсутствие права порождает анархию, и поэтому мы должны не отменять предписания, а изменять и обновлять их".
3. В настоящем исследовании предлагаются способы достижения этой цели. Оно показывает, что реальной заботой административных органов, занимающихся регулированием импорта, является идентификация товаров и торговых партнеров, проверка характера и стоимости товаров, их происхождения и правильности их классификации и оценки для таможенной очистки, а также соответствия санитарным нормам и нормам безопасности. Официальный документ - импортная декларация - должен быть представлен в пункте импорта лицом, которое несет юридическую ответственность за уплату импортных пошлин, правильность данных и характеристик товаров. Требование представить декларацию само по себе обычно не создает проблем, вызывающих необходимость упрощения внешнеторговых процедур. Такие проблемы возникают, главным образом, в связи с требованием представить достаточные подтверждающие данные, которые, как правило, могут быть в наличии в пункте экспорта только в момент или после отправки товаров; при использовании традиционных документов такие данные часто не могут быть переданы достаточно быстро туда, где они нужны, т.е. в пункт импорта.
Импортные процедуры и требования
4. Органы, занимающиеся таможенной очисткой импортируемых товаров, должны учитывать множество аспектов, и их требования обычно предусматриваются действующими предписаниями. Однако часто эти органы наделяются по закону довольно широкими полномочиями по разработке подробных инструкций. Такие инструкции содержат обычно требование о представлении импортером или экспедитором от имени импортера официального документа - импортной декларации. Эта декларация может иметь различные формы, в зависимости от:
i) характера импорта (товары, подлежащие обложению пошлиной, товары, предназначенные для обработки / ремонта и реэкспорта, товары, предназначенные для складирования, и т.д.);
ii) национальных требований, которые, например, могут предусматривать различные формы для воздушных и морских перевозок и пересылок по почте; или
iii) положений, применяемых группировками стран, входящих в таможенные союзы или аналогичные ассоциации.
5. Основные цели таможенных деклараций состоят в том, чтобы позволить оценить и взимать любые таможенные пошлины, налоги или другие сборы, выплачиваемые за товары, контролировать импорт товаров с особым учетом тех товаров, которые подлежат национальным ограничениям (как например, лицензирование, квоты или другие ограничения или прямое запрещение импорта), контролировать процедуры освобождения от уплаты таможенной пошлины и, зачастую, обеспечивать информацию, на основе которой составляются данные торговой статистики. Они являются также основой для юридических мер, принимаемых в случаях нарушения предписаний. Поскольку таможенная декларация должна служить столь многим различным целям, она часто становится сложным документом и должна сопровождаться разнообразными дополнительными документами, такими, например, как копия коммерческого счета (или специальная таможенная фактура), декларация о стоимости, импортная лицензия, свидетельство о происхождении или другой документ, подтверждающий обоснованность требования о снижении пошлины (или о беспошлинном ввозе). Обязанность представления таможенной декларации и любых других необходимых дополнительных документов лежит на импортере товаров или его агенте (таможенный агент, экспедитор, таможенный маклер и т.д.).
6. Информация, требуемая для импортных деклараций, собирается импортером или его агентом из целого ряда источников и может быть в общем виде сгруппирована под следующими заголовками:
i) товары - упаковка, описание, стоимость, количество, происхождение;
ii) участвующие стороны - импортер, грузоотправитель, агент;
iii) перевозка - способ и средства перевозки, место погрузки и разгрузки, номер контейнера;
iv) специальные условия - лицензия, квота, товары для складирования.
Некоторая часть этой информации может быть получена предъявителем декларации до или вскоре после того, как товары были отправлены экспортером, из коммерческих счетов, упаковочных листов и коносаментов, в частности в тех случаях, когда такая информация передается сразу после ее появления - например, данные коммерческого счета, передаваемые по телексу, или данные транспортного документа, передаваемые с помощью ЭВМ. Иногда информация о перевозке поступает лишь в момент фактического прибытия товаров, а транзитные документы часто перевозятся водителями транспортных средств, используемых для международных перевозок. Получив подробные данные о грузе, импортеры будут осведомлены об особых условиях и будут нести ответственность за обеспечение представления импортных лицензий и требуемого поступления свидетельств о происхождении, санитарных документов и т.д. В некоторых случаях импортеры обязаны сделать предварительную оценку величины сборов, подлежащих уплате.
Проблемы подтверждающих данных
7. Требование предъявления импортной декларации само по себе не создает серьезной проблемы а области упрощения торговых процедур, так как этот документ может быть составлен и удостоверен в стране - импортере для представления его в пункте таможенной очистки товаров. Вполне естественно, что трудности могут возникнуть в том случае, если документ неправильно составлен. Однако обычно правила предписывают представление дополнительных подтверждающих данных административным органам, занимающимся регулированием импорта. Эти данные, их удостоверение и проверка, как раз, и могут явиться препятствием на пути развития торговли.
8. Здесь можно провести определенное различие. Документы, которые направляются вместе с товарами, например, судовой манифест или копии транспортных документов, могут создавать определенные неудобства, однако они не влекут за собой возникновения серьезных проблем в области упрощения. Основными документами, в связи с которыми действительно возникают проблемы, являются:
- коммерческий счет, который часто должен быть подписан, а иногда даже и удостоверен;
- таможенная или консульская фактура, аналогичным образом подписанная и удостоверенная;
- свидетельства о происхождении, подписанные и удостоверенные;
- специальные сертификаты (карантинный, весовой и т.п.)
9. Большая часть данных, содержащихся в этой документации, является чрезвычайно важной для таможенных органов для осуществления эффективной импортной таможенной очистки. В то же время следует отдавать себе отчет в том, что потребность в них вызывается необходимостью идентифицировать, проверять, классифицировать и оценивать товары. Формальное требование документа на бумаге и подписи соответствует историческим потребностям и, вне всякого сомнения, до настоящего времени было полностью оправданным, однако меняющиеся обстоятельства требуют переоценки этих требований. В любом случае, ценность документа определяется не столько бумагой, сколько информацией, которую она несет. Преимуществом бумажного документа является то, что он остается неизменным и что в него не может быть внесена дополнительная информация без утраты его достоверности. Даже если, как это нередко бывает, в нем нет необходимой информации или она является частично неверной или даже ложной, он сохраняет свои основные характеристики. Однако недостатком бумажного документа является то, что он не позволяет осуществить быструю передачу данных.
Новое в импортных процедурах
10. Как правило, таможенные органы не выпускают импортные товары до тех пор, пока они не получат импортную декларацию и не дадут своего согласия на увоз товаров. Однако с учетом последних изменений в методах перевозки грузов и, в частности, развития воздушных перевозок грузов, использования системы горизонтальной перегрузки и контейнерных перевозок, таможенные власти ввели различные более гибкие меры, предназначенные для ускорения увоза грузов из аэропортов, портов и пограничных пунктов по представлении упрощенных деклараций, при этом таможенная очистка товаров производится внутри страны по представлении полностью оформленных деклараций.
11. Все большее распространение, особенно на европейском континенте, получает практика осуществления таможенного контроля не в портах или в пограничных пунктах, а в таможнях, расположенных внутри страны, или даже в собственных помещениях торговых фирм. Конечная цель этого состоит в том, чтобы заменить физический контроль проверкой счетов торговых фирм, при условии проведения отдельных контрольных проверок в момент фактического прибытия груза в порт или в момент пересечения границы.
12. Степень введения таможенными властями более гибких методов обработки импортируемых товаров

УКАЗ Президиума ВС СССР от 19.02.1979 n 8883-ix"О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СССР И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭФИОПИЕЙ"  »
Международное законодательство »
Читайте также