РЕКОМЕНДАЦИЯ ЮНЕСКО"О СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ"(Принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ
В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
(Париж, 27 ноября 1978 года)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проводившая в Париже с 24 октября по 28 ноября 1978 года свою двадцатую сессию,
принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи IV Устава Организация разрабатывает и принимает документы, регламентирующие в международном плане вопросы, относящиеся к ее компетенции,
принимая во внимание, что статья VIII Устава Организации гласит, в частности, что "каждое государство-член представляет Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и его деятельности в области образования, науки и культуры",
убежденная в том, что для улучшения международной сопоставимости статистических данных весьма желательно, чтобы национальные учреждения, ведающие сбором и передачей статистических данных, касающихся науки и техники, руководствовались определенными нормами в вопросах определения, классификации и форм представления,
признавая, что усилия государств-членов, направленные на развитие науки и техники, будут способствовать укреплению мира и безопасности во всем мире,
убежденная в том, что сотрудничество в этой области будет также способствовать социально-экономическому прогрессу,
получив предложения о международной стандартизации статистики в области науки и техники, вопрос, фигурирующий в пункте 34 повестки дня сессии,
постановив на своей девятнадцатой сессии, что это вопрос должен быть предметом международной регламентации в форме рекомендации государствам-членам в соответствии со смыслом пункта 4 статьи IV Устава,
принимает сего 27 дня ноября 1978 г. настоящую Рекомендацию.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять следующие положения, касающиеся международной стандартизации статистических данных в области науки и техники, путем принятия законодательных или других мер, которые могут потребоваться, в соответствии с конституционной практикой каждого государства, для выполнения на территории норм и принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения властей и органов, ведающих сбором и передачей статистических данных, касающихся науки и техники.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам представлять ей, в соответствии с установленными ею сроками и формой, доклады о принятых ими мерах по осуществлению настоящей Рекомендации.
I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Сфера применения
1. Статистические данные, рассматриваемые в настоящей Рекомендации, имеют целью обеспечивать по каждому государству-члену стандартизованные данные по определенным видам научно-технической (Н-Т) деятельности и, в частности, по научным исследованиям и разработкам (НИР). Эти статистические данные должны охватывать все национальные учреждения, которые выполняют или финансируют названные виды деятельности.
Определения
2. Нижеприведенные определения должны использоваться при сборе статистических данных, рассматриваемых в настоящей Рекомендации.
2.1. Научно-техническая деятельность (НТД): Систематическая деятельность, тесно связанная с выработкой, дальнейшим развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях. Она включает НИР, научно-техническое образование и подготовку (НТОП), научно-технические службы (НТС), определенные ниже в пунктах "a" - "c":
a) Научные исследования и экспериментальные разработки: любая систематическая и творческая деятельность, направленная на увеличение объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, и использование этого объема знаний для разработки новых способов их применения. В большинстве областей можно различить несколько категорий.
aa) Научно-исследовательская деятельность: любая систематическая и творческая деятельность, направленная на увеличение объема научных знаний и их применения.
- Научно-исследовательская деятельность в области естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук: любая систематическая и творческая деятельность с целью установления связей и сущности явлений природы, познания ее законов и содействия практическому использованию познанных законов, сил и веществ природы.
- Научно-исследовательская деятельность в области социальных и гуманитарных наук: любая систематическая и творческая деятельность, задачей которой является расширение или улучшение полученных знаний о человеке, культуре и обществе, включая их использование для решения социальных и гуманитарных проблем.
- В большинстве областей науки эти исследования могут также классифицироваться или как фундаментальные, или как прикладные:
i) Фундаментальные исследования: экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная прежде всего на получение новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо особой или конкретной цели, связанной с применением или использованием.
ii) Прикладные исследования: оригинальные исследования, предпринятые в целях приобретения новых знаний. Они, однако, направлены прежде всего на достижение конкретной практической цели или задачи.
bb) Экспериментальные разработки: систематическая работа, основанная на существующих знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований и/или на основе практического опыта, которая направлена на производство новых материалов, продуктов и приборов для введения новых процессов, систем и служб и для значительного усовершенствования тех из них, которые уже производятся или введены.
b) Н-Т образование и подготовка (НТОП) в основном на третьей ступени: любые учебные мероприятия по подготовке на уровне высшего специального неуниверситетского образования, высшего образования и подготовки, ведущих к университетскому диплому послеуниверситетской подготовки и совершенствования и организованной непрерывной подготовки научных работников и инженеров. Эти мероприятия соответствуют, в основном, категориям 5, 6 и 7 МСКО.
c) Научно-технические службы (НТС): деятельность, связанная с исследованиями и экспериментальным развитием и способствующая выработке, распространению и применению научно-технических знаний.
i) Н-Т услуги, предоставляемые библиотеками, архивами, центрами информации и документации, справочными службами, центрами научных конгрессов, банками данных и службами обработки информации.
ii) Н-Т услуги, предоставляемые естественнонаучными и/или техническими музеями, ботаническими и зоологическими садами, а также другими Н-Т коллекциями (антропологические, археологические, геологические и т.д.).
iii) Систематическая работа по переводу и подготовке выпуска Н-Т книг, периодических изданий (за исключением учебников для школ и университетов).
iv) Топографическая, геологическая и гидрологическая съемка, регулярные астрономические, метеорологические и сейсмологические наблюдения; инвентаризация почв, растительности, рыб и дикой фауны; регулярные пробы почвы, воздуха и воды; постоянный контроль и наблюдение за уровнем радиоактивности.
v) Геологическая разведка и связанные с нею мероприятия, имеющие целью локализацию и определение минеральных и нефтяных ресурсов.
vi) Сбор информации по гуманитарным, социальным, экономическим и культурным явлениям, целью которого является в большинстве случаев составление текущей статистики, как, например, демографический учет; статистика производства, распределения и потребления; изучение рынка; социальная и культурная статистика и т.д.
vii) Испытания, стандартизация, метрология и контроль качества: постоянные и регулярные работы, целью которых является анализ, контроль и проверка материалов, продукции, устройств и процессов с помощью известных методов, а также установление и сохранение стандартов и эталонов мер.
viii) Постоянные и регулярные работы, целью которых является предоставление консультаций клиентам, другим подразделениям данной организации или независимым потребителям и оказание им помощи в применении достижений науки, техники и управления. Эта деятельность включает также службы популяризации и консультаций, организуемых государством для работников сельского хозяйства и промышленности, но исключает текущие мероприятия проектных и технических бюро.
ix) Патентно-лицензионная деятельность: систематические работы, осуществляемые в государственных органах научного, юридического и административного характера, касающиеся патентов и лицензий.
2.2. Научно-технический персонал: все лица, прямо участвующие в Н-Т деятельности в каком-либо учреждении или объединении и получающие обычно вознаграждения за это. Это группа должна включать научных, инженерно-технических работников (НИТР) и вспомогательный персонал, которые определены в пункте 4 "a" ниже.
a) Научный и технический персонал, занятый НТД полный рабочий день (ПРД): персонал, который посвящает практически все свое рабочее время Н-Т деятельности.
b) Научный и технический персонал, занятый НТД неполный рабочий день (НРД): персонал, который разделяет свое рабочее время между Н-Т деятельностью и другими мероприятиями.
c) Эквивалент полного рабочего дня (ЭПРД): единица оценки, которая соответствует одному лицу, занятому полный рабочий день в течение данного периода. Эта единица служит для преобразования количества лиц, занятых неполный рабочий день, в количество лиц, занятых полный рабочий день. В принципе данные, касающиеся персонала, должны быть высчитаны в ЭПРД, особенно в отношении научных, инженерных и технических работников.
2.3. Отчетный год: период в двенадцать следующих один за другим месяцев, к которому относятся статистические данные. Когда это период распространяется на два календарных года, нужно считать отчетным годом тот, в котором начался этот период.
2.4. Ежегодные расходы: все действительно затраченные суммы в течение отчетного года для выполнения Н-Т деятельности.
a) Ежегодные внутренние расходы: все суммы, действительно затраченные в течение отчетного года для выполнения Н-Т деятельности в пределах одного объединения, одного учреждения или одного сектора деятельности.
b) Ежегодные внешние расходы: все суммы, действительно затраченные в течение рассматриваемого года для выполнения Н-Т деятельности вне одного объединения, одного учреждения или одного сектора деятельности, включая находящиеся за пределами национальной экономической территории.
c) Общая сумма внутренних расходов на Н-Т деятельность: все такие расходы в течение отчетного года в учреждениях и на объектах, находящихся на территории страны; а также на объектах, которые географически расположены за границей: испытательные полигоны или установки, приобретенные или арендованные за границей, а также суда, автомобили, летательные аппараты и спутники, используемые национальными учреждениями. Из этой общей суммы исключаются расходы на Н-Т деятельность, осуществляемую международными организациями, находящимися в данной стране.
2.5. Учреждения, выполняющие Н-Т деятельность: любое учреждение, которое осуществляет Н-Т деятельность постоянным и организованным образом. Термин "учреждение" должен покрывать весьма широкую гамму единиц, имеющих юридический, финансовый, экономический, социальный или политический статус. Как, например: академии, учреждения, предприятия, органы, организации, институты, ассоциации, департаменты, министерства, центры, лаборатории и т.д.
2.6. Сектор деятельности: сектор национальной экономики, объединяющий значительное число учреждений, осуществляющих Н-Т деятельность (в том смысле, в котором она определена в пункте 2.5) и представляющих определенную однородность, с точки зрения их основных функций или услуг, которые они оказывают вне зависимости от их источника финансирования, органа, которому они подотчетны, или категории, осуществляемой НТД. Исходя из этих двух критериев, можно выделить три крупных сектора деятельности: сектор производства, сектор высшего образования и сектор общих служб.
2.7. Области деятельности: отрасли экономической деятельности и области науки и техники, где осуществляются НИР и другие Н-Т мероприятия.
2.8. Категории деятельности: конкретные виды усилий, которые включают Н-Т деятельность, типа НИР и Н-Т образование и подготовка (НТОП), НТС, указанные в пунктах 2.1 "a", 2.1 "b" и 2.1 "c".
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ
3. Людские и финансовые ресурсы, выделяемые на Н-Т деятельность, должны быть классифицированы:
a) в соответствии с категориями и подкатегориями этой деятельности:
i) научные исследования и разработки;
ii) Н-Т образование и подготовка в основном на третьей ступени (НТОП);
iii) научно-технические службы, как указано в 2.1 "c" с "i" по "ix";
b) в соответствии с сектором деятельности:
i) сектор производства, включающий:
- национальные и иностранные промышленные и коммерческие предприятия, расположенные в стране, которые производят и распределяют товары и услуги за вознаграждение, а также учреждения прямо обслуживающие эти предприятия по контракту или без него, какими бы ни были их виды собственности (общественная и частная). Н-Т деятельность этих предприятий и учреждений, тесно связанная с производством, условно называется "Н-Т деятельность, интегрированная с производством";
- правительственные и неправительственные и бесприбыльные учреждения, вся или большая часть Н-Т деятельности которых косвенно обслуживает одну или более категорий или классов деятельности с двух- или трехзначным классификационным номером в МСХК. Н-Т деятельность этих учреждений, связь которых с производством осуществляется только косвенно, условно называется "Н-Т деятельность, не интегрированная с производством". В странах с централизованной экономикой институты НИР, приданные министерствам, ведающим различными отраслями национальной экономики, должны быть включены в эту категорию учреждений;
ii) сектор высшего образования, включающий:
- учреждения высшего образования третьей ступени, требующие в качестве минимального условия успешного завершения полного курса образования второй ступени или доказательства достижения эквивалентного уровня знаний, а также научно-исследовательские институты, испытательные станции, госпитали и другие Н-Т учреждения, которые обслуживают эти заведения и непосредственно им подчинены или ассоциированы с ними;
iii) Сектор общих служб, включающий:
- органы, службы и учреждения, подчиненные центральным органам власти, властям штатов (в федеральных системах), провинциальным,

"ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"(Принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)  »
Международное законодательство »
Читайте также