ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 12 Совета Министров Союзного государства"О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"(Принято 10.03.2004)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 12
О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"
(10 марта 2004 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Предложение Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерства промышленности Республики Беларусь о разработке проекта Программы Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года".
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, государственным заказчиком - Министерство промышленности Республики Беларусь.
3. Государственному заказчику-координатору Программы совместно с государственным заказчиком Программы в первом полугодии 2004 г. подготовить и внести проект Программы в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрено
Постановлением N 12
Совета Министров
Союзного государства
от 10 марта 2004 г.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
"РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"
Согласовано
Государственный секретарь
Союзного государства
П.П.БОРОДИН
от Российской Федерации
Государственный
заказчик-координатор -
Минпромнауки России
заместитель Министра
С.Г.МИТИН
от Республики Беларусь
Государственный
заказчик - Минпром Беларуси
первый заместитель Министра
И.И.ДЕМИДОВИЧ
Головной разработчик и
исполнитель - ЗАО "Центральная
компания МФПГ "БелРусАвто"
Генеральный директор
О.М.ДАНИЛОВ
1. Основание для разработки Программы
Основанием для разработки Программы "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года" (далее - Программа) является Постановление Совета Министров Союзного государства "Об итогах выполнения Совместной программы "Развитие дизельного автомобилестроения" от 15 мая 2001 г. N 9, "Концепция развития автомобильной промышленности России", одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 г. N 978-р., Протокол заседания Совета Министров Союзного государства от 2 апреля 2003 г. N 1, раздел IX.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами на межгосударственном уровне
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, оказывающей значительное влияние на решение экономических, социальных, экологических, оборонных и научно-технических проблем в промышленно-развитых странах.
Автомобилестроение обеспечивает развитие грузового и пассажирского транспорта, от которого зависит функционирование всех отраслей и сфер деятельности экономики государств. От уровня развития автомобильной промышленности во многом зависит эффективное функционирование автотранспорта - важнейшей составной части развития инфраструктуры Российской Федерации и Республики Беларусь во всех отраслях и сферах экономики, включая социальную, развитие рыночных начал, снижение транспортных издержек, дальнейшее развитие экономической интеграции в рамках Союзного государства.
Производство собственных армейских автомобилей, в том числе для обеспечения подвижности многих видов вооружений и военной техники, а также возможность развертывания их выпуска в мобилизационный период способствует обеспечению обороноспособности государства, т.е. имеет стратегическое значение.
Конкурентоспособность и технический уровень автомобильной техники, в первую очередь, определяются качеством применяемых двигателей и других основных комплектующих и систем.
Автотранспорт нового поколения должен активно отвечать самым высоким требованиям по экологии, безопасности, надежности и комфорту.
Организация производства автомобильной техники с прогрессивными технико-экономическими показателями возможна только на базе тесного сотрудничества и взаимодействия с такими отраслями, как станкостроение, приборостроение, нефтехимия, металлургия, электротехника и электроника.
Одним из необходимых условий выполнения указанных задач является использование комплексных программно-целевых методов организации работ в рамках Союзного государства.
Цели и инструменты реализации Союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 г." должны иметь устойчивый и долгосрочный характер и соответствовать приоритетам, которые нашли отражение в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительств Российской Федерации и Республики Беларусь на среднесрочную перспективу".
Анализ рынка на основе прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и основных направлений социально-экономической политики Правительств Российской Федерации и Республики Беларусь показывают, что спрос на большегрузные автомобили в Союзном государстве будет расти и может составить в 2010 гг. более 60 тыс. штук в год.
В настоящее время в России действуют нормы ЕВРО-2, а с 2004 года планируется ввести нормы ЕВРО-3.
Сжатые сроки и сложность решаемых задач требуют объединения усилий предприятий России и Беларуси по своевременной подготовке предприятий-производителей дизельной автомобильной техники к вводу в России и Беларуси норм ЕВРО-3 и в последующие годы - ЕВРО-4.
Автоперевозчики России и Беларуси являются активными участниками рынка международных грузо- и пассажироперевозок, и повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках будет способствовать дальнейшему развитию автомобильных перевозок.
Эти обстоятельства требуют рассмотрения конкурентоспособности дизельной автомобильной техники в плане обеспечения не только показателей норм Правил ЕЭК ООН в отношении ограничения вредных выбросов автомобилями, но и их экономичности, активной и пассивной безопасности и надежности, что потребует разработки и освоения новых агрегатов и компонентов и материалов на предприятиях автомобильной промышленности и смежных отраслях.
Целью Программы является создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей международным современным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.
3. Маркетинг рынка большегрузной дизельной
автомобильной техники
На внутреннем рынке (Россия и СНГ) грузовых автомобилей за последние 10 лет произошли значительные изменения, связанные с падением объемов производства и структурным сдвигом в номенклатуре выпускаемой продукции.
Начиная с 1996 года, наметилась тенденция стабильного роста спроса и производства грузовиков грузоподъемностью до 3,5 тонн. Указанный сектор (УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ) сохраняет устойчивый рост потребления. Однако, в указанном секторе в последнее время наблюдается некоторое насыщение рынка. В секторе среднетоннажных автомобилей (4 - 8 тонн) спрос остается низким, а избыточное наличие мощностей дает основание полагать специалистам о его малой перспективе.
В секторе большегрузных автомобилей грузоподъемностью 8,0 тонн и более наметилась стабилизация спроса с тенденцией к росту. В этом секторе на рынке доминируют автомобили КамАЗ, МАЗ, Урал. Этот сектор, по мнению Минтранса РФ наиболее привлекательный в ближайшей перспективе.
Общий объем продаж большегрузных автомобилей на рынке РФ специалистами оценен в 42 - 43 тыс. штук на сумму 800 млн. долл. США. К 2005 году этот показатель может достигнуть 58 - 60 тыс. штук на сумму 1500 млн. долл. США (без учета продаж запасных частей и прочей продукции). В дальнейшем положение указанных выше производителей на рынке будет определяться способностью предприятий:
- повышать технический уровень продукции и модернизировать производство;
- выбрать оптимальную продуктовую стратегию;
- снижать издержки производства и обращения;
- построить эффективную сеть обслуживания;
- проводить эффективную ценовую, сбытовую и закупочную политику;
- повышать экспортный потенциал и другие мероприятия.
Почти все из указанных направлений требуют значительных инвестиций.
По оценкам специалистов предприятий, на проведение модернизации производства на период до 2005 года только МАЗу потребуется более 250 млн. долл. США. Примерно столько же - предприятиям дизелестроения (ОАО "Автодизель", ОАО "ЯЗДА", ОАО "ЯЗТА").
Начавшееся в 1999 году восстановление реального сектора экономики и рост производства в основных грузообразующих и экспортно-ориентированных отраслях, стимулировали увеличение спроса на услуги транспорта. Общий грузооборот транспортного комплекса в 2001 году составил 3748,8 млрд. ткм., или 103,0% к уровню 2000 года, в том числе объем перевозок грузов вырос на 3,8 процента.
Произошли структурные изменения в транспортном балансе и спросе на услуги транспорта. В 2001 году по приросту объемов в натуральном выражении абсолютным лидером стал автомобильный транспорт, который перевез на 263 млн. т грузов больше, чем в 2000 году. Выросла на 6% (достигнув 40%) доля отечественных автоперевозчиков в транспортировке российских экспортно-импортных грузов.
Все это подтверждает тенденции роста спроса на большегрузные транспортные средства. Так, доля продаж большегрузных автомобилей на российском рынке увеличилась с 25,7% в 2000 году до 31,0% в 2001 году, и до 33% в 2002 году. По прогнозам Минпромнауки России структура рынка будет смещаться в сторону как малотоннажных, так и большегрузных автомобилей.
В то же время решающее влияние на рынок грузовых автомобилей по-прежнему оказывают макроэкономические факторы: незначительное увеличение производства в стране с одной стороны, и напряженное финансовое положение в промышленности, с другой стороны. Норма прибыли по промышленности в 1 квартале 2001 года по данным Госкомстата составила 16%, в 1 квартале 2002 года 18% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года. ОАО "КамАЗ", ОАО "АЗ "Урал" и РУП "МАЗ" - основные производители большегрузных автомобилей, в свою очередь, не располагают достаточными средствами для финансирования развития и формирования оборотного капитала. Ситуация осложняется вступлением предприятий в период реструктуризации накопленной задолженности и необходимостью возврата кредитов прошлых лет.
Устаревшие технологии и износ основных фондов при низком уровне обновления из-за недостатка финансовых ресурсов усугубляют положение предприятий.
Коммерциализация поставщиков материалов и компонентов при отсутствии достаточного выбора их на рынке оказывают значительное влияние на издержки производства.
Ценовая политика монополистов в энергетике и на железнодорожном транспорте также не способствует снижению издержек производства.
Специализация предприятий-производителей автомобилей по-прежнему остается высокой, что предопределяет их участие на рынке лишь в определенных секторах грузовиков.
Позиции крупнейших производителей по итогам 2000 и 2001 годов можно проиллюстрировать по данным ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" (рисунки 1 и 2).
--¬
+-+---------------------------------------------¬ ЗИЛ 1%
+-----------------T------------------------------ КамАЗ 47%
+-----------------+---¬ УралАЗ 17%
+-T-------------------- МАЗ 21%
+-+-----------¬ КРАЗ 1%
L-------------- иномарки 13%
Рис. 1. Доля на рынке крупнейших производителей в 2000 г.
(Источник: ФГУП "НАМИ")
--¬
+-+----------------------------------¬ ЗИЛ 1%
+---------------T--------------------- КамАЗ 36%
+---------------+--¬ УралАЗ 15%
+-T----------------- МАЗ 17%
+-+----------------------------¬ КРАЗ 1%
L------------------------------- иномарки 30%
Рис. 2. Доля на рынке крупнейших производителей в 2001 г.
(Источник: ФГУП "НАМИ")
Из рис. 1 и рис. 2 виден рост доли иномарок с 13% до 30%, что связано с ажиотажным спросом, возникшим из-за возможного повышения ставок таможенных пошлин на импортируемые автомобили бывшие в эксплуатации более 7 лет. Кроме того этот период характерен тем, что импортируемые автомобили реализовывались по бросовым ценам (в среднем 6500 долл. США в зависимости от полной массы автомобилей).
Данные 2002 года и прогнозная оценка по 2003 году приведены на рис. 3 и рис. 4.
2002 год

++----------------------------------¬ ЗИЛ 0,2%
+---------------T-------------------- КамАЗ 35,6%
+---------------+-----¬ УралАЗ 14,8%
+-T-------------------- МАЗ 21,2%
+-+-------------------------¬ КРАЗ 0,9%
L---------------------------- иномарки 27,3%
Рис. 3. Доля на рынке крупнейших производителей в 2002 г.
(Источник: ФГУП "НАМИ", данные "АСМ-ХОЛДИНГ")
2003 год

++------------------------------------¬ ЗИЛ 0,2%
+---------------T---------------------- КамАЗ 36,8%
+---------------+------¬ УралАЗ 14,6%
+-T--------------------- МАЗ 22,2%
+-+-----------------------¬ КРАЗ 0,9%
L-------------------------- иномарки 25,3%
Рис. 4. Доля на рынке крупнейших производителей в 2003 г.
(Источник: ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", Планы КамАЗа и МАЗа)
Из рис. 3 и рис. 4 видно, что доля иномарок постепенно снижается, но несущественно, в основном, в этом секторе прогнозируется сокращение доли автомобилей старше 7 лет при ввозе с 70% в 2001 году до 30% в 2003 году.
Анализ материалов из различных информационных источников показывает, что в общем объеме импортированных большегрузных дизельных автомобилей, бывшие в употреблении автомобили (со сроком эксплуатации более 7 лет) составляют от 70 до 90% (в зависимости от группы по грузоподъемности автомобиля).
Отсутствие запасных частей и достаточно развитого сервиса указанной автомобильной техники приведет к необходимости ее замены в короткие сроки, что может сохранить спрос в этом

УКАЗ Президиума ВС СССР от 09.02.1957"О РАТИФИКАЦИИ ПРОТОКОЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ДЛЯ УНИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛ, КАСАЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ПОДПИСАННОЙ В ВАРШАВЕ 12 ОКТЯБРЯ 1929 ГОДА"  »
Международное законодательство »
Читайте также