РЕКОМЕНДАЦИЯ n 101 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ"(Принята в г. Женеве 26.06.1956 на 39-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 101
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
(Женева, 26 июня 1956 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1956 года на свою тридцать девятую сессию,
постановив принять ряд предложений о профессиональном обучении в сельском хозяйстве, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят шестого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1956 года о профессиональном обучении в сельском хозяйстве:
принимая во внимание, что Международная конференция труда на своей третьей сессии приняла Рекомендацию 1921 года о техническом образовании (в сельском хозяйстве), приглашавшую каждого члена приложить усилия к развитию технического образования в сельском хозяйстве и, в частности, к открытию доступа к нему наемным сельскохозяйственным рабочим на одинаковых условиях со всеми другими лицами, занятыми в сельском хозяйстве;
принимая во внимание, что Международная конференция труда весьма подробно обсудила вопрос профессионального обучения вообще и в частности приняла Рекомендацию 1939 года о профессиональном обучении и Рекомендацию 1950 года о профессиональном обучении взрослых;
принимая во внимание, что Постоянный сельскохозяйственный комитет Международной организации труда изучил отдельные виды профессионального обучения в сельском хозяйстве и сделал по этому поводу предложения;
принимая во внимание необходимость установления и расширения членами Организации надлежащих систем профессионального обучения в сельском хозяйстве,
Конференция рекомендует, чтобы каждый член Организации применил нижеследующие положения, как только это позволят условия страны, и представил Международному бюро труда, по запросу Административного совета, доклад с изложением мер, принятых для проведения в жизнь этих положений.
I. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
1. В каждой стране органы власти, другие надлежащие органы или же те и другие совместно должны следить за тем, чтобы профессиональное обучение в сельском хозяйстве обеспечивалось и организовывалось в соответствии с действенной, продуманной, систематической и согласованной программой.
2. 1) Цели профессионального обучения в сельском хозяйстве должны быть ясно определены в каждой стране с учетом таких условий, как необходимость:
a) давать сельскохозяйственным работникам и работницам различных категорий (неквалифицированным, полуквалифицированным и квалифицированным рабочим, руководителям, земледельцам и домашним хозяйкам) практический навык и знания, необходимые для их профессиональной деятельности, внушать им чувство социального значения выполняемой ими работы и стремиться к признанию общественным мнением ценности сельскохозяйственной профессии;
b) использовать более эффективно в сельском хозяйстве землю, другие природные ресурсы, рабочую силу и капиталы;
c) обеспечивать сохранение земель и прочих природных ресурсов, необходимых для сельского хозяйства;
d) повышать производительность труда, выпуск продукции и урожайность в сельском хозяйстве, улучшать качество сельскохозяйственных продуктов, способы их приготовления и переработки в хозяйствах с целью облегчения их сбыта и в особенности с целью поднятия уровня питания;
e) повышать доходы и уровень жизни, улучшать условия труда, увеличивать возможность занятости и продвижения по работе в сельском хозяйстве, чтобы способствовать устранению существующего в этом отношении неравновесия между сельским хозяйством и другими видами занятий;
f) поощрять механизацию там, где это целесообразно, а также технику безопасности сельскохозяйственного труда и облегчать сельскохозяйственные работы, особенно женщинам и детям;
g) достигать в области занятости надлежащего равновесия между сельским хозяйством и другими отраслями экономической деятельности;
h) обеспечивать сельскую молодежь необходимым профессиональным ориентированием;
i) поощрять в надлежащей мере поступление достаточного числа молодых людей на работу в различные отрасли сельского хозяйства;
j) разрешать проблемы сезонной безработицы и недостаточной занятости в сельском хозяйстве;
k) устранять разрыв между новейшими достижениями агротехники и их практическим применением;
l) улучшать деревенский быт вообще, направляя усилия к тому, чтобы сельскохозяйственная работа стала источником более полного удовлетворения.
2) В этой связи обучение должно включать ознакомление учащихся с надлежащими данными агротехники и методами работы; развитие у них способности суждения и обучение, по мере надобности, планированию сельских работ и принципам и практике управления хозяйством; преподавание должно быть прогрессивно приспособлено к восприимчивости сельского населения к образованию, определяемой, в частности, степенью его социально-экономического развития, и должно быть организовано так, чтобы в конечном счете сельское население могло, по мере возможности, получать образование и подготовку, равноценные качественно, если не в деталях, образованию и подготовке, получаемым городским населением.
II. ОХВАТ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
3. 1) Программа профессионального обучения в сельском хозяйстве должна охватывать все население, занятое в сельском хозяйстве, без различия расы, религии, национальной принадлежности или пола и независимо от его правового отношения к земле; она, например, должна распространяться на всех лиц, являющихся сельскохозяйственными рабочими или земледельцами или желающих стать таковыми, включая сезонных рабочих, сельских работниц и трудящихся, занятых на работах, тесно связанных с сельским хозяйством.
2) По мере необходимости в начальной стадии и в слаборазвитых странах такая программа может ограничиваться обучением лиц, живущих на доступном расстоянии, которых может обучать имеющийся персонал, а также распространяться лишь на районы и категории лиц, наиболее нуждающиеся в обучении и могущие извлечь из этого обучения наибольшую пользу.
3) В слаборазвитых районах, где наблюдается недостаток средств обучения, одним из первых мероприятий должно быть создание штата квалифицированных преподавателей и инструкторов, понимающих и любящих сельскохозяйственную среду и имеющих, по мере возможности, личный опыт сельскохозяйственной жизни и работы.
4) Даже в тех случаях, когда нет таких квалифицированных преподавателей и инструкторов, следует всемерно способствовать организации обучения в сельских хозяйствах и имениях, где земледельцы достаточно сведущи, чтобы давать практическую подготовку.
4. 1) В слаборазвитых странах в первую очередь должно осуществляться обучение грамоте. До профессионального обучения или совместно с ним должен проводиться курс общего образования, включающий основные предметы, соответствующие принятым в данной стране нормам. Когда профессиональное обучение предоставляется в школе, оно должно не только следовать за курсом общего образования, но и сопровождаться им.
2) По мере возможности программы профессионального обучения в сельском хозяйстве должны включать теоретическую подготовку, а также преподавание таких смежных, носящих общий характер, предметов, как социальные вопросы сельской жизни.
5. При выработке программ обучения должны, в частности, учитываться:
a) учащиеся и степень профессиональной квалификации, достижение которой является целью преподавания;
b) аграрная структура, степень развития, достигнутая в сельском хозяйстве, и тип сельскохозяйственного производства;
c) тенденция рынка сельской занятости, а также подвижность рабочей силы или потребность в этой подвижности;
d) уклад социальной жизни, нравы, привычки и стремления сельскохозяйственных общин;
e) общая линия национальной политики.
6. 1) Поскольку это возможно и целесообразно профессиональная подготовка сельскохозяйственного населения должна включать дополнительное обучение, в частности, изготовлению и починке сельскохозяйственных орудий, содержанию и простой починке сельскохозяйственных машин, переработке сельскохозяйственных продуктов, а также постройке и содержанию сельскохозяйственных зданий.
2) В районах, где наблюдается или может возникнуть недостаточная занятость, должна, когда это окажется возможным и целесообразным, предусматриваться организация курсов обучения лиц обоего пола деревенским или иным ремеслам, чтобы обеспечить их возможностью получения дополнительного или другого заработка.
III. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Допрофессиональное обучение
7. Следует принять надлежащие меры для достижения равного уровня образования в сельской и городской местностях и постановки этого образования на одной общей основе. Методы преподавания и, когда целесообразно, программы начальных сельских школ должны отвечать требованиям сельских районов и среды, в которой живут деревенские дети.
8. Для обеспечения общего образования на прочной, широкой основе, для развития понимания природы, ловкости рук и наблюдательности классное преподавание в начальных школах должно дополняться, по мере возможности, практическим обучением в школьных садах и курсами обучения кустарному ремеслу, входящими в школьную программу. Это практическое обучение не должно осуществляться в ущерб курсам и программам общего образования.
9. В сельских местностях слаборазвитых районов должны проводиться программы популяризации основ знаний для ознакомления учащихся, в рамках согласованной программы, с усовершенствованной техникой в области сельского хозяйства, а также в области деревенских промыслов, санитарии, здравоохранения, питания, детской гигиены, сохранения пищевых продуктов, жилищного строительства, сельского благоустройства и путей сообщения. В слаборазвитых странах должно уделяться особое внимание надлежащему обучению обездоленной части сельскохозяйственного населения, особенно ведущей племенной образ жизни, применяющей первобытные методы ведения сельского хозяйства и с весьма низким жизненным уровнем.
Сельскохозяйственное образование в средних школах
10. 1) Когда это является желательным и когда обучение чисто профессионального характера не предусматривается в средней школе, сельскохозяйственное образование в средних школах должно носить общий характер. В сельских районах оно должно соответствовать общегосударственным и местным условиям. Когда сельское хозяйство не преподается, должно предусматриваться постепенное введение этого предмета в курс средних сельских школ. Это преподавание не должно осуществляться в ущерб общеобразовательным курсам и программам.
2) По мере возможности это преподавание должно дополняться практическими занятиями, проводимыми в школьных, опытных и других сельских хозяйствах, причем такого рода работы должны ограничиваться требованиями преподавания.
Сельскохозяйственные учебные заведения
11. Должно предусматриваться учреждение сельскохозяйственных учебных заведений, обеспечивающих надлежащей продолжительности подготовку к сельскохозяйственным работам, производству и сбыту сельскохозяйственных продуктов, методам эксплуатации и руководства, а также другим соответствующим предметам.
12. На дальнейших стадиях разработки программ профессионального обучения должно предусматриваться учреждение:
a) открытых учащимся обоего пола учебных заведений или специальных отделов учебных заведений, готовящих к работе в определенных отраслях сельского хозяйства;
b) открытых учащимся обоего пола учебных заведений или специальных отделов учебных заведений, готовящих сельскохозяйственных работников особых категорий или обучающих специальным знаниям, требуемым в сельском хозяйстве;
c) учебных заведений или специальных отделов учебных заведений, обучающих сельскому домашнему хозяйству.
13. Где это окажется возможным и целесообразным, при сельскохозяйственных учебных заведениях должны существовать хозяйства с тем, чтобы связать теоретическое обучение с сельскохозяйственным трудом и дать учащимся необходимую практическую подготовку; в случае невозможности или в тех случаях, когда явится желательным дополнить такую подготовку, должны осуществляться мероприятия, направленные на проведение необходимого практического обучения на подходящих хозяйствах или опытных станциях с условием, что оно ограничится обучением, необходимым для учащихся.
14. При учреждении сельскохозяйственных учебных заведений должны учитываться:
a) в особенности в слаборазвитых странах с крупными сельскими хозяйствами выгоды, которые может представить для учащихся возможность поступать в такие учебные заведения в качестве пансионеров или полупансионеров;
b) в местностях с достаточной степенью грамотности организация курсов заочного обучения и радиообслуживание сельского населения отдаленных районов с устройством, по мере возможности, дополнительных курсов в учебных заведениях с общежитием;
c) применение наглядно-слуховых пособий.
Сокращенные курсы
15. 1) Сокращенные, сезонные, вечерние и передвижные курсы должны рассматриваться как особенно полезные:
a) для поощрения сыновей и дочерей мелких фермеров и наемных рабочих на улучшение своей профессиональной квалификации и на расширение своих общих познаний;
b) для ознакомления специалистов или фермеров и наемных рабочих с усовершенствованными или новейшими методами;
c) для обучения отдельных категорий трудящихся специальным знаниям и методам, как, например, выращиванию отдельных культур, уходу за скотом и кормлению его, содержанию и пользованию орудиями или машинами, общему содержанию хозяйства и борьбе с болезнями животных и растений и с вредителями.
2) Расписание этих курсов должно соответствовать местным требованиям, и они не должны заменять более длительных курсов, когда устройство последних является возможным и желательным.
Обучение в хозяйствах
16. 1) Когда это является необходимым и целесообразным, органы власти и другие надлежащие органы или же те и другие совместно должны организовывать помещение практикантов в избранные сельские хозяйства, в частности чтобы пополнить подготовку будущих земледельцев, в особенности в районах со сравнительно высоким уровнем агротехники; как правило, этой подготовке должно предшествовать надлежащее общее образование, причем она должна быть организована с учетом присущего данному району типа производственной единицы: будь это деревня, крупное поместье или плантация, кооперативное хозяйство, групповое поселение, мелкое или среднее хозяйство.
2) Хозяйство, в котором проводится это обучение, должно быть представительно и должно тщательно выбираться с учетом, когда целесообразно,

"КОНВЕНЦИЯ О ВЗЫСКАНИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ АЛИМЕНТОВ"(Заключена в г. Нью-Йорке 20.06.1956)  »
Международное законодательство »
Читайте также