Статья xii <*>. ОГРАНИЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ

ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА <*>
1. Несмотря на положения параграфа 1 статьи XI, любая Договаривающаяся Сторона в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса может ограничить количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту, с соблюдением положений нижеследующих параграфов настоящей статьи.
2. a) Импортные ограничения, устанавливаемые, сохраняемые или усиливаемые Договаривающейся Стороной, согласно настоящей статье, не должны быть более значительными, чем это требуется для того, чтобы:
i) предотвратить неминуемую угрозу серьезного сокращения ее валютных резервов или приостановить такое сокращение, или
ii) в том случае, когда речь идет о Договаривающейся Стороне с очень малыми валютными резервами, добиться разумного темпа увеличения ее резервов.
В обоих случаях следует уделить должное внимание любым особым факторам, которые могут влиять на состояние резервов такой Договаривающейся Стороны или на ее потребность в них, включая, в случаях, когда она имеет возможность воспользоваться специальными иностранными кредитами или другими ресурсами, необходимость предусмотреть надлежащее использование таких кредитов или ресурсов.
b) Договаривающиеся Стороны, применяющие ограничения в порядке пункта "a" настоящего параграфа, должны постепенно ослаблять их по мере улучшения положения, сохраняя их только в той мере, в какой условия, перечисленные в этом пункте, все еще оправдывают их применение. Они должны отменить ограничения, когда условия уже больше не будут оправдывать их установление или сохранение согласно настоящему пункту.
3. a) Договаривающиеся Стороны обязуются при проведении их внутренней политики обращать должное внимание на необходимость сохранения или восстановления равновесия в их платежных балансах на здоровой и прочной основе и на желательность избежания нерационального использования производственных ресурсов. Они признают, что для достижения этих целей желательно, по мере возможности, принимать меры, которые скорее расширяют, нежели сокращают международную торговлю.
b) Договаривающиеся Стороны, применяющие ограничения согласно настоящей статье, могут установить эффективность ограничений в отношении импорта различных товаров или групп товаров таким образом, чтобы предоставить приоритет для ввоза таких товаров, которые являются более существенными.
c) Договаривающиеся Стороны, применяющие ограничения согласно настоящей статье, обязуются:
i) избегать причинения ненужного ущерба коммерческим или экономическим интересам любой другой Договаривающейся Стороны <*>;
ii) не применять ограничений таким образом, чтобы воспрепятствовать без разумных оснований ввозу товаров любого описания в минимальных коммерческих количествах, исключение которых нарушило бы нормальный товарооборот; и
iii) не применять ограничений, которые воспрепятствовали бы ввозу коммерческих образцов или воспрепятствовали бы соблюдению положений о патентах, товарных знаках, авторском праве, или аналогичных процедур.
d) Договаривающиеся Стороны признают, что в результате внутренней политики, направленной на достижение и сохранение полной и продуктивной занятости, или на развитие экономических ресурсов, Договаривающаяся Сторона может испытывать большой спрос на импорт, связанный с угрозой для ее валютных резервов такого характера, о котором говорится в параграфе 2 "a" настоящей статьи. Соответственно, от Договаривающейся Стороны, которая в иных отношениях соблюдает положения настоящей статьи, не должно требоваться, чтобы она отменила или изменила ограничения на том основании, что изменения такой политики сделало бы излишними ограничения, которые она применяет согласно настоящей статье.
4. a) Любая Договаривающаяся Сторона, применяющая новые ограничения или повышающая общий уровень действующих ограничений путем существенного усиления мер, применяемых согласно настоящей статье, должна немедленно после установления или усиления таких ограничений (или, при обстоятельствах, когда предварительная консультация является осуществимой, до этого) консультироваться с Договаривающимися Сторонами относительно затруднений в ее платежном балансе, других возможных мер по исправлению положения, а также относительно возможного влияния ограничений на экономику других Договаривающихся Сторон.
b) На дату, подлежащую определению ими <*>, Договаривающиеся Стороны должны пересмотреть все ограничения, все еще применяемые на эту дату согласно настоящей статье. Через год после этой даты Договаривающиеся Стороны, применяющие импортные ограничения согласно настоящей статье, должны ежегодно вступать с Договаривающимися Сторонами в консультации того типа, который предусмотрен в пункте "a" настоящего параграфа.
c) i) Если в ходе консультации с Договаривающейся Стороной согласно пунктам "a" или "b" Договаривающиеся Стороны найдут, что ограничения не совместимы с положениями настоящей статьи или статьи XIII (с соблюдением положений статьи XIV), они должны указать, в чем заключается несоответствие, и могут рекомендовать, чтобы ограничения были соответствующим образом изменены.
ii) Если однако, в результате консультаций Договаривающиеся Стороны установят, что ограничения применяются таким образом, что это влечет за собой серьезное несоответствие с положениями настоящей статьи или статьи XIII (с соблюдением положений статьи XIV), и что в результате этого торговле какой-нибудь Договаривающейся Стороны наносится ущерб или создается угроза ущерба, они должны информировать об этом Договаривающуюся Сторону, применяющую ограничения, и должны сделать соответствующие рекомендации для того, чтобы в течение определенного периода времени было обеспечено соответствие с упомянутыми положениями. Если такая Договаривающаяся Сторона не выполнит эти рекомендации в течение назначенного срока, Договаривающиеся Стороны могут освободить любую Договаривающуюся Сторону, на торговле которой отрицательно сказываются ограничения, от таких обязательств по настоящему Соглашению в отношении Договаривающейся Стороны, применяющей ограничения, какие они признают подходящими в данных обстоятельствах.
d) Договаривающиеся Стороны должны пригласить любую Договаривающуюся Сторону, которая применяет ограничения согласно настоящей статье, вступить с нею в консультации по просьбе любой Договаривающейся Стороны, которая может обосновать "a prima facie case" <**>, что ограничения являются несовместными с положениями настоящей статьи или с положениями статьи XIII (с соблюдением положений статьи XIV) и что они отрицательно отражаются на ее торговле. Однако такого рода соглашение не должно направляться, пока Договаривающиеся Стороны не удостоверятся, что непосредственные переговоры между заинтересованными Договаривающимися Сторонами оказались безуспешными.
--------------------------------
<**> Наличие достаточно серьезных доказательств (лат., англ.).
Если в результате консультаций с Договаривающимися Сторонами не будет достигнуто никакой договоренности и они определят, что ограничения применяются в нарушение указанных выше положений, и что наносится ущерб или создается угроза причинения ущерба торговле Договаривающейся Стороны, поднявшей вопрос, они должны рекомендовать отмену или изменение ограничений. Если ограничения не будут отменены или изменены в течение предписанного Договаривающимися Сторонами срока, они могут освободить Договаривающуюся Сторону, поднявшую вопрос, от таких обязательств по настоящему Соглашению в отношении Договаривающейся Стороны, применяющей ограничения, какие они признают подходящими в данных обстоятельствах.
e) При разбирательстве дела согласно настоящему параграфу Договаривающимся Сторонам следует обращать должное внимание на любые особые внешние факторы, которые отрицательно отражаются на экспортной торговле Договаривающейся Стороны, применяющей ограничения <*>.
f) Решения согласно настоящему параграфу должны выполняться быстро и, по возможности, в течение шестидесяти дней с момента начала консультации.
5. Если имеет место систематическое и широко распространенное применение импортных ограничений согласно настоящей статье, свидетельствующее о существовании общего нарушения равновесия платежного баланса, которое ограничивает международную торговлю, Договаривающиеся Стороны должны начать обсуждение вопроса о том, могут ли быть применены другие меры либо теми Договаривающимися Сторонами, платежные балансы которых находятся в затруднительном положении, либо теми Договаривающимися Сторонами, платежные балансы которых обнаруживают тенденцию быть исключительно благоприятными, или какой-либо соответствующей межправительственной организацией, для того, чтобы устранить вышеуказанные причины нарушения равновесия платежного баланса. По приглашению Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны должны принимать участие в таких обсуждениях.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также