РЕКОМЕНДАЦИЯ n 748 (1975) Парламентской ассамблеи Совета Европы"О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ И УПРАВЛЕНИИ ИМ"(Вместе с "ПРОЕКТОМ МИНИМАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ВЕЩАНИЮ")(Принята 23.01.1975 на 26-ой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы)


[перевод с английского с учетом
французского варианта текста]
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 748 (1975) <*>
О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ И УПРАВЛЕНИИ ИМ
(23 января 1975 года)
--------------------------------
<*> Прения Ассамблеи 23 января 1975 года (18-е заседание) (см. Документ 3520, доклад Комиссии по вопросам культуры и образования).
Ассамблея,
1. рассмотрев работу проходившего в Мюнхене симпозиума, посвященного роли телекоммуникаций в демократическом обществе и управлению ими (24 - 26 июня 1974 года);
2. принимая к сведению доклад своей Комиссии по вопросам культуры и образования относительно данной проблемы (Документ 3520);
3. сознавая, что в настоящее время во многих европейских странах ведутся дискуссии по проблеме управления теле- и радиовещанием, и будучи убеждена, что такое управление должно сохранять, но также может и укреплять демократический характер европейского общества;
4. ссылаясь на проходивший во Флоренции в 1973 году симпозиум, посвященный свободе выражения мнения и роли творческих деятелей в европейском обществе, в частности на его Рекомендацию 719 (1973) об осуществлении свободы художественного творчества;
5. будучи убеждена, однако, что, пользуясь такой свободой, индивиды должны также и нести ответственность за материалы, которые они готовят для возможного вещания, а также отвечать перед законами и нормами, действующими в их странах;
6. ссылаясь на проходивший в Зальцбурге в 1968 году симпозиум, посвященный правам человека и средствам массовой информации, и его Резолюцию 428 (1970) и Рекомендацию 582 (1970) (совместно с Документом 2687) и приветствуя Резолюцию (74) 26 Комитета министров, в которой утверждается право индивидов на ответ по радио и телевидению;
7. считая обязанностью правительств гарантировать, чтобы средства вещания обеспечивали всестороннее обслуживание населения в области:
1. информации,
2. культуры и образования,
3. дискуссий и
4. художественного творчества;
8. считая, что это обслуживание распространяется на общество страны в целом, а также на ее меньшинство;
9. отмечая, что государство является лишь гарантом государственных интересов и что толкование таких интересов должно быть гибким и оно должно обсуждаться самим обществом, а не теми или иными отдельными группами (какими бы благими ни были их намерения), причем определенная степень институционализированного государственного контроля за материалами вещания должна сохраняться;
10. констатируя, что средства вещания активно и во все больших масштабах проникают в жизнь общества;
11. подчеркивая важность просвещения населения при использовании этих средств массовой информации;
12. ссылаясь на работу, проводимую ее парламентской Комиссией по науке и технике в области демократического контроля за технологическим развитием, в частности на проведенный ею недавно симпозиум, посвященный проблемам науки и общественного механизма принятия решений;
13. считая, что еще не все сделано для существенного расширения сотрудничества в области вещания на европейском уровне - как в плане полезного обмена идеями и мыслями, так и в плане его использования в качестве прямого канала улучшения взаимопонимания между народами Европы;
14. сознавая, насколько трудно финансировать теле- и радиовещание, и будучи обеспокоена тем, чтобы обеспечить недопустимость коммерческой направленности программ (с точки зрения их составления или содержания);
15. рекомендует Комитету министров:
a) рассмотреть "Проект минимальных требований к национальному теле- и радиовещанию", содержащийся в Приложении к настоящей рекомендации;
b) предложить правительствам государств - членов рассмотреть вопрос о проведении специальной конференции министров культуры и просвещения и министров по делам средств массовой информации для рассмотрения вопроса о путях согласования общеевропейской политики в отношении культурных и просветительских возможностей теле- и радиовещания.


Приложение
ПРОЕКТ МИНИМАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ВЕЩАНИЮ
a) Всестороннее обслуживание всего населения при наличии:
i. многообразия программ с должным учетом интересов регионов и меньшинств, хотя оно не обязательно должно обеспечиваться на каком-то одном канале;
ii. насыщенности вещания просветительскими и культурными программами;
iii. борьбы, путем сбалансированного составления программ, с культурными, коммерческим и информационным загрязнением;
iv. высокого уровня координации и обмена с другими европейскими теле- и радиовещательными компаниями;
b) свобода выражения мнения без предварительной правительственной и институционализированной цензуры, но при обеспечении следующих условий;
i. права на ответ;
ii. публичной ответственности продюсеров за их программы перед определенной организацией, в первую очередь и прежде всего перед парламентской, демократически представляющей общество;
iii. ответственности самих продюсеров за их программы, а не теле- и радиовещательных учреждений перед действующими в каждом конкретном государстве законами;
c) право индивида иметь доступ к теле- и радиовещанию в принципе, однако при условии сохранения контроля за качеством и при наличии эфирного времени;
d) признание ассоциаций телезрителей и радиослушателей и обеспечение надлежащих возможностей для того, чтобы их мнения могли публично обсуждаться;
e) обучение на всех уровнях просвещения и при помощи самих средств массовой информации пониманию материалов вещания (включая рекламные методы и политическую пропаганду);
f) исследование технологических и социальных аспектов теле- и радиовещания;
g) гибкий подход к внедрению новых методов (например, выбор телезрителями титров, накладываемых на изображение);
h) специальная политика найма для работы в средствах массовой информации, в рамках которой признается особая ответственность этой категории работников за обеспечение обслуживания населения и выполнение обязанностей, которые возникают вследствие этой ответственности;
i) разграничение коммерческих интересов с содержанием и планированием программ;
j) ответственный контроль за радиовещанием, осуществляемы либо непосредственно правительством, либо при посредстве уполномоченных учреждений.

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОБЛЕГЧЕНИЮ НА ВЗАИМНОЙ ОСНОВЕ УСЛОВИЙ ВЪЕЗДА, ПОЕЗДОК И ВЫЕЗДА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГРАЖДАН ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"(Заключено в г. Москве 15.06.2004)  »
Международное законодательство »
Читайте также